Сущность, структура и механизм социального партнерства

Практика показывает, что существует два способа формирования социально- трудовых отношений и разрешения трудовых конфликтов - насильственный и мирный. Социальное партнёрство представляет собой такой тип и систему взаимоотношений между работниками и работодателями, при которой в рамках социального мира обеспечивается согласование их важнейших социально-трудовых интересов. В реальной жизни социальное партнёрство выступает в качестве альтернативы всякой диктатуры класса или личности и является цивилизованным методом разрешения социальных конфликтов на различных уровнях.

В Республике Беларусь заложены законодательные основы для становления эф­фективной формы регулирования социально-трудовых отношений. Приняты законы "О профессиональных союзах", "О коллективных договорах и соглашениях", "О по­рядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)". Ратифицированы соответствующие конвенции МОТ. На уровне республики ежегодно заключается Генеральное соглашение между правительством, республиканскими объединениями профсоюзов и нанимателей.

На региональном и отраслевом уровнях заключаются тарифные соглашения, на­правленные на обеспечение стабильной работы предприятий и отраслей, защиту прав и интересов работников, обеспечение установленных государством минималь­ных социальных гарантий. На предприятиях, в учреждениях и организациях заклю­чаются коллективные договора.

Что же означает словосочетание "социальное партнёрство". Его смысловое зна­чение применительно к сфере регулирования социально-трудовых отношений в об­щем плане - это совместная деятельность правительства, предпринимателей и проф­союзов, направленная на согласование интересов и решение проблем, прежде всего, в социальной и производственный деятельности людей.

Конечно, дословное значение слова "партнёры" как "товарищи по общим интере­сам", не очень точно характеризует истинные отношения между всеми членами тру­дового сотрудничества, так как их интересы не всегда одинаковы. Но в данном слу­чае их интересы сходятся на решении социально-трудовых проблем.

Суть этих проблем в том, что существует рынок труда, на этом рынке есть и про­давец, и покупатель. Они сами должны договариваться о цене и условиях купли -продажи рабочей силы, точнее способностей к труду и возможностей индивида. Но проводиться этот "торг" должен в определённых рамках, цивилизованно, по прави­лам и нормам, защищающим интересы обеих сторон, то есть на основе партнёрских взаимоотношений. Это не только дань традиции стран с развитой рыночной эконо­микой, а объективные требования, вытекающие из новой роли субъектов рынка тру­да - предпринимателей, профсоюзов, правительства, и новых, складывающихся ме­жду ними отношений на основе трипартизма. Трипартизм - это система трёхсто­роннего представительства. Складывание и функционирование системы социально­го партнёрства на основе трипартизма - необходимо для осуществления успешного функционирования механизма контроля над производством. При этом степень раз­витости партнерства прямо пропорциональна степени демократизации управления. В условиях централизовано управляемой экономики с единой государственной соб­ственностью также существовало в специфических формах социальное партнёрство между администрацией предприятий и профсоюзами как участниками управления производством. Но тогда практически 90 % всех решений, связанных с регулирова­нием трудовых и социальных отношений на производстве, принимались в центре, то есть на уровне страны или региона. На долю администрации и профкома предпри­ятия в пределах предоставленных им прав приходилось не более 10 % от объёма решений, касающихся скорее методов и способов выполнения спущенных сверху показателей.

По мере развития децентрализации в управлении, отнесения к компетенции кол­лективов предприятий решения большинства вопросов, регулирующих социально-трудовые отношения, по мере расширения прав республик, краёв, других регионов и городов объективно возникали условия для развития по форме и по существу всего механизма социального партнерства на всех уровнях выработки и принятия реше­ний. В условиях же разгосударствления и смены форм собственности необходи­мость в управлении возрастает еще больше, так как появляются личный и коллек­тивный экономические интересы сторон, каждая из которых хочет приумножить свои доход и прибыль. Работодатель хочет по наиболее низкой цене купить полно­ценную рабочую силу и поддерживать ее деятельность на уровне и в интересах сво­его производства, а работник хочет получить за свой труд столько, сколько нужно для нормальной жизни и труда ему самому и его семье. В общем, речь идет о "деле­же" экономического пирога, который должен проходить максимально справедливо, мирным, цивилизованным способом. Поэтому социальные партнеры должны нау­читься сотрудничать в меняющихся условиях: работодатели (администрация госу­дарственных или муниципальных предприятий, руководители акционерных объеди­нений, предприниматели и владельцы частных производств и компаний и др.) должны добровольно "допустить" к монопольному владению управленческими функциями и их осуществлению второго партнера от трудового коллектива - проф­союз.

Наши рекомендации