Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий

1. Стадия адаптации (рождение — подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.

2. Появление желания выделить себя среди других — стадия идентификации.

3. Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.

4. Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.

5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

Стадии процесса социализации личности по Эриксону (1902-1976):

Стадия младенчества(от 0 до 1,5 года).На этой стадии главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате у ребенка формируется базовое доверие к миру. Динамика развития доверия зависит от матери. Дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психологического развития ребенка.

Стадия раннего детства(от 1,5 до 4 лет). Эта стадия связана с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации. Общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки».

Стадия детства (от 4 до 6 лет). На этой стадии ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра важна для ребенка, так как формирует инициативу, развивает творческие начала. Ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и т.д. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

Стадия, связанная с младшим школьным возрастом(от 6 до 11 лет). На этой стадии ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический этос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, он верит в свои силы, уверен, спокоен. Неудачи в школе приводят к появлению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потере интереса к учебе.

Стадия отрочества(от 11 до 20 лет). На этой стадии формируется центральная форма эгоидентичности (личностного «Я»). Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к нему о самоопределении.

Стадия юности(от 21 до 25 лет). На этой стадии для человека становится актуальным поиск спутника жизни, сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

Стадия зрелости (от 25 до 55/60 лет). На этой стадии развитие идентичности идет всю жизнь, ощущается воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. На этой же стадии личность вкладывает себя в хороший, любимый труд, заботу о детях, удовлетворена своей жизнью.

Стадия старости(старше 55/60 лет). На этой стадии происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно.

В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:

1. биологическая наследственность;

2. физическое окружение;

3. культура, социальное окружение;

4. групповой опыт;

5. индивидуальный опыт.

Социальные нормы. Система социального контроля

Социальные нормы – это правила, выражающие требования общества, социальной группы к поведению личности, группы в их взаимоотношениях друг с другом, социальными институтами, обществом в целом.

Социальные нормы выполняют функции ориентации личности, общности; осуществляют регуляцию и социальный контроль поведения. Социальные нормы определяют модели, эталоны должного. Нормы возникают вследствие потребности в определенном поведении.

Нормативные системы общества не являются застывшими. Они изменяются сами, и изменяется отношение к ним. Полное принятие нормы – конформизм, отклонение от нее – девиация.

Источниками поддержания нормативного поведения могут быть:

– «социальный инстинкт» – следование без раздумья некоторым общим правилам действия;

– «позитивное моральное расположение» – чувство долга;

– боязнь внешнего принуждения, наказания;

– божественная власть.

За нарушение норм применяются социальные санкции. Социальные санкции – система вознаграждений за выполнение норм и наказаний за отклонение от них. По способу воздействия на индивида различают физические, экономические и символические социальные санкции.

Выделяют 4 типа санкций:

1. формальные позитивные – публичное одобрение со стороны официальных организаций: правительственные награды, государственные премии, титулы, ученые степени или звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям;

2. неформальные позитивные – публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплимент, молчаливое признание, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, улыбка и т. д.;

3. формальные негативные – наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, понижение в должности, низложение с престола, отлучение от церкви;

4. неформальные негативные – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, кличка, пренебрежение, отказ подать руку, разоблачительная статья. Под социальным контролем понимается вся совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные (отклоняющиеся) формы поведения с целью их устранения или минимизации. Социальный контроль служит решению двуединой задачи – поддержанию стабильности социальной системы, элементом которой является контролируемый индивид, и в то же время обеспечению развития этой социальной системы.

Эффективность социального контроля зависит не только от формально созданной системы барьеров, внутри которой может действовать контролируемый объект, но и от индивидуальных особенностей человека, определяющих стремление к признанию и безопасности. Воздействие социального контроля в наибольшей степени испытывают на себе индивиды, чье поведение может быть охарактеризовано как отклоняющееся, т. е. не отвечающее групповым нормам. В зависимости от степени этих отклонений группа применяет те или иные санкции к своему члену. Характер этих санкций, адекватность их использования в той или иной ситуации, их дифференцированность во многом определяются уровнем социально-психологического развития конкретной группы.

Выделяется два типа социального контроля:

Внутренний контроль – самоконтроль. В процессе самоконтроля человек самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. Проявляется данный тип контроля в чувстве вины, совести.

Внешний контроль – совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение социальных норм. Внешний контроль существует в неформальной и формальной разновидностях. Неформальный контроль выражается в таких формах, как одобрение или осуждение со стороны родственников, друзей, коллег, знакомых, общественное мнение, традиции, обычаи. Неформальный контроль неэффективен в большой группе.Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации. Он действует на территории всей страны, основывается на писаных нормах – законах, указах, инструкциях, постановлениях. Методы внешнего контроля в зависимости от применяемых санкций делятся на жесткие и мягкие, прямые и косвенные.

Возможны три основные формы внешнего контроля:

1. изоляция – отлучение от общества закоренелых преступников, вплоть до смертной казни;

2. обособление – ограничение контактов, неполная изоляция, например в колонии, психбольнице;

3. реабилитация – подготовка к возвращению к нормальной жизни (например, реабилитация алкоголиков, наркоманов, несовершеннолетних правонарушителей).

В настоящее время сформировались следующие подходы к профилактике девиантного поведения:

– информационный подход – информирование людей о нормативных требованиях, предъявляемых к ним государством и обществом, активное использование в этих целях средств массовой информации, кино, театра, художественной литературы;

– просветительские беседы с будущими родителями (о вреде пьянства и наркомании);

– медико-биологический подход – предупреждение возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера;

В отечественной социологии проблемы социального контроля были наиболее полно рассмотрены в трудах Питирима Сорокина. Автор наметил динамику применения позитивных и негативных санкций: от интенсивного в более примитивных и антагонистических социальных структурах до полного исчезновения в будущем. Сорокин, наряду с другими прогрессивными учеными, писателями, общественными деятелями России (Бердяев, Булгаков, Герцен, Кистяковский, Кони, Набоков, Розанов, Соловьев и многие другие) был последовательным и настойчивым противником смертной казни.

Следует отметить развитие в России новых форм социального контроля в виде деятельности негосударственных / общественных организаций по оказанию помощи заключенным, бездомным, лицам, имеющим проблемы с алкоголем или наркотиками, сексуальным меньшинствам.

Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. Например, странствующий монах в одном обществе считается святым, а в другом-никчемным бездельником. Нас первую очередь интересуют причины негативного поведения.

Отклоняющееся поведения приобрело в последние годы массовый характер и поставило проблемы в центр внимания социологов, психологов, медиков, криминологов. Сейчас усиливаются негативные поведения как-насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация населения, аморальность.

Объяснить причины, условия и факторы, порождающие эти социальные явления, стало насущной проблемой. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд функциональных вопросов, среди которых вопрос о сущности категории «социальная норма» и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен.

Социальная норма находит свою поддержку и воплощение в законах, традициях, обычаях, то есть во всем том, что стало привычкой, вошло в быт, в образ жизни большинства, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений.

В кризисные моменты скачкообразного развития государства невиданный импульс получает развитие преступности. Например, результаты социологического исследования показали, что некоторые люди совершали противоправные действия, но в целом оценивают это как аморальное. [1

Наши рекомендации