Происхождение политики, ее специфика, функции, структура.

Основные причины возникновения политики:

· Объективная потребность в регулировании социальных отношений.

· Становление государства и права.

· Реализация общих интересов.

Аристотель назвал политику высшей формой человеческого общения, понимая политику как деятельность по управлению государственными делами «полиса».

Демокрит и Платонназвали политику высшим из всех искусств, а политическую деятельность – занятием для одаренных, мудрых, справедливых и честных людей.

Н. Макиавеллихарактеризовал политику как совокупность средств, необходимых для того, чтобы овладевать государственной властью и полезно использовать ее для укрепления государственности и выполнения обязанностей перед обществом.

В политологии существует многообразие трактовок политики как общественного явления:

­ Экономическая:политика рассматривается с позиции экономического детерминизма как надстройка над экономическим базисом.

­ Стратификационная: политика – соперничество социальных групп, стремящихся к реализации своих интересов с помощью государственной власти (М.Вебер,П.Сорокин).

­ Правовая: политика – производное от права и ее задача:формирование концепции правового государства (Дж.Локк, Ш.Монтескье,Т.Джеферсон).

­ Этическая: в основу политики положен нормативный, ценностный подход к политике как средству достижения общего благополучия.

­ Институциональная: политика определяется как деятельность государственных и общественных институтов.

­ Антропологическая: источник и сущность политики усматривается в природе человека как социального существа в естественном стремлении людей к цивилизованному общению и коллективному взаимодействию.

­ Конфликтно-консенсуальная: объясняет политику как совокупность социальных противодействий и конфликтов, требующих целенаправленных усилий по их разрешению, примирению субъектов политического процесса.

Предназначение политики:

· Выражение и реализация индивидуальных, групповых и общих интересов членов общества.

· Интеграция различных категорий населения в единое сообщество, поддержание целостности общественной системы, обеспечение ее стабильности и развития.

· Управление общественными процессами, взаимодействие сообщества с внешней средой.

Политика – сфера отношений:

· Индивидов, социальных групп и институтов по поводу использования государственной власти для удовлетворения общественных интересов.

· Государств, союзов государств, международных организаций по поводу урегулирования мировых противоречий и конфликтов, взаимовыгодного сотрудничества.

Виды политики:

· Внутренняя – основные направления деятельности государства по регулированию отношений людей внутри данного сообщества.

· Внешняя – вопросы, связанные с регулированием отношений данного государства с другими государствами и народами.

· Международная – деятельность мирового сообщества в 1-ю очередь ООН по разрешению стоящих перед ним проблем.

Функции политики:

· Интеграция общества, сплочение граждан для достижения общих целей, предупреждения и разрешения социально-политических конфликтов.

· Управление общественными процессами по средствам принятия, выполнения политических решений, использования ресурсов государственной власти, создание и применение механизмов политических действий, государственного контроля, убеждения, принуждения.

· Политическая социализация личности – усвоение человеком политических ценностей, приобщение к управлению делами государства и общества.

· Выражение и реализация социальных интересов.

· Проектирование социально-политического развития.

· Регулирование отношений и поведение субъектов политики, выработка норм поведения и контроль их соблюдения, распределение политических функций и ролей, обеспечение политической коммуникации.

Американский политолог Т. Парсонс выделил 3 функции политики:

­ Определение коллективных целей общественного развития;

­ Мобилизация и принятие решений;

­ Сохранение стабильности социума и распределение ресурсов

Французский политолог Р. Дебре видит главную функцию политики в сохранении целостности и стабильности в обществе.

Структура политики:

­ Субъекты политики – индивиды, социальные общности и группы, общественные и государственные институты.

­ Объекты политики – общество, государство и их институты, социальные группы, проблемы и процессы.

­ Политические организации общества выполняют различные роли и функции, обладают властными полномочиями, закрепленными законом государства.

­ Политические интересы.

­ Политические отношения, регулирующиеся правовыми, политическими и нравственными нормами.

­ Политическое сознание, отраженное в сознании людей, социально-политической реальности, их мысли, ценностные установки, убеждения, психология.

3.2. Взаимопонимание политики с экономикой, моралью, правом.

Важнейшим элементом политической системы общества являются основные сферы развития общества.

Общество – целостная система, составляющими элементами которой являются сложноорганизованные подсистемы или сферы общественной жизни (экономическая, политическая, социальная, духовная).

Экономическая сфера общества – область деятельности, связанная с производством, распределением материальных благ и услуг, включает в себя соответствующие структуры и процессы.

Политическая сфера общества – область деятельности, связанная с регулированием реальных потребностей и интересов людей, включает в себя государственные и общественные институты, нормы ценности, процессы.

Социальная сфера общества – совокупность различных групп и общностей людей, их связь и взаимодействие друг с другом и обществом в целом, включает в себя ряд институтов, организаций, учреждений.

Духовная сфера общества связана с воспроизводством и развитием общественного сознания в его различных формах (искусство, философии, науки, религии).

Политика и экономика.

Влияние политики демократического государства на экономическую жизнь общества проявляется:

­ В разработке и реализации экономических стратегий, отвечающих потребностям общества.

­ В принятии законов и политических решений, эффективно регулирующих и стимулирующих экономические отношения.

­ В создании благоприятных условий для научно-технического и технологического процесса, привлечение инвестиций для обновления и укрепления экономического потенциала страны.

­ В постепенном сужении сферы государственного администрирования в экономике и расширении свободы действий субъектов хозяйствования.

­ В целенаправленном формировании социальной структуры общества, развитие предпринимательства, фермерства и индивидуальных хозяйств как базиса демократических преобразований.

Политика и право.

Политическое управление обществом невозможно без регулирования его нормами права. Политика и право – явления взаимообусловленные. Правовая политика воплощается в Конституции государства, его законах и иных нормативно-правовых актах. Она является средством легитимации (признание другими государствами) социального строя, юридического закрепления и реализации политической стратегии и тактики государства, защиты и укрепления государственности.

Главная задача правовой политики – правовое обеспечение деятельности субъектов политики и демократизации общества, поддержание стабильности и совершенствования политической системы. Гармоническое взаимодействие политики и законов возможно только в правовом государстве.

Политика и мораль.

Два относительно самостоятельных способа регуляции поведения людей. В истории политической мысли прослеживается различные представления о взаимоотношениях политики и морали:

Морализаторские – нравственные принципы имеют приоритетное значение по сравнению с политическими целями. Решающий фактор прогрессивного преобразования в обществе – нравственное совершенствование его граждан. В политике недопустимы безнравственные цели, методы и средства, основатель: Платон с концепцией «Идеальное государство».

Ценностно-негативные – допускается, оправдывается нарушение нравственных норм во имя достижения общего блага, справедливости, укрепления государственности. «Цель оправдывает средства» Н. Макиавелли «Государь».

Компромиссный – признается необходимость соблюдения нравственных норм в политике, учета специфики морали и политики. Без союза с моралью политика лишается гуманных ценностей, превращается в инструмент власти с целью достижения определенного результат.

Политика и наука.

Политика – область взаимодействия науки и искусства. Научный подход к политике означает всесторонний диалектический анализ общественных отношений, социальных проблем и противоречий. Политический авантюризм, игнорирование выводов науки опасны для общества.

ТЕМА 4: Политическая власть

4.1.Происхождение политики. Характеристика власти, структура, функции, формы.

4.2. Легитимность политической власти.

4.1. Происхождение политики. Характеристика власти, структура, функции, формы.

Политическая власть – реальная способность и возможность определенной социальной группы, организации, индивида проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике, политических и правовых нормах.

Т. Гоббс: «Власть – средство достичь блага в будущем и сама жизнь есть вечное и неустанное стремление к власти».

М Вебер: «Власть – возможность осуществлять свою волю вопреки сопротивлению других».

Х. Арендт: «Власть не принадлежит одному человеку, а только группе лиц, действующих совместно».

А. Гиденс: «Обладать властью означает способность изменить порядок вещей».

Власть – система социальных отношений «господства – подчинения», форма организации индивида и общественной жизни.

Власть – возможность и способность осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета права насилия.

Структура власти:

­ субъекты власти. Непосредственные носители, агенты власти: индивид, социальная группа, организация, учреждение, мировое сообщество;

­ объекты власти: человек, социальные группы, этнические общности, государственные органы, общественные организации, учреждения;

­ источники власти: законность, авторитет, желание и умение властвовать, материальные возможности, престиж, интерес, традиции, убеждения;

­ ресурсы власти, её средства и методы: экономические, социальные, нормативно-правовые, административно-принудительные, организационные, культурно-информационные, демографические.

Функции власти:

· управление делами государства и общества;

· поддержание гражданского мира и общественного порядка;

· выявление локализации и разрешение конфликтов в обществе;

· обеспечение общественного согласия – консенсуса;

· принуждение во имя социально-значимых целей и сохранение стабильности в обществе;

· организация и мобилизация общества на решение поставленных задач.

Признаки власти:

· власть – особый вид отношений между субъектами и объектами с целью достижения определенных ресурсов. Субъект – носитель власти, он господствует, принимает решения, обеспечивает их выполнение.

· власть – влияние, право и возможность управлять объектом, подчинить его своей воле.

· власть выражается в нормах, правилах, стимулах, санкциях, психологическом воздействии.

· власть – главная привилегия в обществе. Чем больше её имеют, тем больше её хотят.

· высшая форма политической власти в обществе – государственная власть, решения которой обязательны для исполнения всеми субъектами политики.

Верховенство государственной власти проявляется в следующем:

а) единственный источник власти – народ;

б) действует единая система органов государственной власти, наделенных всеми необходимыми полномочиями для управления обществом;

в) государственная власть суверенна в отношении с другими формами власти;

г) только государственная власть в праве обеспечить конституционный правопорядок, используя насильственные средства и методы.

Политическая власть обладает рядом особенностей:

· публичностью (обращается от имени всего общества с помощью норм права к гражданам);

· наличием единого центра принятия решений;

· выполняет роль арбитра в конфликтах между представителями различных социальных групп;

· обеспечивает максимальную стабильность общества в рамках соблюдения законов и Конституции.

Политическую власть можно охарактеризовать как систему политического господства в обществе, способность её субъектов реализовывать свою властную волю, используя полномочия и ресурсы государства.

Формы политической власти:

· государственная;

· партийная;

· власть общественно-политических организаций и движений.

Социальное предназначение власти:

а. удовлетворение общественных интересов и потребностей;

б. управление обществом, активное содействие его стабильности и прогрессу, реализация прав и свобод личности;

в. совершенствование общественных отношений на основании принципов гуманизма и норм демократии;

г. обеспечение гарантий демократического формирования и функционирования властных институтов, общественного контроля за их деятельностью;

д. защита, укрепление и развитие государства.

Концепции власти:

· системная. Рассматривает власть как свойство политической системы. Т. Парсонс, Г. Алмонд.

· правовая (власть – производная от права). Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ж.Ж. Руссо, И. Кант.

· поведенческая. Возникла в 20-30 г.г. ХХ в., Чикагская школа. Характеризует власть как межличностные отношения, позволяющие одному индивиду влиять на поведение другого.

Органы государственной власти Республики Беларусь в соответствии с Конституцией:

· Президент – Глава государства, гарант конституционных прав граждан;

· Парламент – Национальное Собрание Республики Беларусь, законодательный, представительный орган власти;

· Правительство – Совет министров Республики Беларусь, исполнительная власть;

· Конституционный Суд, общие и хозяйственные суды, судебная власть;

· Прокуратура, Комитет государственного контроля, контрольно-надзорные органы власти.

4.2. Легитимность политической власти.

Легитимность (legitimus – лат. согласованность с законами, правомерный, надлежащий, должный, правильный) – признание народом и политическими силами правомерности, целесообразности власти, ее права управлять и добровольное подчинение предписанным данной властью правилам и нормам.

Легитимная власть – власть, признаваемая народом, которая базируется на его доверии.

Легальная политическая власть (legalis – лат. правовой) – юридически законная власть, сформированная и функционирующая в соответствии с Конституцией и законами страны.

Референдум 17 октября 2004г. об изменении Статьи 81 Конституции РБ – снятии сроков ограничений полномочий Президента РБ, тем самым обеспечил легитимность и легальность политической власти.

Немецкий социолог М. Вебер различал 3 типа легитимности власти:

Традиционная. Основана на авторитете традиций и обычаев. Характерна для стран Востока: Египет, Индия, Персия, Китай, средневековая Европа.

Харизматическая. Основана на вере исключительно личного качества лидеров обладающих особым божественным даром – харизмой. Харизматический способ легитимности власти характерен для переходных обществ, где недостаточно развиты демократические принципы управления.

Рационально-правовая. Ее отличает понимание властью обязательности выполнения долга перед обществом. Граждане доверяют не отдельному представителю власти, а устройству государства, законам, согласно которым действуют институты власти. Характерно для демократических государств, в которых соблюдаются права человека и принципы правопорядка.

Типология легитимности Д. Истона. Выделяет 3 разновидности легитимности:

а. идеологическую;

б. структурную;

в. личную.

Идеологическая основана на соответствии власти определенной идеологии. Граждане убеждены в ценностях, существующего политического строя, как самого передового. Они разделяют идеологические установки правящих элит. Такой тип легитимности власти существовал в СССР. Структурная опирается на приверженность граждан механизму и нормам политического режима. Граждане доверяют существующей системе власти с устоявшимися отработанными механизмами её функционирования.

Великобритания – демократия традиций, парламентаризм, конституционная монархия.

Личная (персонализированная) опирается на одобренного массами власти конкретного лидера. Харизма базируется на вере, на преклонении и готовности подчиняться. Персонализированная легитимность базируется на заслуженном авторитете уважении, на рациональном расчете.

ТЕМА 5: Политическая система общества.

5.1. Понятие политической системы, ее структура и функции.

5.2. Типы современных политических систем.

5.3.Политическая система РБ

5.1. Понятие политической системы, ее структура и функции.

Системный подход в науке получает распространение в 40-е годы XX века. Его основоположник биолог Л. фон Берталанфи предложил идею формирования общей теории систем: междисциплинированной методологии исследования сложно-структурированных объектов, целью которой является выявление общих закономерностей функционирования систем в различных сферах.

Значительное влияние на развитие теории систем оказала кибернетика и идеи Н. Винера.

Термин «политическая система» введен в политическую науку Д. Истоном в 1953 году и с этого времени является одним из ключевых категории политологии.

Политическая система – совокупность институтов государственной власти и общественных объединений, политических отношений и действий, ценностей, функций, полномочий и ресурсов, обеспечивающих управление обществом.

Значительный вклад в развитие теории политических систем внесли Д. Истон, Г. Алмонд, К. Дойч, Т. Парсонс.

Подходы к изучению политических систем:

Институциональный – рассматривает политическую систему государственных и негосударственных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения (Г. Алмонд).

Системный – исследует социальную систему, ее функции, системную теорию политики и политической власти (Т. Парсонс, Д. Истон).

Модель политической системы Д. Истона

Вход   Социум   Выход
Происхождение политики, ее специфика, функции, структура. - student2.ru Происхождение политики, ее специфика, функции, структура. - student2.ru События Факты Требования Преобразования   Государство Политика Партии Объединения   Результат Оценка Решения  

Д. Истон представлял политическую систему как систему принятия политических решений: совокупность механизмов по средствам, которых осуществляется выявление социальных проблем, их постановка и разрешение.

Задача исследования: изучить процесс принятия и реализации решений, обеспечить авторитарное распределение ценностей в обществе.

Г. Алмонд представлял политическую систему как систему социальных отношений. Политическую систему можно исследовать на 2-х уровнях:

· Как систему институтов;

· Как систему ориентации или отношения к этим институтам.

Отношение граждан к политическим институтам складывается и формируется в общественном мнении. На характер общественного мнения влияют качество действий политической системы и тип политической культуры действующий в обществе.

Политическая система, взаимодействуя с обществом, решает конкретные задачи:

· Определяет и реализует политический курс государства;

· Совершенствует механизм власти;

· Мобилизует и распределяет ресурсы общества, необходимые для удовлетворения его потребностей;

· Интегрирует и регулирует поведение субъектов политики.

Политическую систему можно определить как упорядоченную на основе права и иных социальных норм совокупность государственных и негосударственных институтов, в границах которых проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

От других социальных систем политическая система отличается рядом особенностей:

· Верховенство политической системы, статус обязательности ее решения для всех других систем в обществе;

· Определенная самостоятельность, рационализм нашедший отражение в политико-правовых и иных социальных нормах, в таких институтах как лидерство, органы власти;

· Возможность применения физического принуждения в соответствии с нормами права и законам;

· Взаимосвязь с другими сферами общественной жизни: экономической, социальной, духовной.

Структура политической системы общества включает в себя следующие подсистемы:

· Институциональная подсистема включает все государственные и общественные институты, ведущая роль принадлежит государственным органам и учреждениям. Значительную роль политической жизни играют политические партии, общественные организации и движения, группы давления и церковь.

· Нормативно-регулятивная подсистема корректирует и развивает политико-правовые и нравственные нормы, политические обычаи, традиции, поведение и отношение субъектов политики. Особую роль играют правовые нормы, закрепленные в Конституции, законах и других нормативно-правовых актах.

· Коммуникативная подсистема обеспечивает обмен информацией между политической властью и гражданами, соблюдение действующих норм политических отношений и контроль со стороны социальных институтов за деятельностью власти.

· Культурно-идеологическая подсистема включает политическую идеологию и культуру, служит ценностной основой развития и совершенствования политической системы.

· Функциональная подсистемапредставляет собой средства и методы реализации политической системой социальных интересов и властных отношений, обеспечивает взаимосвязь личности, государства, общества.

Основные функции политической системы:

­ Приобщение граждан к политике, формирование и обогащение политической культуры общества;

­ Взаимосвязь элементов политической системы с общественной средой;

­ Мобилизация материальных и человеческих ресурсов на удовлетворение социальных интересов;

­ Поддержание стабильности в обществе на основе общих целей и ценностей;

­ Регулирование общественных процессов посредством «норма творчества», контроля соблюдения законов, принятия и выполнения управленческих решений;

­ Определение и выработка конкретного политического курса, целей и задач, развитие общества;

­ Создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов структуры общества.

Основные критерии политической системы: стабильность, эффективность, легитимность, легальность.

Наши рекомендации