ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА индустриально развитых стран (теория). 2 страница
Что касается промежуточных интересов, то к ним относятся "интересы выживания" (угроза самому существованию государства); "жизненные интересы"(возможность серьезного ущерба и безопасности и благосостоянию ; "периферийные или мелкие интересы (локальные проблемы).
Основная задача дипломатической деятельности по Г.Моргентау - правильно оценить возможности урегулирования через понимание жизненных интересов противостоящих государств и определения их взаимоотношений. В рамках этой задачи тщательно разрабатывалась теория "альянсов". Альянс рассматривался как форма выявления и закрепления общности интересов между двумя и более государствами. устанавливались несколько типов альянсов: идентичные, дополняющие, идеологические, взаимные, односторонние, общие, ограниченные, временные, постоянные, действующие и недействующие.
Следующей основополагающей категорией политического реализма является "государственное (национальное) могущество". Оно включает в себя ряд разнородных элементов: географию, национальные ресурсы (продовольствие и сырье), состояние промышленности, численность населения, военный потенциал, национальный характер, моральный дух общества, качество дипломатии и правительства. Последние два относятся к изменчивым факторам могущества.
Вопросы, на которые пытались дать ответы представители школы "политического реализма", можно сформулировать так: “Как привести государственные цели в соответствие с имеющимися ресурсами, какие цели считать главными, как добиться их реализации?”
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДАВЛЕНИЕ - совокупность методов, способов воздействия сил гражданского общества на государственно-правительственные структуры с целью реализации многообразных интересов. Субъектом д. п. является группа давления, представляющая производственный, конфессиональный, этнический, политический и др. интерес сил гражданского общества. По классификации Кермонна, Мейно, Мунье главным структурным элементом гражданского общества выступает политическая партия и латентные политические силы, которые подразделяются на структурные и конъюнктурные. Политическая сила есть совокупность доктрин, идей, групп или партий, осуществляющих влияние на политическую жизнь, и берет свое начало в гражданском обществе, будучи по существу социальной. Латентные политические силы могут внезапно или постепенно, под влиянием обстоятельств, трансформироваться в активные политические (и даже государственные) силы. К числу структурных латентных сил относятся этносы, элиты, классы, молодежные и феминистские движения и пр. Конъюнктурные латентные силы и есть группы давления - совокупность индивидов, под влиянием общего интереса выражающих свои требования и высказывающих претензии, прямо или косвенно затрагивающих иные сферы общественной жизни. Группы давления отличны от политических элит (ибо используют, как правило, непубличные, косвенные методы воздействия) и политических лобби (которые, институализируясь, действуют официально и легально). По Магдвику, группы давления стремятся повлиять на политическое решение или изменить государственную политику, сами не добиваясь правительственной власти. Они могут быть структурированными и спонтанными, институционными и ассоциированными, используя различные способы д. п.: забастовки, локауты, агитацию, подкуп и т. п. Наиболее могущественными группами давления в современной России, например, являются военно- и агропромышленный комплексы, профсоюзы, армия, производители-экспортеры, топливно-энергетический комплекс.
Будучи составной частью политической корпоративности, они используют всевозможные пути воздействия на властные органы: принятие нужных законов, пересмотр бюджета с целью финансирования собственных программ, изменения в правительстве через введение в него своих представителей, подкуп средств массовой информации и пр. Появление множественных групп давления связано с процессами внутри становящегося гражданского общества - обретением массовидного характера и собственной структуры. Таким образом гражданское общество и его институты, не имея политического характера, получают возможность влиять на государственную власть через различные каналы: партийные, законодательно-представительные, правительственно-бюрократические, мобилизацию общественного мнения, сращивания с иными государственными и гражданскими движениями.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО - политический феномен, представляющий один из субъектов осуществления властных функций в государстве и обществе. Лидерство принадлежит к числу наиболее древних и универсальных институтов человечества, связанных с присущими ему стремлениями сообразовывать стандарты социального поведения индивидов с заданными авторитетными (авторитарными) образцами. Поэтому политическое лидерство, как специфическое преломление данного феномена в политическом процессе, есть тип политического взаимодействия, когда одна личность организует и направляет других людей, с целью их организации на совместную деятельность и ее осуществление, причем векторная цель указанной деятельности получает в результате черты общезначимости, какие бы на самом деле мотивации не определяли реальный интерес лидера в этом процессе. Ролевые функции лидера можно свести к следующему: выдвижение цели, программы, идеала; определение средств их осуществления и координация деятельности группы (общества); "заражение" группы (общества) собственной мотивацией; забота о единстве и сохранении группы; регуляция отношений внутри нее ("арбитраж"); представительство группы во внутренних и внешних сношениях; превращение задач, насущных для общества в конкретную программу действий и др. Представления о побудительных причинах появления политического лидерства различны: доминантная "страсть" ("пассинарность") у Л.Н. Гумилева "отражение низкой самооценки личности" и стремление к компенсации посредством власти собственных внутренних комплексов неполноценности у Лассвелла; "божественная благодать" (харизма) в идеологиях религиозно-мифологического характера; инстинктивная "воля к власти" у Ф.Ницше; импульсы на уровне бессознательного в фрейдизме; комплекс объективных социально-экономических причин в марксизме и пр. Социальная роль политического лидерства различна в зависимости от типа политического режима и исторического периода: лидер - высший чиновник и менеджер в иерархии государственной власти (в западных демократиях); лидер-учитель (в античности); вождь (харизматический лидер) в тоталитарных государствах и обществах "архаичного" типа и т. д. Общий исторический вектор эволюции политического лидерства - испарение трансцендентной "боговдохновенности" и нарастание властного прагматизма. Политическое лидерство обладает широким спектром социальных образов ("масок"): борец, новатор, "отец нации", рутинер, справедливый защитник "униженных и оскорбленных", рубаха-парень. В зависимости от уровня существования института политического лидерства лидер может функционировать как лидер-руководитель, государственный деятель, партийный лидер, партийный функционер, член партии, чиновник. Применительно к режиму осуществления государственной власти лидеры могут быть избираемыми, назначаемыми, наследственными. Исследователи выделяют стиль политического лидерства (отличия выражаются в степени влияния субъективных качеств лидера на исполнение им данных функций) - демократический, командный, авторитарный и пр.
ПОЛИТОЛОГИЯ– отрасль знания о политике, законах структуры, функционирования и развития политической жизни государства и общества, отражающих процесс включения официальных общностей, личности в деятельность по выражению политических интересов и политической власти. Объектом политологии является политическая жизнь людей, социальных общностей, интегрированных в государство и общество. Предметом служит та часть объекта, которая познана на данный период общественно-политического развития, выражена в законах и категориях данной отрасли знания и составляет определенную концепцию знаний об объекте.
К основным разделам политологии можно отнести: предмет и метод политологии, историю политических учений; субстанциональность политики; институциональные элементы политики; духовные компоненты политики; деятельностные, функциональные механизмы политики, политический процесс. Законы и категории политологии находятся в начальной стадии выявления и изучения.
Законы структуры определяют способ организации политических систем, их внутреннюю определенность и взаимообусловленность. Законы функционирования – это существенные, необходимые связи между политическими субъектами в процессе их временного изменения. Они характеризуют движение, не выходящее за пределы достигнутого уровня организации политической системы, сохраняют ее динамическую устойчивость. Законы развития – это законы переход от одного порядка взаимоотношений в системе к другому, от одного состояния структуры к другой.
В общем виде категории политологии можно представить как структурные, функциональные и категории развития. Но это деление условно, так как одна и та же категория может выражать элементы всех законов в зависимости от контекста времени и пространства рассмотрения процесса, отражения в ней политической жизни, политического процесса и т.п. Другие категории относительно жестко привязаны к отражению необходимых связей «своего» закона. Центральными категориями политологии являются такие как политика, политическая власть, политическая система общества, политическая культура, политическая деятельность и другие.
Эти категории есть собственно политологические. В то же время понятийный аппарат политологии включает понятия, имеющие универсальный характер, то есть используемые многими социально-гуманитарными и естественными науками (например, структура, система, функции, развитие, движение и т.п.).
Политология выполняет множество функций, основными из которых можно считать познавательную, мировоззренческую и практически - деятельностную. Познавательная функция фиксирует факт познания, уяснения системы знаний о политике во все ее сложности и противоречивости. В мировоззренческой функции отражаются изменения системы взглядов человека, социальных общностей, место и роль в них политических знаний. Результат познания и изменения мировоззрения выражается в практически-политической деятельности субъектов. Политика по своей природе деятельностна, поэтому все функции политологии и их качество можно выявить и определить только по характеру политической деятельности субъектов. Кроме перечисленных выделяют следующие функции: методологическую, воспитательную, прогностическую, идеологическую и другие. Ясно, что рассмотренные в единстве, они дают представление о политологии.
Политология тесно взаимодействует со многими общественными, гуманитарными науками (экономической теорией, социологией, философией, правом, этикой и др.). Ее роль в российской жизни возрастает, поскольку растет потребность в основательном изучении теории политики, ее осуществления на практике многими субъектами.
В последние годы в российской политической жизни особое место занимают проблемы политических технологий, в частности технология избирательных кампаний, технология разработки, принятия и осуществления политических решений, технология политического имиджа и другие, которые стали предметом обстоятельного изучения в прикладной политологии. Широкое применение компаративистского метода в научных исследованиях позволило появлению еще одной политологической отрасли знания – сравнительной политологии. Таким образом, политология развивается как вширь, так и вглубь.
ПОПУЛИЗМ (фр. populisme, от лат. populus - народ) - идеологически-спекулятивная ориентация субъектов политики на политические идеи широких масс, испытывающих неудовлетворенность своей жизнью. Популизм как феномен получил востребованность в промышленном обществе среди той части населения, которая являлась «промежуточной» между буржуа и пролетариями. К носителям идей популизма можно отнести крестьян, фермеров, мелкую буржуазию, часть пролетариата, люмпенов и т. д.
Политика популизма получает развитие и востребуется в эпоху социальных кризисов. Например, в России популистами считают народников XIX в. В США первая партия популистов возникла в конце прошлого столетия как альянс фермерских и рабочих организаций. Широкое распространение популизм получил в период борьбы стран Африки и Азии с колониальным гнетом. Популистскими лидерами были Сунь Ятсен, М. Ганди, Сукарно и другие.
Стремление осуществить идею равенства, равных возможностей слоев социально ограниченных, является основой данной политики, в отличие от либерализма, который исходит из полноценно социализированных структур. Можно различать популизм реальный и спекулятивный. Реальный популизм заключается в такой политике элиты, которая направлена на ограничение господствующих социальных сил в пользу народа без достаточной легитимности со стороны господствующих классов или слоев. (Подобную политику в Чили проводил С. Альенде.) Спекулятивный популизм характеризуется заигрыванием с основной массой населения на уровне лозунгов с целью поднять авторитет и легитимность субъекта политики. Особенно характерна такая форма для вождизма, фашизма, других структур, которые опираются на харизматического лидера.
Главным недостатком популизма является его утопический романтизм. Он связан с повышенной субъективацией процесса в отношении позитивного разрешения конфликтных противоречий. В постсоциалистической России этот момент политики развит достаточно сильно. Постсоциалистическая политическая ментальность ориентирована на реформирование при сохранении социальной защищенности населения в пределах представлений, сформировавшихся при социализме. Практика показала, что подобная идеология иллюзорна и утопична. Популистские устремления российских политиков не оставляют этих иллюзий. Подобная позиция выполняет функцию вуалирования того обстоятельства, что формирование класса новых капиталистов осуществляется за счет резкого падения жизненного уровня значительной части населения. Поскольку это явление происходит в результате непосредственной деятельности политиков, они пытаются скрыть это обстоятельство и уйти от ответственности.
Можно сделать вывод, что господствующая государственная идеология еще долго будет пронизана популизмом, обещания улучшить положение ограбляемой части населения будут воспроизводиться, а реальное положение населения будет значительно приукрашиваться.
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА теория - широко применяется в западной политологии и социологии для обозначения современного общества.
Концепция индустриального общества разрабатывалась в трудах Р.Дарендорфа (посткапиталистическое общество), Дж.Белла, З.Бжезинского (технотронное общество), А.Турена (программируемое общество), К.Боулдинга (постиндустриальное общество), О.Тоффлера , представителями Римского Клуба.
Согласно концепции постиндустриального общества общественное развитие разделяется на три этапа: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. Доиндустриальное общество определено сельскохозяйственным фактором как главным в общественном производстве, с церковью и армией как главными его институтами; индустриальное общество определяется промышленностью, в которой господствует корпорация, фирма; в постиндустриальном обществе информация, теоретические знания влияют на формирование общественных структур. Университеты как центры сосредоточения знания становятся главными институтами общества.
Один из известных футурологов Дж.Несбитт согласен с тем, что "постиндустриальное общество - это информационное общество". Связываемое с распространением новейших информационных технологий, такое общество рассматривается в контексте качественного прорыва человечества в новое историческое состояние. Адекватное описание предполагаемого прорыва, по мнению Тоффлера, возможно лишь с учетом скачкообразных процессов мирового развития в форме следующих друг за другом волновых всплесков.
Таких волн в истории насчитывается три: от аграрной революции (первая волна) к промышленному обществу (вторая волна), а от него - к информационной эре (третья волна). Технологическая основа этой триады представлена в следующем виде: соха - машина - компьютер.
Подобная концепция придала определенную ценность идее исторической периодизации, которая позволяет локализовать общие пороки буржуазного общества в границах определенной фазы его развития, раскрыть роль и содержание социальных движений.
На этапе доиндустриального этапа развития общества социальные движения и протесты возникают преимущественно в сфере потребления. Типичными признаются "хлебные" бунты в городах и других регионах. В индустриальном обществе центром конфликтов становится производство, сфера отношений труда и капитала. В постиндустриальном обществе конфликты из сферы производства перемещаются в область услуг. Требования связаны с проблемой досуга, потребления, в первую очередь знаний, семейной жизни. Основной конфликт проявляется по линии обладания образованием и контроля над информацией.
Утверждается статусная иерархия не на основе профессии, а на основе образования, уровня культуры и ценностных ориентаций. Уже «символический капитал» (П.Бурдье) в основании системы социальной иерархии и группообразования.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ - рефлективные понятия для обозначения норм и долженствований, регулирующих стандарты социального и индивидуального поведения, взаимозависимости свобод и ответственности государства и человека друг перед другом. В зависимости от статуса личности выделяют политические и гражданские права и обязанности; первые касаются индивида как подданного государства, вторые - члена гражданского общества. Начало учению о правах и обязанностях положила концепция Аристотеля, для которого обязанность личности означает необходимость участия в общественных (полисных) делах и ответственность его перед ним, а права выделяются естественные (природные), полученные человеком при рождении, и волеустановленные - дарованные ему как гражданину государственного образования. Новое время (Т.Гоббс, Д.Локк, И.Кант и др.), продолжая идею Аристотеля, предложило механизм взаимодействия прав и обязанностей. Постепенно складывается теория естественных прав человека (право на жизнь, свободу и безопасность, равенство всех перед законом, свобода совести и слова, собственности, право на участие в решении общественных дел и пр.), неотъемлемых и неотчуждаемых свобод человека. Политические права возникают и основываются на естественных в процессе появления государства путем заключения общественного договора, в результате чего происходит взаимообмен правами и обязанностями между властью и народом: государство обязуется гарантировать безопасность граждан, их естественные, гражданские и политические права, а те, в свою очередь, добровольно принимают на себя обязанность соблюдать установленное властью законодательство. Важнейшие гражданские права: право собственности, свобода создания организаций, право судебной защиты и т. п.; политические: право избирать и быть избранным, занимать любые государственные должности, свобода собраний и манифестаций и т. д. В демократических государствах существует баланс между правами и обязанностями граждан при иных политических режимах паритет нарушается в сторону ужесточения обязанностей. Представления об основных обязанностях определяются общим моральным климатом в обществе, понятием о должном поведении, следовании гражданскому долгу (библейские "десять заповедей", категорический императив И.Канта, "кодекс чести" дворянина, "моральный кодекс строителя коммунизма" и пр.)
Современная концепция политических и гражданских прав отражена во Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Существенной проблемой цивилизации является приведение национальных законодательств и политических процессов в соответствие с международными стандартами. Социальная симметрия в распределении п. и о. в обществе исходит из господствующих в нем представлений о социальной справедливости и общего взаимоотношения между политическим государством и гражданским обществом.
ПРАВА ПОЛИТИЧЕСКИХ МЕНЬШИНСТВ – совокупность прав меньшинств, которые в силу своих этнических, религиозных, идейно-политических, сексуально-поведенческих и т.д. признаков отличны от основной массы или находятся с ней в конфликте и заявляют при этом о воем гражданском равноправии.
Степень терпимости к политическим меньшинствам и уважение их прав определяются, во-первых, характером государственного строя и, во-вторых, господствующими в данном обществе традициями.
В тоталитарных государствах по отношению к политическим меньшинствам применяются террор и насилие. В демократических странах деятельность любых политических меньшинств (если она не противоречит конституции) не только разрешается, но и охраняется законом. В некоторых демократиях (к примеру, в Германии) наказанию подлежит и пропаганда государственно-опасных взглядов (таких, как идеи расизма, фашизма, антисемитизма и т.п.). В годы «холодной войны» в некоторых западных странах была полностью запрещена деятельность коммунистических партий.
Одной из наиболее сложных проблем современной европейской политики является проблема этнических меньшинств. Корень проблемы состоит в том, что самосознание этнических меньшинств остается существенно отличным от менталитета этнического большинства, даже если меньшинства лояльно относятся к государству, в котором живут. Это приводит к многочисленным межэтническим конфликтам, которые могут перерастать в настоящие войны (как в Югославии и России). При разрешении такого рода конфликтов важно меть в виду, что для представителей этнических меньшинств полнокровное участие в государственной жизни состоит не только в доступе к институтам власти, но и в доступе к символическим аспектам политики (право на публичное выражение своей самобытности).
Исторический опыт показывает, что политические воззрения некоторых меньшинств могут со временем стать убеждениями широких слоев общества (экологические движение, сексуальная революция и др.). Замечено также, что терпимое отношение государства к борьбе политических меньшинств за свои права способно не ослабить, а, напротив, укрепить и стабилизировать общественный демократический порядок.
ПРАВИТЕЛЬСТВО– коллегиальный орган исполнительной власти государства и его субъектов, осуществляющий всю полноту этой власти на соответствующей территории. Полномочия федерального и территориальных органов исполнительной власти определяются Конституцией и другими законами, основанными на принципе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в России. В своей деятельности оно руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Правительство Российской Федерации состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров. К полномочиям Правительства России относится: разработка федерального бюджета и обеспечение его исполнения; обеспечение единой финансовой, кредитной и денежной политики; осуществление управления федеральной собственностью; осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики; осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и др.
В сфере науки, культуры, образования Правительство РФ разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки; обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования; обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранения как культурного наследия народов РФ. (Федеральный конституционный закон «О правительстве Российской Федерации», 17 декабря 1997 года). Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
В соответствии с Конституцией федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий вправе создавать свои территориальные органы назначать соответствующих должностных лиц, а также по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий.
Круг полномочий правительств субъектов Федерации определяется федеральными законами, а также законодательным органом субъекта Федерации.
ПРАВО И ПОЛИТИКА - понятия, раскрывающие содержание двух взаимосвязанных сфер общественной жизни. Право - система социальных норм, регулирующих общественные отношения, поведение людей и функционирование государственных органов. Оно - такой же ограничитель власти, как и традиция, сила, обычай, религия или мораль. Взаимоотношения права и политического государства двусторонни: государство санкционирует и конституирует систему права, делая ее публичной, общеобязательной, всеобщей, причем ее нарушение влечет за собой меры государственного воздействия; но, с другой стороны, само государство поддерживается и обеспечивается правом. Объективной иллюзией являются представления о том, что источником происхождения, развития и изменения правовой сферы выступает государство (т. н. "юридический позитивизм" Р.Иеринга, Г.Кельзена и Г.Еллинека). Появлением этого заблуждения мы обязаны десинкретизации первоначально единого социума в Новое время, с выделением, как особых, сфер политики и права, а также соответствующих им видов профессиональной общественной деятельности. На самом деле источником правовых систем выступают отношения и связи, складывающиеся внутри гражданского общества (т. е. вне и до государства), с усложнением процессов производства, собственности, семейной жизни, с выделением личности из общественного целого. Правотворческая деятельность государства закрепляет в правовых нормах закономерности общественного развития, которые выражались до этого в религиозных, моральных установлениях, в традициях и обычае этноса ("обычное право"). Поэтому в праве можно выделить ядро общечеловеческих ценностей, интегрированных в культурном развитии народа, но, кроме того, оно содержит ориентиры и регулятивы для политики, устанавливает границы потестарного воздействия, что особо проявляется в правовом государстве (где гражданин и государство - равные субъекты права). Принято выделять международное и внутреннее право (в последнем различаются уголовное, конституционное, семейное, гражданское (частное), трудовое право - в зависимости от объекта его приложения, т. е. регулируемых ими общественных отношений).
Первые исследования взаимодействия п. и п. на собственной основе (без привлечения сил божественного и сакрального порядка) тоже относятся к Новому времени. Было констатировано отличие естественного (природного) и установленного (законотворческой деятельностью государства) права при приоритете первого (на индивидуальном уровне принимающего форму естественных прав и свобод человека, которые отменить и нарушить не в силах само государство). Уже у Т.Гоббса и Д.Локка содержится основополагающее требование к политической власти - подчинение праву. Это выражается уже в правовом происхождении государства (путем общественного договора, т. е. по сути акта правового). Ш.Монтескье, одним из первых изучавших национальные системы права, обратил внимание на объективную детерминацию их природно-географической средой, национальной психологией, условиями жизни и хозяйствования этноса, утверждая качественное единство правового и политического процессов. "Естественно-правовая школа" (Х.Томазий, С.Пуфендорф, Х.Вольф) главное отличие правовой системы от других нормативов (например, морали) видели в опоре на санкционирующе - карательный авторитет государства. Право может быть сопряжено с "мощью", или силой (Спиноза), справедливостью (Гроций), защищенностью (Т.Гоббс). Первые исторически зафиксированные системы права - "римское право", кодекс Юстиниана, Саллическая и Русская Правда. По Д.Вико, вектор правового процесса в истории - не только в разделении системы права, но и в придании ему всеобщего характера (субъектное расширение правового пространства). Важным следствием правового прогресса явилось появление "частного права", как регулятора жизни в гражданском обществе, охватывающее область частных, индивидуализированных интересов, дела отдельных лиц в экономической, социальной, духовно-нравственной сферах общества.
«ПРАВЫЕ» и «ЛЕВЫЕ» в политике- понятия, в своей совокупности показывающие спектр возможных политических направлений и имеющие определённое значение и в политической мысли.
Адекватное выявление существующих разногласий между политическими направлениями затрудняется тем, что в политической жизни "правые" и "левые" нередко меняются местами.
Термины "правые" и "левые" появились в послереволюционном (1789г.) французском парламенте, в котором возникли три направления, выбравшие (что получилось случайно) свой порядок рассаживания по местам: в правом крыле расположились фельяны - депутаты, желавшие сохранить монархический строй и регулировать его с помощью Конституции; в центре сидели жирондисты - колеблющиеся республиканцы; на левом крыле устроились якобинцы - сторонники радикальных революционных действий, стремящиеся к фундаментальным переменам.