Правовое и социальное государство: политологический анализ

Право рассматривается многими учеными как ключевой признак государства. Поэтому, идея правового государства основывается на узаконенном праве граждан на государственное волеизъявление. Правовое государство – реальное воплощение идей и принципов конституционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Оно представляет собой государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определяются в нем конституцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями.

Целостные концепции правового государства относятся к концу XVII – началу XVIII вв., периоду становления буржуазного общества. В то время утверждались идеи гуманизма в обществе, принципы свободы и равенства всех людей, неотчуждаемости прав человека. Концепции правового государства можно найти в трудах Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, Т. Джефферсона и др.

Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой научной литературе в последней трети XIX столетия в трудах К. Велькера и Р. Фон Моля.

В политологии признается существенный вклад в развитие правового государства русских мыслителей А. Радищева, А. Герцена, Н. Добролюбова, ученых-юристов Б. Чичерина, С. Котляровского, П. Новгородцева и др.

Теория правового государства включает в себя следующие основные моменты:

1. Принцип равенства всех перед законом.

2. Принцип правозаконности. Соблюдение этого принципа означает, что правительство ограничено в своих действиях заранее установленными гласными правилами, строго формальной процедурой, дающей возможность предвидеть с большей точностью, какие меры принуждения будут применять представители власти в той или иной ситуации. Исходя из знания об этом, человек может уверенно планировать свои действия.

3. Реальное функционирование в обществе принципа разделения властей.

4. Взаимная ответственность и доверие государства и личности.

5. Эффективные формы контроля и надзора за осуществлением закона.

Таким образом, правовое государство – это государство, где на практике обеспечено верховенство закона, норм права, где власть основана на праве, им ограничена и через него реализуется.

В соответствии с Конституцией РФ, по своему государственно-правовому устройству Российская Федерация является смешанной (парламентско-президентской) республикой.

Согласно типологии М. Шугарта и Дж. Кэри она может быть отнесена к числу президентско–парламентских стран, которым свойственны следующие характеристики:

· наличие всенародно избранного президента;

· предоставление президенту права назначать и смещать членов кабинета;

· необходимость доверия парламента к членам кабинета;

· право президента на роспуск парламента.

Обратимся к вопросу о социальном государстве. Это такая разновидность государства, которая характеризуется развитой системой социального обеспечения, гарантирующей минимальный уровень жизни и снижение социального риска для наемных работников.

Идея социального государства родилась в Германии середины XIX в. Ее автором был Лоренц фон Штайн. Он писал, что социальное государство обязано содействовать экономическому и социальному прогрессу всех своих граждан. В дальнейшем идею социального государства развили Юлиус Офнер, Герман Геллер, Эдуард Хайман, Франц Нойман и др. Религиозный социолог Эдуард Хайман считает, что выражением идеи социального государства в Европе выступают социальные идеи пролетариата, и именно им Запад обязан тем, что в XX веке произошла трансформация “капиталистического общества в социальное государство”. Особенно активно проблемы социального государства разрабатывались во второй половине XX века в Германии, скандинавских странах, Англии и т.д. Этому способствовало закрепление ценностей социального государства в конституции ФРГ (1943 г.), Франции (1958 г.), Швейцарии (1978 г.). Одна из главных причин обращения к теории и практике социального государства на Западе, по мнению В. П. Милицкого, заключалась в том, что выявилась ограниченность формального закрепления основополагающих прав граждан при сохраняющемся фактическом неравенстве людей. Малоимущие классы и слои требовали, чтобы конституционно закрепленные равные права индивидов были дополнены при непосредственном участии государства созданием необходимых материальных и социальных условий, а также возможностью для реализации юридически оформленных прав. Поэтому процессу формирования институтов и механизмов социального государства в известной мере предшествует становление правового государства, гражданского общества, социально ориентированной экономики. Последняя, при определенных общественных условиях способна трансформироваться в социальное рыночное хозяйство.

Можно выделить три основных типа социального государства:

1. “Позитивное государство социальной защиты”. В нем гарантируется высокий уровень социальной защиты всем гражданам;

2. “Государство социальной безопасности”, которое проводит политику занятости, обеспечивая доходы не ниже прожиточного минимума, гарантирует равенство социальных шансов всем гражданам и др.

3. “Социальное государство всеобщего благоденствия”. В нем реально действуют принципы социальной справедливости, партнерства, выполняются разнообразные программы социального развития, благодаря которым обеспечивается высокая занятость, сглаживаются социальные конфликты, неравенство и др.

По мнению Н. Ферниса и Т. Тилтона, первый тип имеет место в США, второй в Великобритании, третий в Швеции.

В соответствии с типологией ряда немецких авторов социальные государства могут быть представлены в виде либеральных, консервативных и социал-демократических. Им присущи соответствующие типы социальной политики. Между ними есть различия по таким критериям и индикаторам как масштабность социальной защиты граждан от стихийных рыночных сил, удельный вес индивидуального и коллективного финансирования социальных программ, доля частных ассигнований на социальную политику, дифференцированность системы социального обеспечения по разным группам, слоям и классам, степень государственных гарантий занятости населения и др. При этом важное значение имеет удельный вес левых партий в политической системе разных стран, а также характер политической структуры национального правительства.

В современной науке получила распространение следующая классификация национальных моделей социального государства западных стран:

1. Либеральный тип: Австралия, Великобритания, Канада, США, Швейцария, Япония и др.

2. Консервативный тип: Австрия, Бельгия, Германия, Финляндия, Франция и др.

3. Социал-демократический тип: Дания, Норвегия и др.

Таким образом, в разных странах сформировались различные типы социального государства, имеющие в каждом случае национальную специфику. При этом они имеют сущностные характеристики и черты. Последние находят отражение в дефинициях понятия “социальное государство”. Так, зарубежные исследователи Вольфан Абендрот и Курт Ленк утверждают, что социальное государство находит свое выражение в “наличии или становлении гарантированной и регулируемой системы социального обеспечения минимального уровня жизни и снижение социального риска работающим”. По мысли немецкого ученого Герхарда Риттера, природа социального государства наиболее полно выражается в его стратегических целях, которые заключаются в интеграции народа страны посредством социальной защиты, способствующей увеличению его социального равенства и политического самоокружения и одновременно стабилизации и эволюционному изменению существующих социальных, политических и экономических систем посредством процесса постоянной адаптации к ним граждан. Российский социолог и политолог В. Дзодзиев утверждает, что “социальное государство - это такое государство, которое гарантирует каждому своему гражданину достойные условия существования и стремится к созданию примерно равных жизненных шансов в области получения образования, занятости, здравоохранения и т.д. и самореализации личности в целом. Это государство, осуществляющее в обществе социальную справедливость”.

Социальное государство возникает не стихийно, а на основе целенаправленной политической стратегии. Объективными предпосылками его становления и развития выступают социально ориентированные экономика, правовое государство, предусматривающее эффективные гражданские, трудовые, социальные и другие законодательства. Поэтому социальное государство начинает возникать в условиях индустриального общества и достигает высокого уровня развития на постиндустриальной стадии развития.

Принципами устройства и деятельности социального государства выступают открытость политической власти, ее демократизм, гражданский мир, социальное согласие и солидаризм, социальная справедливость и осуществление сильной социальной защиты населения, обширных социальных программ в рамках активной и адресной социальной политики.

Социальное государство - не только специфическое состояние политических институтов и самой власти, но также и любое состояние всего общества, преобразованного на основе социальных ценностей и содействующего самореализации творческого потенциала личности.

Социальное государство представляет собой также особое состояние системы управления социальной сферой. Складывается самостоятельная система социального государства, функциями которой выступают планирование и реализация активной, сильной адресной социальной политики, охватывающей все социальные группы, слои и классы общества.

Существенным показателем результативности активной социальной политики в условиях социального государства является высокая доля расходов на социальные нужды в структуре ВВП развитых стран, которая в настоящее время по Западной Европе составляет 50%.

Исторический опыт показал, что социальное государство и присущая ему активная социальная политика возникают и действуют как в республиках, так и в конституционных монархиях, как в парламентских, так и в президентских республиках, как в унитарных, так и в федеративных странах.

Социальная политика - это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.

Главная задача социальной политики состоит в гармонизации общественных отношений, обеспечении политической стабильности и гражданского согласия. Это достигается поддержанием баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; созданием условий для решения жилищных проблем; удовлетворением спроса населения на качество и количество товаров и услуг; созданием базы для укрепления здоровья населения, роста его духовности, образованности и культуры.

Как отмечают А. В. Лосев и Г. Г. Провадкин, гуманизм социальной политики означает:

* стремление к реализации интересов каждого отдельно взятого человека, обеспечению его конституционных прав на труд, бесплатное лечение и образование;

* перевод экономики на производство товаров народного потребления, сокращение военного производства, демонополизация институтов власти;

* распределение товаров массового спроса, закупленных за счет местного бюджета, среди остронуждающегося населения, а также открытие столовых, больниц, домов для престарелых и инвалидов;

* решение проблем социальной защиты населения.

Характеризуя формы социальной политики, В. П. Милацкий выделяет следующие из них:

o Реактивная. Она имеет место в странах с невысоким уровнем социального экономического развития и выражается в эпизодическом решении государством острых социальных проблем, нерешенность которых составляет угрозу существующему политическому режиму. Государство в рамках данной формы социальной политики действует по принципу “стимул-реакция”. Именно поэтому такую социальную политику называют реактивной;

o Пассивная. Такую социальную политику характеризует декларативное признание государством ее значения и общественного статуса. Однако в своей практической политике государство отводит социальной сфере второстепенное место. Более того, финансирование социальных программ в рамках такой социальной политики подчас осуществляется на основе социального принципа, а благосостояние граждан остается на невысоком уровне. Поэтому отсутствие реального роста уровня жизни в таких условиях государство старается компенсировать чрезмерной политической риторикой и пропагандистскими мерами.

o Активная. Она имеет место в высокоразвитых странах современного мира. Реализация такой политики связана с процессом становления во второй половине XX века в целом ряде западных стран социального государства (государства всеобщего благоденствия), а позднее и общества всеобщего благоденствия.

В заключение главы отметим, что в современных условиях у государства появляются новые проблемы и функции. Так, для современного российского государства актуально завершение формирования государственности РФ со всеми необходимыми атрибутами (границы, гражданство, законы, финансы и др.). А также необходимо создание организационно-правовых условий для развития и укрепления отношений между различными формами собственности. Представляется важным развертывание и укрепление диалога государства и институтов гражданского общества в поддержку демократии.

Вопросы для самоконтроля

1. Выделите предпосылки возникновения государства.

2. Определите сущность и основные признаки государства.

3. Раскройте сущность понятия «правовое государство».

4. Каково взаимодействие правового государства и гражданского общества?

5. Раскройте понятие "социальное государство".

6. Каковы основные внутренние и внешние функции государства?

7. Федеративное устройство РФ: особенности и проблемы.

8. В чем состоят государственные механизмы защиты прав человека?

Литература

1. Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. – М., 2002.

2. Авцинова Г. И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 3.

3. Аринин А. Н. Государство для человека: новая стратегия развития России // Общественные науки и современность. - 2000. - № 6.

4. Жиро Т. Политология. – Харьков, 2006.

5. Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. – М., 1997.

6. Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. – М., 2000.

7. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. - М.: Юрид. лит., 1993.

8. Косов Г. В. Экологическая детерминанта политической динамики современного общества: Монография. - М.: АНМИ, 2003.

9. Косов Г.В. Трансформация государства в условиях глобализации: эколого-политическое основание // Россия в условиях глобализации: философские, социокультурные и политические проблемы. – Невинномысск: Изд-во НГГТИ, 2004. - С. 113 – 124.

10. Лубский А. В. Государственность как матрица российской цивилизации // Гуманитарный ежегодник. 2005. № 4. - Ростов н/Д.: Издательство СКНЦ ВШ, 2005.

11. Медушевский А.Н. Сравнительное конституционное право и политические институты. – М., 2002.

12. Политология / Под ред. А.Ю. Ильина. – 2005.

13. Политология / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гутова. – М., 2005.

14. Современный федерализм: сравнительный анализ. – М., 1995.

15. Социальная политика: парадигмы и приоритеты / Под ред. В. И. Жукова. – М., 2000.

16. Федякин А. В. Образ государства как исследовательская задача современной политологии // Вестник МГУ. – 2005. - № 3. – Сер. 12.– С. 3-10.

17. Чиркин В.Е. Государствоведение. – М., 2000.

Наши рекомендации