Система гостеприимства, транспорт, пути сообщения и финансовые услуги в эпоху средневековья
· Транспорт, дороги и система гостеприимства в Средние века.
· Система гостеприимства.
До достижения определенного масштаба путешествий путники рассчитывали на приют у знакомых или просто добрых людей. Дух корпоративной, сословной и духовной общности, объединявшей людей Средневековья, во многом облегчал жизнь путешественников, которые даже в чужой земле могли рассчитывать на поддержку и солидарность себе подобных. Можно сказать, что в средние века функцию современных туристических документов под-тверждающих право на получение туристских услуг, выполняли рекомендательные письма или устные рекомендации, ссылки на общих знакомых. Система платных туристских услуг обязана своим возникновением паломничествам и торговле.
В раннем и высоком Средневековье система гостеприимства существовала только для паломников. Путники вне города чаще всего находили приют и защиту в монастырях. Здесь они всегда могли получить кусок хлеба, безопасный ночлег и благословение их дальнейшего пути.
Приблизительно до 8 в. число миссионеров, купцов и паломников на дорогах Европы было невелико. С таким потоком справлялись традиционные формы частного гостеприимства, когда любого странника согласно обычаю принимали в любом доме или монастыре (гость в дом - бог в дом). Помощь паломникам считалась большой заслугой перед церковью. На протя-жении всего пути паломники могли бесплатно останавливаться в аббатствах и храмах, распо-ложенных вдоль основных маршрутов. Нередко их приглашал к себе какой-нибудь гостеприимный владелец замка с просьбой украсить семейный вечер рассказом об увиденных странах и пережитых злоключениях. Ведь, несмотря на то, что личность и имущество паломников защищались законом, они, как и другие путники, не могли избежать дорожных опасностей. Всякого рода нежелательные встречи и неприятные истории случались довольно часто, тем более что к благочестивым странникам нередко примыкали искатели приключений всех мастей, причем не только безобидные клирики и монахи, покинувшие монастырь, но и жестокие разбойники с большой дороги.
С конца 8 века число паломников стало возрастать, и появляются свидетельства о строительстве на средства церкви приютов для паломников. Такие приюты находились либо при монастырях, либо на главных дорогах у городских ворот.
Затем приюты для паломников стали создавать и правители. В конце 8 в. в Иерусалиме по указу Карла Великого был построен специальный странноприимный дом для паломников, один из первых. В 9 в. он уже состоял из 12 зданий, библиотеки, имел сад, поля и виноградники.
В 10 веке испанский король Санчо Наваррский распорядился о строительстве приютов для паломников на пути в Сант-Яго. В XI в. приюты — альбергерии и оспиталии, где паломники и лица, их сопровождающие, могли не только отдохнуть, но и получить медицинскую помощь, обменять деньги, появляются на протяжении всего пути следования пилигримов по испанским землям. При альбергериях (горные) и оспиталиях стали появляться и кладбища для пилигримов, содержавшиеся за государственный счет. Приюты на горных дорогах обязывали их смотрителей во время снегопада или тумана звонить в колокола, указывая странникам до-рогу к жилью, если надо, то они должны были выступать и в роли проводников. Должности смотрителей скоро стали дефицитными, так как они очень высоко оплачивались, а их владель-цы за столь важную, нужную и опасную службу получали различные льготы, а некоторые даже возводились в дворянское достоинство.
В Швейцарских Альпах, на перевалах (транзитный путь для паломников из Централь-ной Европы на пути в Италию и далее - в Палестину) до сих пор сохранились такие приюты с тысячелетней традицией. В 960 г. святой Бернар на самой высокой точке прохода через Аль-пы основал странноприимный дом, давший название всей цепи перевалов. Монахи-августинцы оказывали помощь тем, кто решался перейти Пеннинские Альпы. В темные ночи, снежные ураганы они зажигали огни, звонили в колокола и выходили с колокольчиками навстречу заблудившимся путникам, отогревали замерзших. Если путник все же погиб, братия отпевала его и относила на кладбище в горах. В XI в. особенно славился своим приемом па-ломников, следующих из Бургундии в Италию, монастырь на горе Ценисе.
Некоторые монашеские ордена специально создавались для того, чтобы принимать и защищать паломников. Таков был орден каноников Ронсево, каноников Гран-Сен-Бернар (они принимали паломников на самой высокой точке пути к долинам Ломбардии), орден Сен-Жак-д'Эпе, госпитальеры св. Иоанна в Иерусалиме (те самые, которые позднее обосновались на Кипре, затем на Родосе и на Мальте), рыцари-храмовники (тамплиеры). Другие, появившие-ся ранее ордена – клюнийцы, августинцы, цистерцианцы, бернардинцы – устраивали приюты, монастыри и постоялые дворы на пути паломников, направлявшихся в Рим и в другие места. С самого начала своего существования орден премонстрантов создавал большие приюты для бедных, заботился о больных и охранял странников.
С ростом влияния клюнийских монастырей которые в 11-12 вв. во множестве возника-ли по всей Франции, а также в Англии, Германии, Италии и Испании, вся Европа оказалась связанной единой сетью приютов для паломников, в которых получали ночлег и напутствие не только паломники, но и обычные путники. В местах паломничества они воздвигали огромные монастырские гостиницы, которые, несмотря на внешне столь благочестивую цель, как любовь к ближнему, часто были и «выгодным предприятием».
Особую услугу для паломников оказывал рыцарский Орден госпитальеров (иоанни-тов). Он берет свое начало от госпиталя, расположенного в Иерусалиме при монастыре Девы Марии, где еще до арабских завоеваний принимали и лечили пилигримов, пришедших в Свя-тую Землю.
Возникшие ордена госпитальеров и тамплиеров не только помогали больным, выку-пали попавших в плен, но и защищали путников на опасных дорогах. Госпитальерами была создана целая сеть гостиниц по всему Ближнему Востоку. Но постепенно на первое место ста-ли все больше выдвигаться военные цели, помощь паломникам оказывали лишь отдельные рыцари Ордена. В 1259 г. папа римский даже специальным указом утверждает три вида чле-нов Ордена: рыцари, священники и братья-госпитальеры.
Дела ордена процветали до 1291 г., когда госпитальерам пришлось покинуть Палестину и перебраться на Кипр, а затем на Родос. Здесь они создали государство, бывшее долгое время оплотом христианства на Востоке. После того, как турки вытеснили их и с Родоса, в 1530 г. госпитальеры обосновались на Мальте, а их орден стал называться Мальтийским.
Монахи разрабатывали маршрут, остановки в пути, обеспечивали гостиничное обслу-живание для торговцев и паломников, центры приема нищих, госпитали, места ночлега, созда-вали «инициативные группы», которые на языках паломников указывали им маршрут, горные перевалы и броды, места питьевой воды, святыни, которым следует поклониться по дороге, предупреждали о многочисленных опасностях, которых следует избегать.
С началом крестовых походов благотворительные организации, оберегавшие странни-ков, стали создавать приюты и братства проводников, переводчиков, лекарей в тех местах, где скапливались паломники. С конца XI в. подобные братства возникали во многих городах Ан-глии, Франции, Италии, не говоря уже о самой Святой земле, в частности, Иерусалиме. Например, странноприимный дом для паломников в Ронсевале (Наварра) имел отделения (гос-питали Ронсевальской божьей матери) в различных европейских городах, которые кроме пря-мого своего назначения – давать приют паломникам – торговали всякими реликвиями.
Только в XIV–XV вв. массово появились светские постоялые дворы и таверны, которые давали приют путешественникам, в том числе пилигримам. В Европе светская традиция «платного гостеприимства» связана с ростом городов. С XIV—XV вв. во всех сколько-нибудь крупных городах существовали гостиные дворы. Здесь могли остановиться путешественники за умеренную плату. Постоялые дворы располагались обычно на пересечении важных торго-вых дорог или в центре города у рыночной площади, где находились главный собор и ратуша. Постоялые дворы были тем местом, где встречались местные жители и проезжие путешествен-ники, там обсуждались события и происходил обмен мнениями, заключались знакомства и торговые сделки. Для человека, который вез с собой новости (будь это чиновник или курьер из столицы, купец, моряк или путешественник), всегда находилась благодарная аудитория.
Кроме того, во многих трактирах были комнаты для проезжих. Не случайно первые за-ведения такого рода под названием taberna perpetua (круглосуточная торговля вином) появи-лись на Рейне и Мозеле (важнейшая торговая дорога Средневековья). Сведения о них содер-жатся в резолюции местного архиепископа 8 в., которая запрещала духовным лицам посеще-ние этих «злачных мест».
На постоялом дворе могли остановиться несколько десятков человек с лошадьми и ве-щами. Лошадям было обеспечено место в конюшне, а путникам – крыша над головой, постель и еда.
Комнаты для гостей были оборудованы самой необходимой и примитивной мебелью: исцарапанные столы без скатертей, скамьи, полки для посуды, несколько стульев. Нередко столы представляли собой доски, положенные на козлы - такой стол можно было легко убрать после того, как гости поели (чаще всего постояльцы питались в общей комнате и в часы, уста-новленные хозяином).
Нравы того времени были грубы, и часто ссоры между гостями переходили в рукопаш-ную. Поэтому, как правило, гости должны были сдавать оружие, входя в помещение, а одним из главных требований к предметам мебели была их безопасность и невозможность использо-вать в качестве оружия в случае драки.
Обычной едой, подаваемой в таверне, было жаркое, хлеб и эль. Люди богатые возили с собой поваров, чтобы они могли готовить для них более изысканные блюда. Самым почетным и престижным местом считалось место у камина или печи, которые были не только источни-ком тепла, но нередко и главным украшением помещения для гостей - благодаря орнаменту и изразцам. Украшением помещения могла служить и начищенная до блеска медная или оловян-ная посуда на полках у стены. И сегодня в гостиницах в старинном стиле можно увидеть та-кую посуду, но в наши дни она не используется по прямому назначению.
Далеко не каждому постояльцу предоставлялась отдельная комната или кровать – мно-гим приходилось спать в общей постели даже с незнакомыми людьми. Часто в комнате для ночлега размещалось до дюжины постояльцев или более. Спали обычно на скамьях, на тюфя-ках, набитых соломой. Постельного белья в современном понимании тогда не было. Этот обы-чай сохранялся в Европе, по крайней мере, до XVII в.
Гостям более высокого ранга хозяин уступал свою спальню с кроватью. Как сказано в путеводителе «Малая книга с описанием путей по всей Германии, Венгрии и Богемии», из-данный в Германии в 1590 г в., если фортуна к гостю благосклонна, то его проводят в спальню с чистой и мягкой постелью. Гость, пользовавшийся благосклонностью фортуны (или хозяина), мог выспаться на перине. Характерная деталь средневековой (и более поздней) спальни - бал-дахин над кроватью, что было не роскошью, а средством защиты от насекомых
· Финансовые услуги
Аббатства, особенно в раннее Средневековье, были и наиболее важными финансовыми центрами. Все в них предрасполагало к подобной роли: относительно солидные капиталы, ко-торыми они владели, авторитет и доверие, которыми они пользовались, их международное влияние и связи, надежность, святость мест, где располагались аббатства, покровительство князей (в тех случаях, когда власть аббатов была недостаточной). Аббатства служили банками, куда вкладывались деньги и где выдавались кредиты. Частные лица имели обыкновение отда-вать монастырю на хранение самые ценные вещи, наиболее важные документы (о привилеги-ях, о праве на собственность), а также драгоценности. Аббатства широко практиковали ссуды: давали деньги в долг частным лицам, крестьянам, чтобы те могли купить скот или землю; ком-мунам, феодалам, королям и императорам. Примечателен тот факт, что первые Крестовые по-ходы широко финансировались монастырями Запада, и есть все основания думать, что монахи не прогадали. Так, например, клюнийские монахи брали на себя управление владениями па-ломников (это было выгодно обеим сторонам) или получали богатые пожертвования за молит-вы о благополучном возвращении.
Роль монашества еще больше возрастет после того, как ослабнут связи между владель-цами земельных угодий и их управляющими, деканами и арендаторами, когда эти последние, все более обособляясь, станут внимательнее следить за колебанием цен и положением на рын-ке. Движимые неприкрытым желанием получить прибыль, они играли на понижение и повы-шение, на покупке и продаже. Разумеется, в этот период далеко не вся банковская деятельность была «католической». Однако тамплиеры, которые в самом центре Парижа вели международ-ные банковские дела, пользовались необычным правом предоставления убежища, а именно, они могли принимать и защищать налогоплательщиков, которые отказывались платить налог.
· Транспорт
Сухопутные средства сообщения были в средневековой Европе частично унаследованы от варварских народов, а частично достались в наследство от античности. Для перемещения грузов использовали вьючных животных или большими крытыми грузовыми телегами, где колеса часто представляли собой сплошные деревянные диски. С XI по XIII век в обиход широко вошли конские хомуты и подковы, а также четырехколесные тележки, что позволило увеличить пусть не скорость передвижения, но, по крайней мере, вес перевозимых грузов.
Вплоть до XVI в. люди ехали верхом или шли пешком. Редко использовали легкие двух- и четырехколесные повозки. Они и положили в XIV в. начало пассажирским экипажам многих видов. Экипажи, из-за их крайне ограниченного использования, мало подвергались изменениям. Все отличие между грузовыми повозками и повозками для путешественников за-ключалось только во внешней их отделке, поэтому последние отличались нередко роскошным убранством. Во Франции с XIII в. были экипажи, украшенные резьбой и росписью на наруж-ных стенах кузова. Сверху кузов по обручам был обтянут дорогими коврами, а внутри поме-щали множество подушек для ослабления толчков во время езды. Лошадей, чтобы их вид соот-ветствовал убранству экипажа, нередко покрывали дорогими попонами. Указом Филиппа Кра-сивого (1294) правом пользования экипажами обладали лишь женщины княжеского происхож-дения и их ближайшее окружение. И поэтому даже в XV в. использование экипажа восприни-малось как роскошь и было редким явлением.
Еще реже путешественники передвигались на специальных носилках (портшез). К но-силкам прибегали преимущественно больные путешественники, это был более дорогой и мед-ленный, но комфортный способ передвижения. При дальних путешествиях в них впрягали по одной лошади спереди и сзади. Погонщик в этом случае шел с кнутом около носилок. Достаток и социальное происхождение проявлялось в этом случае в изящных украшениях портшеза и дорогих занавесях и подушках.
· Водные пути
Когда позволяли время года и особенности ландшафта, в основном старались пользо-ваться водными путями, более безопасными и дешевыми. Реки, в частности, превосходно подходили для торговых перевозок, по ним транспортировали такие товары, как вино, соль, зерно, лес и шерсть. В этих случаях сухопутные дороги лишь соединяли реки, а во Фландрии для этой цели уже существовали каналы.
Более быстрым был путь по морю. При попутном ветре корабль мог делать до 300 км в сутки, к тому же на море можно было не платить пошлин. Как правило, в 1200 году требова-лось, в зависимости от попутного ветра, 20—50 дней, чтобы по морю дойти из Венеции до Святой земли.
Но опасности здесь были еще и большими, чем на земле. Достигнутая волей случая быстрота продвижения могла быть сведена на нет безнадежными штилями, и встречными вет-рами и течениями. Но эти задержки были мелочью, если вспомнить о пиратах и бурях.
Ничто не имело большего успеха в средние века, нежели избитый, но живо передающий реальность образ корабля, застигнутого бурей. Ни один эпизод не повторяется с такой регуляр-ностью в житиях многочисленных святых, как плавание по морю, реальное или символиче-ское, которое фигурирует на огромном числе миниатюр и витражей. Никакое чудо не было распространено более, нежели вмешательство святого, который успокаивает бурю или воскре-шает потерпевшего кораблекрушение.
Только по Ла-Маншу и Балтийскому морю суда курсировали во всех направлениях, а в других местах боялись выходить в открытое море и ограничивались прибрежным плаванием, иногда на довольно дальние расстояния. Вплоть до появления в 1220 году больших судов ко-рабли имели незначительное водоизмещение, будь то парусники в водах Ла-Манша и Атлан-тики или галеры с веслами и парусами на Средиземном море.
12. Важнейшие торговые пути средневековья.