Гражданская культура-синтез этих 3х,она характеризуется активностью, рациональностью, включенностью в политический процесс
Различия в уровне и структуре политического участия существуют даже в рамках одного типа политической системы (англо-американской, по Г. Алмонду). Еще более разительными они оказываются при сопоставлении этого типа с европейским континентальным, доиндустриальным и посттоталитарным типами.
Исследование форм. Важным видом политического поведения является протест. В условиях социльно-экономической и политической стабильности эти формы политического участия распространены в меньшей степени, чем голосование на выборах и участие в избирательных кампаниях. В условиях кризиса наблюдается резкое повышение удельного веса этих форм (например, в 1968 г. во Франции в разного рода акциях протеста участвовало более 10 млн человек).
Абсентеизм может быть выражением политического протеста и аполитичности (полного отсутствия интереса к политике). Электоральная статистика свидетельствует о том, что в среднем около трети населения России не участвует в выборах федерального уровня.
Исследования мотивов: рациональные мотивы (связанные с ожиданием определенного поведения кандидата), эмоциональные мотивы (основанные на ощущениях: симпатии/антипатии, надежде/сомнении и др.).
Исследование электорального поведения.
Опыт электоральных исследований свидетельствует о том, что участие или неучастие в выборах, голосование за тех или иных кандидатов зависят не только от причин социального и культурного порядка. Чаще всего к ним относят возраст, образование и доход, гендер.
Возраст: с возрастом увеличивается и степень участия в выборах. Это объясняется не только сохранившейся с советских времен привычкой ходить на всякого рода выборы у среднего и старшего возрастов, но и большей степенью их вовлеченности в решение проблем повседневной жизни, а также значительной их зависимостью от государства.
Образование: с ростом уровня образования увеличивается степень участия в выборах. По данным опроса ИСПИ, среди людей со средним образованием ориентировались на участие в выборах 39,2% опрошенных, а среди людей с высшим образованием — 54,9%.
В этом исследовании не зафиксирована взаимосвязь пола и дохода респондентов с участием их в выборах. Зато установлено наличие связи между обеими этими характеристиками и партийными предпочтениями избирателей (голосованием за партийные списки).
В отличие от политологии, где уровень политической активности субъекта определяется по косвенным данным, социологические исследования позволяют его замерить. Существует несколько взаимно дополняющих способов измерения уровня политической активности.
1 - метод опроса. В социологическую анкету закладываются вопросы о готовности участвовать в тех или иных формах политической активности, об отношении к политике, о том, обсуждаются ли политические новости и как часто и т.п. При этом одновременно конструируются индексы, соответствующие определенным уровням политического участия.
Недостатки социологического опроса состоят прежде всего в том, что в данном случае политическая активность изучается по феноменам сознания: готовность участвовать в противоправных действиях вовсе не означает того, что респондент сможет (как субъективно, так и объективно) реализовать эту установку. Кроме того часто политические действия могут быть вызваны ситуацией, в которой субъект оказывается не по своей воле и ему приходится действовать, даже не имея предварительной установки и желания поступать определенным образом.
2 - "анализ событий". Суть этого подхода состоит в контент-анализе средств массовой информации и документов с целью сбора информации об интересующем исследователя событии.
3 - методом включенного наблюдения. Например, для того, чтобы сравнить характер политического поведения различного рода самодеятельных общественно-политических объединений, в некоторых из них работают наблюдатели, фиксирующие свои впечатления в дневнике наблюдения. В нем отражаются периодичность собраний группы, участие в массовых акциях, характер обсуждения стратегии и тактики, типы лидерства, способ включенности в работу группы и т.п. Наблюдение позволяет зафиксировать и объективные, и субъективные составляющие политической активности, выявить зависимость способа политического поведения группы от ее численности, организации работы, политических ориентации и других факторов.
Численность и состав граждан, принимавших участие в различных собраниях, митингах, демонстрациях, акциях протеста и т.д. При отборе показателей социально-политической активности граждан обращают внимание на следующие аспекты: а) Характер мероприятий по направленности (экономический, политически, национальный, религиозный, экологический и т.п.); по соблюдению законности (санкционированный или нет, были ли нарушения закона, общественного порядка). б) Электоральная активность: численность и состав граждан, принимавших участие в выборах различного уровня с указанием о том, состоялись ли выборы или нет. 4. Политическое сознание общества: показатели, отражающие отношение и доверие граждан к политическим институтам, партиям, движениям, политическим документам, решениям, явлениям и процессам, политическим деятелям. Как правило, в их основе лежат материалы социологических исследований.