Изменения и дополнения в к-цию рб, принятые на республиканских референдумах 1996 и 2004 гг
На республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. была принята Конституция Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, т.е. по сути, ее новая редакция. В основном изменения коснулись перераспределения полномочий между Президентом, Парламентом и Правительством.
Основными отличиями Конституции Республики Беларусь в редакции 1996 г. от Конституции Республики Беларусь в редакции от 15 марта 1994 г. являются следующие:
1) закреплен принцип верховенства права;
2) закреплено два государственных языка − белорусский и русский;
3) закреплено право каждого на достойный уровень жизни;
4) изменен круг субъектов, обладающих правом инициировать проведение республиканских референдумов;
5) изменено место и роль Президента Республики Беларусь в государственном механизме, расширена его компетенция;
6) образован двухпалатный Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь (вместо однопалатного Верховного Совета);
7) закреплен принцип косвенного избирательного права;
8) введено право отзыва депутата;
9) изменен статус Правительства — Совета Министров Республики Беларусь, повышена его самостоятельность;
10) изменено место Конституционного Суда Республики Беларусь в системе органов власти (ранее входил в систему органов контроля и надзора, теперь - в систему органов судебной власти), его конституционно-правовой статус;
11) образован Комитет государственного контроля (вместо Контрольной Палаты Республики Беларусь);
12) изменен порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь.
Изменения и дополнения были внесены в ч. 1 ст. 81 Конституции Республики Беларусь на республиканском референдуме 17 октября 2004 г.: была отменена норма об ограничении пребывания на президентской должности два срока.
СТРУКТУРА К-ЦИИ РБ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Внутренняя структура Конституции Республики Беларусь характеризуется определенными особенностями. Она состоит из трех .частей: преамбула, основная часть и заключительные и переходные положения.
В преамбуле говорится:
— о цели принятия Конституции — утверждение прав и свобод каждого гражданина Республики Беларусь, обеспечение гражданского согласия, незыблемых устоев народовластия и правового государства;
— о принципах (основополагающих началах), на которых основывается Конституция, а именно: принцип ответственности народа Республики Беларусь за настоящее и будущее; принцип приверженности общечеловеческим ценностям, принцип неотъемлемости права на самоопределение.
Основная часть Конституции состоит из 8 разделов 8 глав, 140 статей.
Первый раздел посвящен основам конституционного строя. В нем закреплены конституционные характеристики белорусского государства: унитарное, демократическое, социальное, правовое; основные принципы конституционного строя: народный суверенитет, разделение и взаимодействие властей, верховенство права взаимная ответственность государства и личности, политический, идеологический плюрализм и др.
Второй раздел «Личность, общество, государство» закрепляет права, свободы и обязанности человека и гражданина, что означает особое к ним внимание (в прежних конституциях данная глава находилась в последней части).
Третий раздел «Избирательная система. Референдум» фиксирует основные положения избирательного права Республики Беларусь: принципы избирательного права Республики Беларусь; виды, инициаторов и порядок проведения референдума в Республике Беларусь.
Раздел четвертый «Президент, Парламент, Правительство, суд» посвящен статусу органов государственной власти. Следует отметить, что изложение глав в данном разделе построено, с одной стороны, в соответствии с принципом разделения властей, а с другой — с точки зрения реально занимаемого места в иерархии государственных органов.
Пятый раздел «Местное управление и самоуправление» закрепляет наиболее важные вопросы, связанные с организацией и деятельностью местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов.
Раздел шестой «Прокуратура. Комитет государственного контроля» посвящен статусу контрольно-надзорных органов государства.
Раздел седьмой «Финансово-кредитная система Республики Беларусь» содержит нормы, относящиеся к бюджетной системе, банковской системе Республики Беларусь.
Раздел восьмой «Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения» определяет порядок действия Конституции и порядок внесения в нее изменений и дополнений.
Заключительные и переходные положения— им посвящен раздел девять Конституции Республики Беларусь. В этой части обычно решаются вопросы правопреемства и создания новых государственных органов. Следует отметить, что Конституция Республики Беларусь в редакции от 15 марта 1994 г. не содержала подобного раздела, а аналогичные нормы были закреплены в Законе от 15 марта 1994 г. № 2876-ХІІ «О порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь».
В целом, действующая Конституция Республики Беларусь состоит из преамбулы, 9 разделов, 8 глав, 146 статей.
13. ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Конституция Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г., предусматривает два способа ее изменения: Парламентом и через референдум.
Инициатива внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь принадлежит двум субъектам:
− Президенту Республики Беларусь;
− народу Республики Беларусь в количестве не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.
Первый способ внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь — Парламентом. Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента. Применяется правило простого двойного вотума: закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев (ч.1 ст.139 Конституции Республики Беларусь). При этом закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь называется конституционным и считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламента.
Парламент не может вносить изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь:
— в период чрезвычайного положения;
— в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.
Второй способ внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь — через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования (ч.2 ст.140 Конституции Республики Беларусь).
Часть 3 ст.140 Конституции Республики Беларусь предусматривает, что разделы I, II, IV, VIII могут быть изменены только путем референдума.
14. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РБ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Конституционный строй — это такой государственный и общественный строй, который определен демократической Конституцией как Основным Законом страны и для которого в силу демократизма Конституции характерны указанные выше черты.
К элементам конституционного строя Республики Беларусь относят: власть народа, политическую систему, экономическую систему и социальную основу белорусского общества.
Основы конституционного строя — это основные принципы Конституции, которые предопределяют государственное и общественное устройство.
К основам конституционного строя можно отнести:
— гуманизм («Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства» — ч.1 ст.2 Конституции Республики Беларусь);
— демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, политическом, экономическом и идеологическом многообразии;
— социально ориентированная рыночная экономика;
— унитаризм;
— провозглашение Республики Беларусь правовым государством;
— республиканская форма правления;
— государственный суверенитет Республики Беларусь.
К числу основных принципов конституционного строя Республики Беларусь можно отнести принципы демократизма, гуманизма, законности.
18. КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РБ
Экономическая система представляет собой совокупность экономических отношений, исторически обусловленных характером собственности, существующей в государстве. К ним относятся отношения собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ.
Исходной базой экономических отношений является собственность. Право собственности представляет собой возможность владения, пользования и распоряжения конкретным имуществом. Часть 1 ст.13 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что собственность может быть государственной и частной. Субъектами права государственной собственности выступает Республика Беларусь (республиканская собственность) и административно-территориальные единицы (коммунальная собственность). Субъектами права частной собственности могут выступать физические и негосударственные юридические лица.
Конституция Республики Беларусь закрепляет юридическое равенство всех форм собственности, которое включает их равную защиту.
В соответствии с ч.6 ст.13 Конституции Республик Беларусь недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства, земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. В развитие данного конституционного положения был принят Закон от 5 мая 1998 г. №156-3 «Об объектах, находящихся только в собственности государства».
Важной особенностью является закрепление на конституционном уровне идеи социальной функции собственности: «осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц» (ч.6 ст.44 Конституции Республики Беларусь).
Конституция Республики Беларусь закрепляет возможность перевода имущества из частной собственности в государственную, т.е. национализации. Принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременной и полной компенсацией стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда» (ч.5 ст.44 Конституции Республики Беларусь).
Следующим элементом экономической системы является труд. Гражданам Республики Беларусь гарантировано право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, т.е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда (ч.1 ст.41 Конституции Республики Беларусь).
Конституция устанавливает свободу труда, запрещая принудительный труд, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении (ч.4 ст.41 Конституции Республики Беларусь). Гарантируется справедливая доля вознаграждения за труд. Женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности (ч.2 ст.42 Конституции Республики Беларусь).
Важным элементом экономической системы являются финансы. Конституция Республики Беларусь содержит раздел седьмой «Финансово-кредитная система Республики Беларусь». В него включены основополагающие положения о республиканских и местных бюджетах, о банковской системе Республики Беларусь.
Конституция Республики Беларусь закрепляет также принципы экономической деятельности. Один из важнейших конституционных принципов современной Беларуси в сфере экономики − свобода экономической деятельности (ч.4 ст.13 Конституции). Он связан с разнообразием форм собственности, свободой предпринимательства, свободным перемещением товаров, услуг и финансовых средств, свободой труда, свободой обращения товаров и услуг (свободой торговли) и другими факторами, названными в разных частях Конституции. Вместе с тем, провозглашение свободы экономической деятельности не только не исключает, но и предполагает детальное и систематическое государственное регулирование экономических отношений.
Основной Закон исходит из принципа социально ориентированной рыночной экономики, хотя он и не нашел в ней отчетливого словесного выражения. Об этом свидетельствует ч.5 ст.13 Конституции, которая закрепляет следующую норму: «Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и экономической деятельности в социальных целях». Этими требованиями предопределяется сущность политики государства в сфере образования, социального обеспечения, привлечения к труду, занятости, налогообложения и т.д. Названный принцип предполагает сочетание саморегулирования общества с государственным регулированием. Вместе с тем, государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (ч.5 ст.13 Конституции Республики Беларусь). Все вышесказанное подтверждает положение о том, что тип современной белорусской экономики − "смешанная экономика", т.е. социально ориентированная рыночная экономика.