Философия социализма и философия истории а.п. бутенко
Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека.
Конфуций. Лунь юй (Беседы и суждения).
Общие установки исследования и основные этапы становления
Философии А.П. Бутенко
Подводя итоги развития социалистической мысли ХХ столетия, среди наиболее ярких, интересных и смелых отечественных мыслителей можно назвать имя Анатолия Павловича Бутенко.
Анатолий Павлович Бутенко (19 апреля 1925 – 9 мая 2005) – доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, участник Великой отечественной войны. В шестнадцать лет пошел добровольцем на фронт, для чего приписал к своему действительному возрасту два лишних года. Этим объясняется разница между действительной (1925 г.) и официальной (1923 г.) датами его рождения. Окончил философский факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В 1964-1988 гг. – заведующий отделом общих проблем социализма Института экономики мировой социалистической системы (ИМСС) АН СССР. В 1988-2005 гг. – главный научный сотрудник ИМСС (с 1993 г. - Института международных экономических и политических исследований РАН). Научное наследие А.П. Бутенко составляет 445 работ, ряд из которых переведен на английский, немецкий, французский, болгарский, венгерский, румынский, польский, монгольский и другие языки.
Следует сразу отметить, что данный очерк носит исключительно историографический характер и направлен на обзор «сквозных» тем последних двадцати лет творчества А.П. Бутенко. В задачу автора не входит изучение более раннего периода творчества известного российского философа. За рамками очерка также остаются - рассмотрение чрезвычайно интересного идейного поля его научного окружения (речь должна идти, прежде всего, о коллективе Института экономики мировой социалистической системы АН СССР/Института международных экономических и политических исследований РАН), описание интереснейшей и поучительной теоретической полемики, на протяжении многих лет сопровождавшей выступления Анатолия Павловича, демонстрация методологических возможностей его концепции. Все это может стать предметом отдельных исследований.
Модель социализма, утвердившаяся в ХХ столетии в России и странах Центральной и Восточной Европы, стала их (нашим) ответом на глобальный модернистский «вызов», брошенный всему остальному миру сначала европейским, а затем и североамериканским Западом. Как показывает история (и те ее исследователи, которые, подобно А.П. Бутенко, глубоко вникли в суть вопроса), это был не самый лучший ответ. Но, наверное, лучше уж такой, чем вообще никакого. На вызов нельзя было не ответить. Те страны, народы и культуры, которые пытались уклониться от активного «делания» истории исчезали с лица Земли либо превращались в неудачников, вынужденных прозябать на обочине истории. История, согласно пессимистическому замечанию Г.В.Ф. Гегеля, учит только тому, что она ничему не учит. Даже если она и такова, то и тогда из исторической памяти людей нельзя вычеркнуть эпохи глобальных взлетов и глобальных же потрясений. Горький исторический опыт гораздо более важен для «побежденных», чем победные реляции исторических «победителей», ибо только он может позволить преодолеть трудности и свершить наконец столь долго лелеемый исторический прорыв.
Проблема социализма неизменно находится в центре общественной мысли России, начиная с середины XIX века. Поэтому неудивительно, что философская мысль самого Бутенко, жившего в «первой в мире стране социализма», окрашена социалистически. При резком изменении центральной темы общественной проблематики и в связи с наступление «новой» - «постсоциалистической» - эпохи философ своим приоритетам не изменил. Хотя социализму и досталось немало горьких слов от современных исследователей, как и им самим немало перепало от ныне попираемого ими социализма. И в хорошем и в плохом смысле этого слова. Философия истории Бутенко вырастает из стремления мыслителя исследовать исторические истоки социализма, возродить замутненную казарменным социализмом классическую теорию, восстановить прерванную связь времен. При этом концепция Бутенко отличается взвешенностью оценок, он категорически возражает против однозначно негативистских оценок социализма. Бутенко не желает видеть в социализме (точнее, в строе, который назывался социализмом) один лишь исторический провал и «вырванные» годы.
Знакомясь с трудами А.П. Бутенко нельзя не заметить, что его философскую концепцию отличает предельная последовательность взглядов, нигде не переходящая в догматизм. Эта черта крайне востребована в периоды крутых исторических изломов и потрясений. Крутая ломка взглядов, способная ввергнуть - и неизменно ввергающая - общество в шок, должна быть уравновешена цельностью мировосприятия, каковой в наших специфических условиях обладают лишь немногие теоретические системы, в т.ч. очищенный от сталинских «наслоений» классический марксизм.
Хорошо известно (но не в своем отечестве?), что пренебрежительное отношение к теоретической традиции приводит к нарушению преемственности в развитии общества, слепое преклонение перед теорией ведет к научному застою и отставанию. Дискуссия о природе, проблемах становления и перспективах социализма как общественного строя была оборвана и свернута с распадом СССР. Но проблема осталась. В бывших странах «народной демократии», а также в ряде стран бывшего СССР (в странах Балтии, на Украине и в Грузии) период социализма представлен как «оккупационный» и вычеркнут из истории. Вот потому их так и лихорадит сегодня. Мозаичное восприятие собственной история не только нарушает историческую память, не дает в полной мере понять уроки прошлых ошибок, но и лишает перспективного видения. В этой связи теоретические воззрения Бутенко могут быть представлены как элемент более широкой философской традиции, создающей дополнительные социальные опоры и позволяющей адаптировать определенное общество к стремительно меняющимся внешним и внутренним факторам.
С начала 80-х гг. ХХ столетия могут отсчитываться этапы становления Бутенко-самобытного мыслителя, уже достаточно широко известного в стране и ярко выделяющегося из обыденного и порой безликого сообщества советских (позднее российских) докторов и кандидатов наук. Эти этапы довольно четко увязываются с известной линией развития самого нашего общества. Каждому из них, как правило, соответствует некая стержневая философская категория или группа категорий, вокруг которой выстраивается соответствующий данному периоду теоретический ряд. В центре его исследований неизменно пребывает тема социализма.
Можно говорить о трех важнейших периодах творчества А.П. Бутенко. Первый период приходится на время «позднего советского социализма», называемого также «развитым социалистическим обществом» или, иначе, в иной плоскости, «периодом застоя». Здесь центральными пунктами философии социализма Бутенко выступают понятия «реальный социализм», «противоречия социализма» и «деформации социализма». Второй период связан со временами «перестройки», или «периодом распада мирового социализма». Центральной категорией теперь предстает «модель социализма», выступающая в двух основных формах – «социализма научного» и «казарменного социализма». Третий период творчества мыслителя развивается в рамках «постсоветского» и «постсоциалистического» времени. Он сконцентрирован вокруг категорий «историческое забегание» и «скрытые формы изменения природы политической власти». Выбор последней темы вовсе не удивителен для времен, в которые, используя аналогию с Китаем, сначала (и уже в который раз, если вспомнить аналогичные ситуации времен нэпа, краткого послевоенного периода, хрущевской «оттепели», а теперь уже и горбачевской «перестройки») позволяют «расцвести ста цветам», а затем эти «цветы» безжалостно (и в очередной раз) вытаптывают.
Каждый из этих периодов может быть охарактеризован также в плане приоритетности проблем теории (философии) социализма или философии истории для самого мыслителя. Поначалу Бутенко практически не затрагивает философской проблематики истории, обращаясь к ней от случая к случаю (например, в своем развернутом очерке о критериях общественного прогресса). На следующем этапе своего последнего творческого двадцатилетия он уже исследует историю советского общества как философ, получивший доступ к неизвестным ранее фактам и долгое время скрываемым источникам, хотя и не касается проблематики процессуальных форм развития истории. В завершающем периоде мысль Бутенко практически целиком сосредоточивается на проблемах истоков, процессуальных форм развертывания и исторической роли (смысла) социализма, представляя таким образом философию социализма как философию истории или, иначе, возводя теорию социализма на базе философии истории. Бутенко неизменно ориентирован на то, чтобы не допустить разрыва с марксистской традицией. Он видит свою задачу в приведении классического марксистского наследия в соответствие с запросами текущего времени.