Разгосударствление и приватизации. Основные этапы приватизации в Казахстане
Идея адаптированной модернизации как модели транзитной экономики, учитывающая национально-государственную специфику, этнокультурные особенности, реальное положение государства в геополитических, геоэкономических и геокультурных структурах, впервые была озвучена и обоснована Н.А. Назарбаевым в работе «На пороге XXI века» Многоаспектная адаптированная модернизация была избрана как наиболее плодотворная в процессе выработки конкретной национальной программы перехода к рынку и рыночным отношениям.
В современном мире нет необходимости изобретать «рыночный велосипед», следует опираться на опыт стран, успешно осуществивших экономическую трансформацию. Но и механически заимствовать чужой опыт нельзя. Великое множество моделей модернизации - от Турции и Южной Кореи до Китая и Мексики - лишь подтверждает необходимость именно адаптированной, а не схематической модернизации.
В развитии рыночных отношений центральная роль принадлежит отношениям собственности. Но в условиях монополии государственной собственности, как это было в экономике, оставшейся от советской эпохи, о рыночных отношениях речи быть не могло. Поэтому в модернизации казахстанской экономики и развитии рыночных отношений центральную роль занимал процесс приватизации, то есть процесс трансформации государственной собственности в частную.
В странах со сложившейся рыночной экономикой четко определены стратегия приватизации государственной собственности, ее цели, подходы, формы и методы. Собственность подлежит непременно продаже в той или иной форме, что ведет, во-первых, к сокращению бюджетного дефицита, во-вторых, к росту эффективности производства. Она продается либо на аукционах, либо на конкурсах или же акционируется с последующей продажей акций предприятия. Это основное требование рынка. В условиях Казахстана приватизация имела существенные особенности. Объективной необходимостью являлось не затягивание, а ускорение формирования рыночно ориентированных хозяйственных структур и критического слоя собственников как эффективно хозяйствующих субъектов.
При проведении приватизации необходимо было учитывать следующее: а государственной собственности к началу экономических реформ находилось 80% основных фондов, которые предполагалось снизить на 30-40%; приватизация осуществлялась в условиях экономического кризиса; происходило усиление инфляции, соответственно население не было способно участвовать в покупке средств производства; преобладала сырьевая и добывающая промышленность; и другие факторы.
Правовой основой разгосударствления и приватизации стали законы Республики Казахстан «О разгосударствлении и приватизации» от 22 июня 1991 года и «О приватизации» от 23 декабря 1995 года. Закон «О разгосударствлении и приватизации» определял приватизацию как продажу государственного имущества в собственность физическим, негосударственным юридическим и иностранным юридическим лицам, производимую по воле государства как собственника, в рамках специальных процедур. Объектами армватизации были названы такие виды государственного имущества, как государствеенное предприятие, учреждение, производственные и непроизводственные подразделения, имущество предприятия, акции, доли в уставных капиталах товариществ с ограниченной ответственностью и другие.
Закон «О разгосударствлении и приватизации» предусматривал следующие формы преобразования объектов государственной собственности: сдача имущества в аренду; выкуп имущества, сданного в аренду; выкуп имущества членами трудового коллектива; продажа имущества по конкурсу или на аукционе; преобразование госпредприятия в акционерное общество. При приватизации средних и крупных госпредприятий преобладало создание акционерных обществ (АО), а приватизация мелких и средних предприятий, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания в основном осуществлялась через прямые продажи.
Приватизация в Казахстане прошла четыре этапа. На первом этапе 1991-1992 годы - приватизация носила инициативный характер, когда государственные органы принимали решение после получения от коллектива предприятия соответствующей заявки. И лишь тогда проводились аукционы, конкурсы или осуществлялась безвозмездная передача трудовому коллективу производственной и социальной инфраструктуры. Была разработана первая «Программа разгосударствления и приватизации государствеиной собственности в Казахской ССР на 1991-1992 годы», которая основывалась на идее максимального вовлечения граждан страны в процессы изменений формы собственности через их трудовые коллективы. Эта программа несла в себе много компромиссных начал. В условиях продолжающейся инфляции в качестве платежных средств населению безвозмездно предоставлялись жилищные приватизационные купоны. Этот шаг был очень важным, так как давал возможность участвовать в приватизации государственного имущества всему населению.
На данном этапе приватизации происходило формирование рынка жилья, создание необходимых условий для развития рыночных отношений. Были образованы арендные и коллективные предприятия, с аукционов продавались коммунальные объекты, стал постепенно формироваться рынок услуг. Происходившие преобразования дали толчок развитию предпринимательства, формирующего слой собственников. По итогам первого этапа было преобразовано более 4,7 тыс. объектов государственного имущества. От общего количества приватизированных предприятий объекты розничной торговли, общепита, бытового обслуживания, коммунального хозяйства и другие составили 60%. Среди них наибольшую долю составили объекты торговли (29.6%) и бытового обслуживания (25,8%).
Опыт первого этапа приватизации в Казахстане показал ограниченность существовавших инструментов преобразования собственности, разрабатываемых с ориентацией на коллективистские начала, что, в общем-то, было неизбежно и естественно в то время. Необходимо было принимать скорейшее решение о переходе от инициативной приватизации к приватизации по единому сценарию.
Вообще в те времена в странах СНГ мало кто профессионально разбирался в проблемах приватизации. В результате концепции приватизации были разработаны в кратчайшие сроки, без обсуждения общественностью и специалистами, без учета зарубежного опыта. Хотя положительных примеров успешного осуществления приватизации в истории западных было немало. По общему мнению экономистов, классическим примером является приватизация в Великобритании, где на приватизацию одного крупного предприятия уходило в среднем 6 лет. Английские экономисты рассматривали приватизацию как целый пакет реформ, в котором смена собственности является завершающим этапом преобразований. Если при проведении приватизации на Западе руководствовались целями привлечения средств для модернизации предприятий и производства в целом, повышения эффективности их управления, то в России, как отмечает историк Р. Медведев,
пытались таким образом, «сбросить с плеч государства» ответственность за управление нерентабельными предприятиями. Соответственно ни по целям, ни по срокам она не имела прецедентов в экономической истории. Аналогичная ситуация наблюдалась и в Казахстане, где были допущены те же ошибки, та исключением введения в оборот ваучеров. Особенностью первого этапа приватизации в России было введение небезызвестных ваучеров, как их позже называли «безродными бумажками», не имеющими никакой государственной гарантии. Правительство отказалось от введения именных приватизационных счетов, отдав предпочтение анонимным. Термин «ваучер», в России связывают с деятельностью Анатолия Чубайса и главы правительства Ггора Гайдара. Предполагалось, что ваучеры можно будет обменивать на акции предприятий. Но очень скоро рост цен привел к их полному обесцениванию. К маю 1993 года цена ваучера приравнялась к 3-4 тысячам рублей. В народном сознании 1990-х голов термин «ваучер» стал синонимом всеобщего надувательства.
Началом второго этапа приватизации в Казахстане (1993- 1995) стало вктнятие «Национальной программы разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан». Это был наиболее массовый и сложный период в истории приватизации, которая осуществлялась по четырем основным направлениям: малая приватизация (аукционная и конкурсная продажа объектов торговли, бытового обслуживания и производственных предприятий с численностью работающих до 200 чел.); массовая приватизация (предприятия с численностью работающих от 200 до 5000 чел.); приватизация по индивидульным проектам (предприятие с численностью свыше 5000 чел.) приватизация агропромышленного комплекса.
Целью данной программы явилось создание потребительского конкурентного рынка, развитие предпринимательства, повышение эффективности производства. Предусматривалось провести большую приватизацию, которая касалась бы в основном базовых отраслей экономики Казахстана: крупных и средних государственных предприятий промышленности, сельского хозяйста, строительства, банковского дела, отраслей, выпускающих товары народного потребления. Методы приватизации отличались разнообразием: продажа акций через биржу, аукцион, коммерческий тендер, инвестиционный тендер, прямая продажа, передача предприятий в доверительное управление и другие.
При имеющихся масштабах сферы охвата объектов приватизации важное значение имела малая приватизация. В республике было реализовано более шести тысяч объектов, появились и начали продуктивно работать тысячи частных предприятий, принадлежавших малому и среднему бизнесу. Невостребованные объекты были реализованы в 1996 году после многократных снижений цен. Стоимость объектов малой приватизации могла оплачиваться деньгами (50%) и жилищными купонами (50%). Через отделения народного сберегательного банка вводилась свободная купля-продажа жилищных купонов. Практиковался и метод адресной продажи объектов трудовым коллективам. 50% средств от малой приватизации оставлялось в местном бюджете.
Малая приватизация, помимо чисто экономического эффекта, имела и социальный эффект. Фактически уже в течение первых двух лет ее проведения прилавки магазинов и рынков стали наполняться продуктами питания и всеми другими необходимыми товарами потребления. Развился рынок лекарственных препаратов. Люди постепенно перестали бояться частного сектора.
Развивался феномен «челноков». Характерной чертой «челноков», как коммерческих мигрантов, было то, что их деятельность носила «неформальный» характер; как правило, они занимались торговым бизнесом без официальной регистрации в государственных органах. Купля-продажа товаров, закупленных «челноками» в других городах или странах, была единственным источником их прибыли. Стратегия их действий определялась ими самостоятельно. «Челноки» могли нанимать себе в помощь работников, привлекать на безвозмездной (или платной) основе родственников, или же реализовывали товар сами. Например, в 1990-х годах в Алматы десятки тысяч человек были вовлечены в коммерческие (челночные) поездки в страны ближнего и дальнего зарубежья, в основном в Россию, Турцию, Китай и Киргизию. После финансового кризиса в России 1998 года и удорожания транспортных расходов, челноки стали больше кооперироваться для осуществления закупок. Таким образом, тысячи людей в 1990-х годах оказываются вовлеченными в челночный бизнес опосредованно. При всех сложностях и издержках челночного бизнеса, он положительно влиял на жизнь людей и их семей, повышая материальный стандарт жизни, улучшая ее качество, обогащая жизненный опыт, отчасти помогая разрешить проблему безработицы в стране.
Первые торговые ряды, палатки, магазины возникли сразу же после начала рыночных реформ. Расцвет этого вида деятельности приходился на 1992- 1998 годы. Продажа через мелкие магазины и ларьки стимулировала дальнейшее развитие предпринпмательства в эти сфере. Создаваемые новые фирмы нередко отличались более высоким уровнем технического оснащения и менеджмента, чем приватизированные объекты. Подобным образом выросла целая сеть автозаправочных станций.
В этот период всем гражданам Казахстана в Народном сбербанке были безвозмездно открыты персональные счета приватизационно-инвестиционных купонов (ПИК). Каждый гражданин Казахстана мог вложить свои купоны только в акции инвестиционно-приватизационных фондов (ИПФ), которые могли приобретать за купоны акции госпредприятий на спепиальных аукционах. Купонная приватизация была наиболее массовым по числу участников этапом разгосударствления казахстанской экономики, который фактически уже имел аналог в других странах с переходной экономикой (Польша, Чехословакия).
Миллионы граждан стали акционерами созданных в ходе приватизации акционерных обществ или фондов. Однако из большинства акционеров так и не получилось эффективных собственников. Не оправдались надежды включившейся в приватизацию части населения и на получение дивидендов. Поступление доходов от приватизации в бюджет, на которые рассчитывало правительство, также оказалось куда меньшим предполагавшегося. Попытки широко развить открытую торговлю акциями фондовой биржи не увенчались успехом, так как котировка акций большинства предприятий из за их сложного экономического состояния была обречена на неудачу. Большенство ИПФ обанкротилось. Купонный этап не способствовал появлению устойчивого рынка ценных бумаг, не привел к формированию массового слоя активных и процветающих мелких и средних акционеров. Идея купонной приватизации не оправдала ожиданий населения.
Процесс перехода к частной собственности должен был стать необратимым. Этого требовала сама логика того периода. В июне 1994 года Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев внес в Парламент Меморандум экономической политике на предстоящее трехлетие, в котором была определена экономическая стратегия. Она предусматривала проведение жестких мер по реформированию экономики и установлению макроэкономической стабилизации. Была поставлена задача по проведению быстрой и энергичной приватизации.
Важное значение имело акционирование по индивидуальным проектам. Так, Алматинский табачный комбинат и Шымкентская кондитерская фабрика стали первыми предприятиями, проданными по индивидуальным проектам. Особую важность для государства и общества имела приватизация крупных предприятий особой экономической и социальной значимости. Так, в реформы были введены новые, качественно иные составляющие - потенциал иностранного капитала. В середине 1990-х годов стало ясно, что дальнейшей приватизации Казахстану необходимо наличие иностранного капитала и создание предприятий с иностранным капиталом.
Первоначально планировалась продажа иностранным инвесторам только отдельных крупных предприятий. Это было вызвано необходимостью предприятий республики из критического состояния, когда многие производства оказались под угрозой остановки и фактического банкротства. Особенно сложной ситуация была на крупнейших предприятиях металлургии: только масштабные частные инвестиции могли спасти Карагандинский металургический комбинат, испытывавший на тот момент серьезнейшие проблемы. Гигант казахстанской индустрии имел огромные долги за электроэнергию, транспорт и находился на грани банкротства. Дошло до того, что чуть ли не полностью были затушены металлургические агрегаты в горячих цехах. Шли интенсивные поиски инвестора, способного вывести комбинат из кризиса. Была попытка передать предприятие казахстанским бизнесменам, однако в результате просчетов и неумелого менеджмента в начале 1995 года на Карметкомбинате запасов кокса оставалось на три дня при полном отсутствии оборотных средств. Долги по зарплате превышали шесть месяцев. И результате казахстанским бизнесменам пришлось покинуть комбинат.
В этих условиях только крупные инвестиции со стороны компаний, занимающих прочное положение на мировых рынках металла, могли спасти ситуацию. Поэтому Карметкомбинат был продан. Новым собственником стала индийская компания «МіttаІ Steel», которая по долгам предприятия заплатила 350 млн долларов США, а общая сумма инвестиций за восемь лет с момента приватизации составила почти 1 млрд долларов США. В короткие сроки были осуществлены ремонт доменных печей, коксовых батарей, реконструированы важнейшие технологические линии. Более того, был введен цех горячего цинкования и алюминнрования, машин непрерывного литья стали.
В силу сложившихся особых, безальтернативных, хозяйственных условий приватизация металлургических штатов порождала своеобразную цепную реакцию по продаже сопутствующих имущественных комплексов, чтобы решить проблемы своевременного обеспечения производства электроэнергией, теплом, сырьем. В связи с этим в течение 19% года инвестору пришлось приобрести Карагандинскую ТЭЦ-2, а также основную часть карагандинских угольных шахт и решать проблему их инвестирования с целью налаживания нормального производственного цикла. Это было время, когда по странам СНГ прокатилась волна шахтерских забастовок. Промедление в решении острейших социальных и экономических проблем в таком крупном промышленном регионе могло иметь непредсказуемые и самые тяжелые последствия для всей страны. По этого удалось избежать. И этому в немалой степени способствовало начавшееся стабильное функционирование Карметкомбината.
На грани банкротства в 1995 году находился Жезказганцветмет, имея 170 млн долларов долга, в том числе 10 млн долларов по зарплате. В 1996 году корпорация «Самсунг» выиграла тендер на покупку акций этой компании, вложила сотни миллионов долларов инвестиций. В результате предприятие было реабилитировано, вырос объем производства.
Еще одии яркий пример - гражданская авиация республики. «Взяв под управление «Эйр Казахстан», - пишет Н.А. Назарбаев в своей книге «Казахстанский путь», - наши ребята довели его до того, что за долги наши самолеты стали арестовывать в иностранных аэропортах. Иностранные компании запретили своим гражданам летать самолетами "Эйр Казахстан" из-за опасности таких полетов. Если бы не мое решение о создании компании «Эйр Астана", совместно с англичанами, мы бы сейчас сидели без авиации вообще. Думаю, что наши менеджеры наберутся еще опыта и научатся управлять». Создание «Эйр Астана» оказалось абсолютно оправданным - в 2000-х годах она стала занимать лидирующие позиции среди авиакомпаний Восточной Европы и стран СНГ.
Осенью 1996 года в Павлодарской области в преддверии зимы фактически была разрушена система поставки угля для нормальною тепло- и энергообеспечения. В этих условиях имущественные комплексы угольных разрезов «Богатырь» и «Восточный» были приватизированы Евразийской промышленной группой. В финансовое оздоровление и реабилитацию предприятий Евразийской группой было вложено 290 млн долларов США, а всего в развитие производства за прошедшие годы инвестировано более 900 млн долларов США, что позволило создать новые производственные мощности.
Особенностью приватизации по индивидуальным проектам, то есть «казахстанской модели приватизации», было то, что предприятия передавались во внешнее управление обычно авторитетной зарубежной компании, которая приобретала на льготных условиях крупный пакет акций и становилась владелицей или совладелицей крупных предприятий.
К сожалению, в ходе приватизации не всегда удавалось привлечь надежного инвестора изначально. Так случилось с Соколовско-Сарбайским горно-производственным объединением, переданным в феврале 1995 года в доверительное управление некоей зарубежной фирме «Айведон», которая нанесла Казахстану большой ущерб. Или в 1995 году АО «Балхашмыс» было продано компании «КАМ Финанс СА», однако позже пришлось расторгать договор, поскольку инвестиционные обязательства в отношении предприятия не были выполнены. Только в 1997 году после приобретения имущественного комплекса предприятий АО «Балхашмыс» компанией «Самсунг» положение удалось исправить.
Процесс формирования новых корпоративных образовании прододжался несколько этапов. Так, значительная часть акций Усть-Каменогорского свинцово-цинкового, Лениногорского (Риддерского) полиметаллическою и Зыряновского горно-обогатительного комбинатов на первом этапе приватизации была передана трудовому коллективу. Однако проблемы налаживания нормального производства на предприятиях остались нерешенными, не было финансовых источников для инвестирования производства. Решение стало возможным после привлечения стратегическою инвестора в лице швейцарской фирмы «Глинкор». Только В результате проведенной реструктуризации на основе объединения имущественных комплексов Усть-Камсногорского свинцово-цинкового, Лениногорского полиметаллического и Зыряновского горно-обогатительного комбинатов было создано рентабельное производство компания «Казцинк».
Кардинальной трансформации подверглось и отношение казахстанцев к иностранным партнерам. В кратчайшие сроки был подготовлен и принят закон «О государственной поддержке прямых инвестиций в Казахстане», где система льгот для иностранных инвестиции была значительно расширена. После принятия этого закона иностранный капитал стал играть решающую роль в росте экономики. В оппозиционных кругах в 1990-х годах продажу госпредприятий иностранному капиталу часто ассоциировали с «продажей государства, национального богатства». И отношение населения к иностранным инвестициям в экономику Казахстана было весьма осторожным, что видно из данных социологического исследования. Ответы на вопрос «Иностранные инвестиции в экономику Казахстана следует поощрять или сдерживать?» распределились следующим образом: 40% - допускать с ограничениями, 29% - следует сдерживать, 11% - следует полностью запретить, и только 9% были сторонниками всемерного поощрения.
Но в сложнейших условиях того времени именно многие иностранные инвесторы обладали лучшими возможностями для выкупа госпредприятий и обеспечения их последующего эффективного функционирования. Тогда, в 1990-х годах, опытных отечественных потенциальных инвесторов еще не было, и они не могли обеспечивать эффективную работу предприятий. Они не знали рынков сбыта и многого другого в рыночной экономике.
Приватизация дала свои результаты для государственного бюджета. В 1996-1997 годах поступления от приватизации уже составляли около 20-30% от доходной части бюджета. До настоящего дня предприятия, приватизированные в те годы по индивидуальным проектам, являются крупными налогоплательщиками, обеспечивающими стабильные налоговые поступления в бюджет.
И малая приватизация, и приватизация по индивидуальным проектам с привлечением иностранных инвестиций стали важнейшими факторами трансформации общества в целом. Внедрение крупной, средней и мелкой частной собственности в повседневную жизнь казахстанского общества стало фактором кардинальной трансформации общественного сознания.
Третий этап приватизации (1996-1998) стал этапом перехода к секторным программам, когда началась приватизация в электроэнергетике и нефтегазовой отрасли, а также в социальной сфере - здравоохранении, образовании, науке и культуре. Именно в этот период начали формироваться отечественные полноценные инвесторы, способные выкупать крупные промышленные предприятия.
В ходе реализации Программы были определены 10 ведущих предприятий, в которых государство имело долевое участие. В 1999 году была проведена приватизация части государственного пакета акций АО «Народный сберегательный банк Казахстана», а в конце 2000 года - АО «Мангистаумунайгаз». В дальнейшем были полностью проданы государственные пакеты акционерных обществ «Алюминий Казахстана». «Казахмыс», «Мангистау-мунайгаз», «Актобемунайгаз», «Народный сберегательный банк Казахстана», «Усть-Каменогорский титаномагниевый комбинат».
К началу 2000-х годов в Казахстане основополагающие экономические реформы в основном были проведены. Институт собственности был приведен в соответствие с требованиями рыночного хозяйства. Введение института частной собственности было неоднозначно оценено в обществе. Некоторые политические деятели ратуют за пересмотр приватизационных мер того периода. Сопредседатель Демократической партии Казахстана «Настоящий Ак Жол» О. Жандосов, в прошлом член правительства, отмечал: «Что касается экономики, то первым шагом, на мой взгляд, должно стать возвращение государству того, что оно потеряло в результате бесплатной раздачи сырьевых ресурсов страны». Однако такая популистская позиция могла бы привести к новому переделу собственности, к дестабилизации экономической ситуации.
Неоднозначная оценка процессов прошедшей приватизации крупных промышленных объектов страны, как свидетельствуют материалы социологических опросов, была характерна и для рядовых членов общества. По итогам исследования, проведенного в октябре 2005 года в шести субрегионах республики независимой аналитической структурой «Центр социальных технологий», посвященного анализу отношения населения к прошедшей приватизации крупных промышленных объектов в Казахстане, только 8,6% казахстанцев считали, что приватизация прошла достаточно честно и открыто. Негативное отношение к владельцам крупнейших предприятий нагнеталось и реальным положением дел в них в 1990-х годах. Например, условия труда, низкий уровень заработной платы, высокая смертность рабочих по причине нарушения техники безопасности, несовершенства технологического процесса на приватизированных Лакшми Митталом предприятиях в Казахстане постоянно приводили к массовым протестам профсоюзов. Лидер Профсоюза угольщиков АО «Миттал Стил Тсмиртау» Вячеслав Сидоров утверждал: «Нас толкают на открытый трудовой конфликт». Однако в 2000-х годах ситуация стала выправляться, постепенно устанавливался определенный баланс интересов рабочих и собственников предприятий.
До сих пор есть мнения о необходимости пересмотра результатов приватизации по индивидуальным проектам. К сожалению, нигде в мире не происходило абсолютно справедливой первичной приватизации. В этой ситуации правительство во второй половине 2000-х годов предпринимает определенные меры по повышению казахстанскою содержания в совместных проектах. В любом случае страна должна смотреть вперед. Нужно совершенствовать сделанное и улучшать дальше жизнь людей.
Таким образом, в результате приватизации из госсектора были выведены такие важные сферы, как общественное питание и торговля; легкая, пищевая, обрабатывающая промышленность, предоставление разнообразных услуг, агропромышленное производство, энерготическая и сырьевая отрасли. Конкуренция среда стала развиваться в сферах здравоохранения и образования, особенно высшего.