Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по дисциплине: ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
по направлению подготовки: 40.03.01 «Юриспруденция»
Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) Теория государства и права включает:
- перечень компетенций, планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы и этапы их формирования;
- описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования;
- описание шкал оценивания;
- критерии и процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), характеризующих этапы формирования компетенций;
- методические материалы, определяющие процедуры оценивания;
- типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов обучения (промежуточной аттестации) по дисциплине, характеризующих этапы формирования компетенций и (или) для итогового контроля сформированности компетенции(ий).
Перечень компетенций, планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы и этапы их формирования.
Рабочая программа дисциплины (модуля) определяет перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
Формируемые компетенции | Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), характеризующие этапы формирования компетенций | |
код | наименование | |
ОК-3 | Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения | Обладает определенным уровнем развития мыслительных способностей по усвоению содержания и логики институтов определенной отрасли права |
В области знания и понимания (А) | ||
Знать | Основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, исторические типы и формы государства и права, их сущность и функции; | |
В области интеллектуальных навыков (В) | ||
Уметь | Выявлять, обобщать, анализировать и воспринимать информацию, как теоретического, так и практического характера, касающиеся развития государственных и правовых явлений. | |
В области практических навыков (С) | ||
Владеть | Навыками выбора путей достижения целей на основе анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и иной информации; | |
ОК-7 | Стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства | Рефлексивное отношение к уровню собственной подготовки, готовность развивать свою компетенцию в процессе трудовой деятельности и социального взаимодействия |
В области знания и понимания (А) | ||
Знать | Эволюцию современных государственных и правовых систем и современных политико-правовых доктрин; | |
Роль и место государства и права в политической системе общества, в общественной жизни; | ||
В области интеллектуальных навыков (В) | ||
Уметь | Анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; | |
ОК-9 | Способен анализировать социально значимые проблемы и процессы | Способность формировать и отстаивать активную позицию по вопросам социально-политической и правовой жизни, основываясь на анализе информации и фактах и событиях в мире |
В области знания и понимания (А) | ||
Знать | Природу и сущность государства и права; | |
В области интеллектуальных навыков (В) | ||
Уметь | Выявлять и решать разнообразные проблемы как теоретического, так и практического характера, касающиеся развития государственных и правовых явлений; | |
ПК-1 | Способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности | Способность на основе профессиональных юридических навыков разрабатывать проекты законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в различных сферах общественной жизни, адекватно оценивая общественные потребности и руководствуясь правилами нормотворческой техники в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности |
В области знания и понимания (А) | ||
Знать | Процедуру, проблемы нормотворчества и тенденции развития юридической техники; | |
Механизм и средства правового регулирования; | ||
В области интеллектуальных навыков (В) | ||
Уметь | Оперировать юридическими понятиями и категориями; | |
В области практических навыков (С) | ||
Владеть | Юридической терминологией; | |
Навыками работы с правовыми актами; | ||
ПК-2 | Способен осуществлять свою профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры | Умеет пользоваться правовым инструментарием - законами и другими правовыми актами в повседневной деятельности, юридической техникой, достижениями юридической науки и практики |
В области знания и понимания (А) | ||
Знать | Методологические основы научного понимания государства и права и государственно-правовых явлений; | |
В области интеллектуальных навыков (В) | ||
Уметь | Применять полученные теоретические знания для обобщения и оценки практики и делать правильные выводы относительно современной государственно-правовой действительности; | |
В области практических навыков (С) | ||
Владеть | Навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; | |
ПК-3 | Способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права | Способен, на основе развитого правосознания и понимания значимости правопорядка и правового поведения, обеспечивать соблюдение законодательства всеми субъектами права посредством разработки комплекса мер направленных на устранение допущенных и предотвращения потенциальных нарушений законодательства |
В области знания и понимания (А) | ||
Знать | Особенности взаимосвязи и взаимодействия государства и права, а также их взаимосвязь с экономическими и социально-политическими явлениями в обществе; | |
В области интеллектуальных навыков (В) | ||
Уметь | Обеспечивать соблюдение законности в деятельности субъектов права ; | |
В области практических навыков (С) | ||
Владеть | Навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; | |
Навыкамианализа правоприменительной и правоохранительной практики; | ||
ПК-5 | Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | Способен на основе знания нормативных правовых актах, а также понимания сущности и специфики материального и процессуального права, анализа указанных норм, ориентироваться во всем массиве нормативно-правовых актах и обеспечивать их исполнение в зависимости от избранной сферы деятельности |
В области знания и понимания (А) | ||
Знать | Основные понятия и категории юридической науки; | |
Механизм и средства правового регулирования, реализации права; | ||
В области интеллектуальных навыков (В) | ||
Уметь | Анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; | |
Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; | ||
ПК-6 | Способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства | Способен грамотно давать правовую оценку процессам, явлениям и событиям, происходящих в обществе |
В области знания и понимания (А) | ||
Знать | Механизм и средства правового регулирования, реализации права; | |
В области интеллектуальных навыков (В) | ||
Уметь | Анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; | |
Выявлять и решать разнообразные проблемы как теоретического, так и практического характера, касающиеся развития государственных и правовых явлений; | ||
В области практических навыков (С) | ||
Владеть | Юридической терминологией; | |
ПК-15 | Способен толковать различные правовые акты | способность к уяснению и разъяснению смысла, содержания и значимости различных правовых актов |
В области знания и понимания (А) | ||
Знать | Современные тенденции развития юридической техники; | |
В области интеллектуальных навыков (В) | ||
Уметь | Анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; | |
В области практических навыков (С) | ||
Владеть | Навыками работы с правовыми актами; | |
ПК-17 | Способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне | Способен передавать знания в области права с применением современных образовательных технологий. |
В области знания и понимания (А) | ||
Знать | Место и значение курса «Теории государства и права» в системе изучаемых дисциплин; | |
Основные направления развития отечественной и зарубежной науки в области проблем теории государства и права; | ||
В области интеллектуальных навыков (В) | ||
Уметь | Оперировать юридическими понятиями и категориями в рамках курса «Теории государства и права; | |
В области практических навыков (С) | ||
Владеть | Методикой преподавания курса; | |
ПК-18 | Способен управлять самостоятельной работой обучающихся | Способен создавать условия для формирования у обучающихся умений логически мыслить, самостоятельно анализировать факты, формулировать выводы, обосновывать свои практические действия, а также готовить к непрерывному поиску нового, актуального знания, к грамотному осуществлению информационных процессов. |
В области знания и понимания (А) | ||
Знать | Основные понятия и категории юридической науки; | |
В области интеллектуальных навыков (В) | ||
Уметь | Применять полученные теоретические знания для обобщения и оценки практики и делать правильные выводы относительно современной государственно-правовой действительности; | |
ПК-19 | Способен эффективно осуществлять правовое воспитание | Способен воздействовать на личность и общественные отношения в целях развития правового сознания и правовой культуры индивида и общества, используя эффективные психолого-педагогические методы. |
В области интеллектуальных навыков (В) | ||
Уметь | Оперировать юридическими понятиями и категориями как средством аргументации при осуществлении правового воспитания; | |
В области практических навыков (С) | ||
Владеть | Навыками правового воспитания; |
В рабочей программе дисциплины (модуля) этапы формирования компетенций определены тематическим планом.
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования
В качестве показателей оценивания компетенций на различных этапах их формирования в институте определены следующие средневзвешенные уровни сформированности компетенций в которых участвует дисциплина:
ü повышенный;
ü базовый;
ü пороговый;
ü недостаточный
Критерии оценивания компетенций (признак, на основании которого, проводится оценка по выбранному показателю):
Таблица 1
Показатель оценивания компетенций | РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ | Критерии оценивания компетенций |
повышенный | Знать | Обучаемый продемонстрировал: глубокие исчерпывающие знания и понимание программного материала; содержательные, полные, правильные и конкретные ответы на все вопросы, включая дополнительные; свободное владение основной и дополнительной литературой, рекомендованной учебной программой |
Уметь | Обучаемый продемонстрировал: понимание программного материала; умение свободно решать практические контрольные задания (ситуационные задачи, краткие формулировки действий (комплекса действий), которые следует выполнить или описание результата, который нужно получить и др.); логически последовательные, содержательные, полные, правильные и конкретные ответы (решения) на все поставленные задания (вопросы), включая дополнительные; свободное владение основной и дополнительной литературой, рекомендованной учебной программой | |
Владеть | Обучаемый продемонстрировал: понимание программного материала; умение свободно решать комплексные практические задания (решения задач по нестандартным ситуациям (подготовки или экспертизы документов, решения задач анализа и оценки и т.п.); успешно защитил индивидуальный или групповой проект или портфолио, при наличии объективных практических результатов, характеризующих уровень сформированности компетенции(ий); логически последовательные, полные, правильные и конкретные ответы в ходе защиты задания (проекта, портфолио), включая дополнительные уточняющие вопросы (задания); свободное владение основной и дополнительной литературой, рекомендованной учебной программой | |
базовый | Знать | Обучаемый продемонстрировал: твердые и достаточно полные знания программного материала; правильное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений; последовательные, правильные, конкретные ответы на поставленные вопросы при свободном устранении замечаний по отдельным вопросам; достаточное владение литературой, рекомендованной учебной программой |
Уметь | Обучаемый продемонстрировал: понимание программного материала; умение решать практические контрольные задания (ситуационные задачи, краткие формулировки действий (комплекса действий), которые следует выполнить или описание результата, который нужно получить и др.); логически последовательные, правильные и конкретные ответы (решения) на основные задания (вопросы), включая дополнительные; устранение замечаний по отдельным элементам задания (вопроса); владение основной и дополнительной литературой, рекомендованной учебной программой | |
Владеть | Обучаемый продемонстрировал: понимание программного материала; умение решать комплексные практические задания (решения задач по нестандартным ситуациям (подготовки или экспертизы документов, решения задач анализа и оценки и т.п.); достаточно успешно защитил индивидуальный или групповой проект или портфолио, при наличии практического результата, характеризующего уровень сформированности компетенции; продемонстрировал логически последовательные, достаточно полные, правильные ответы в ходе защиты задания (проекта, портфолио), включая дополнительные; самостоятельно устранил замечания по отдельным элементам задания (вопроса); владение основной и дополнительной литературой, рекомендованной учебной программой | |
пороговый | Знать | Обучаемый продемонстрировал: твердые знания и понимание основного программного материала; правильные, без грубых ошибок, ответы на поставленные вопросы при устранении неточностей и несущественных ошибок в освещении отдельных положений при наводящих вопросах преподавателя; недостаточно полное владение литературой, рекомендованной учебной программой |
Уметь | Обучаемый продемонстрировал: понимание основного программного материала; умение, без грубых ошибок, решать практические контрольные задания (ситуационные задачи, краткие формулировки действий (комплекса действий), которые следует выполнить или описание результата, который нужно получить и др.); правильные, без грубых ошибок, ответы (решения) на основные задания (вопросы), включая дополнительные, устранение, при наводящих вопросах преподавателя, замечаний по отдельным элементам задания (вопроса); недостаточное полное владение литературой, рекомендованной учебной программой | |
Владеть | Обучаемый продемонстрировал: понимание основного программного материала; умение, без грубых ошибок, решать комплексные практические задания (решения задач по нестандартным ситуациям (подготовки или экспертизы документов, решения задач анализа и оценки и т.п.); защитил, с устранением ошибок, индивидуальный или групповой проект или портфолио, при наличии практического результата, характеризующего уровень сформированности компетенции; без грубых ошибок дал ответы на поставленные вопросы при устранении неточностей и ошибок в решениях в ходе защиты задания (проекта, портфолио) при наводящих вопросах преподавателя; недостаточно полное владение литературой, рекомендованной учебной программой | |
недостаточный | Знать | Обучаемый продемонстрировал: неправильные ответы на основные вопросы; грубые ошибки в ответах; непонимание сущности излагаемых вопросов; неуверенные и неточные ответы на дополнительные вопросы; не владеет основной литературой, рекомендованной учебной программой |
Уметь | Обучаемый продемонстрировал: непонимание основного программного материала; неумение решать практические контрольные задания (ситуационные задачи, краткие формулировки действий (комплекса действий), которые следует выполнить или описание результата, который нужно получить и др.); не дал правильные ответы (решения) на основные задания (вопросы), включая дополнительные; не устранил, при наводящих вопросах преподавателя, замечания и грубые ошибки по заданию (вопросу); не владеет основной учебной литературой, рекомендованной учебной программой | |
Владеть | Обучаемый продемонстрировал: непонимание основного программного материала; неумение, решать комплексные практические задания (решения задач по нестандартным ситуациям (подготовки или экспертизы документов, решения задач анализа и оценки и т.п.); не смог защитить индивидуальный или групповой проект или портфолио, при наличии грубых ошибок дал неправильные ответы на поставленные вопросы при устранении неточностей и ошибок в решениях в ходе защиты задания (проекта, портфолио) при наводящих вопросах преподавателя; не владеет основной учебной литературой, рекомендованной учебной программой |
Описание шкал оценивания
При проведении промежуточной аттестации в институте используются традиционные формы аттестации: