Раздел 2. Россия в XIX – начале XX вв
Тема 4: Россия в XIX в. Переход к капитализму
Семинар №1.
1. Промышленное развитие России в первой половине XIX в.
2. Реформы государственного управления Александра I. Внутренняя политика Николая I. Бюрократизация политической системы. Кодификация законов Российской империи.
3. Основные направления внешней политики России в перв. четверти XIX в. Отечественная война 1812 г.
4. Внешнеполитические интересы России во второй четверти XIX в. Крымская война.
Семинар №2.
1. Кризис крепостнической системы. Реформы Александра II: крестьянская, земская, судебная, военная, реформы в области просвещения.
2. Изменение в социальной структуре общества. Промышленный переворот.
3. Контрреформы Александра III.
4. Особенности развития капитализма в России в пореформенной период
Задания к семинару
1. Дайте определение понятиям:аракчеевщина, военные поселения, вольные хлебопашцы, временнообязанные крестьяне, выкупные платежи, Государственный Совет, государственные крестьяне, департамент, земство (земское учреждение), «Инвентари», канцелярия государственная, контрреформы, министерство, мировой посредник, Негласный комитет, община крестьянская (поземельно-передельная), обыватели свободные сельские, округ учебный, оседлости черта, отрезки, «охранка» (охранное отделение), присяжные заседатели, промышленный переворот, реформа «сверху», Священный Союз, Собственная Его Императорского Величества Канцелярия, удельные крестьяне, управа, фабрика.
2. Работа с первоисточниками:
Задание 1: Прочтите приводимые отрывки из “Философических писем” П.Я.Чаадаева и “О том же” К.С.Аксакова. Чем отличаются их взгляды на характер и особенности русской истории, русского народа? (Тексты приводятся по изданию: В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории Российской общественной мысли XIX и XX веков. Часть 1. М., 1994).
П.Я.Чаадаев
Философические письма
(1828-1831)
“...Народы - существа нравственные, точно так, как и отдельные личности. Их воспитывают века, как людей - годы. Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в человечество, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру. ...Силлогизм Запада нам чужд. В лучших умах наших есть что-то еще худшее, чем легковесность. Лучшие идеи, лишенные связи и последовательности, как бесплодные вспышки, парализуются в нашем мозгу. ...В наших головах нет решительно ничего общего, все там обособленно и все там шатко и неполно. Я нахожу даже, что в нашем взгляде есть что-то до странности неопределенное, холодное, неуверенное, напоминающее обличие народов, стоящих на самых низших ступенях социальной лестницы. .....Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы ни в чем не содействовали движению вперед человеческого разума, а все, что досталось нам от этого движения, мы исказили. Начиная с самых первых мгновений нашего социального существования, от нас не вышло ничего пригодного для общего блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины, ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды ..... Чтобы заставить себя заметить, нам пришлось растянуться от Берингова пролива до Одера. Когда-то великий человек вздумал нас цивилизовать и для того, чтобы приохотить нас к просвещению, кинул нам плащ цивилизации; мы подняли плащ, но к просвещению не прикоснулись... В крови у нас есть что-то такое, что отвергает настоящий прогресс. Одним словом, мы жили и сейчас еще живем лишь для того, чтобы преподать какой-то великий урок отдаленным потомкам, которые поймут его: пока, что бы там ни говорили, мы составляем пробел в порядке разумного существования...”
К.С.Аксаков
О том же.
(предположительно 1850)
“Россия - земля совершенно самобытная, вовсе не похожая на Европейские государства и страны....
Как занимателен и важен самобытный путь России до совершения ее (хотя отчасти) на путь Западный и до подражания Западу!... История нашей родной земли так самобытна, что разнится с самой первой своей минуты. Здесь-то, в самом начале, разделяются эти пути Русский и Западно-Европейский до той минуты, когда странно и насильственно встречаются они, когда Россия дает страшный крюк, кидает родную дорогу и примыкает к Западной...
Все Европейские государства основаны завоеванием. Вражда есть начало их. Власть явилась там неприязненной и вооруженной и насильственно утвердилась у покоренных народов.... Русское государство, напротив, было основано не завоеванием, а добровольным призыванием власти..... Таким образом, рабское чувство покоренного легло в основании Западного государства; свободное чувство разумного и добровольного призвавшего власть легло в основание государства Русского.
Итак, в основании государства Западного: насилие, рабство и вражда. В основании государства Русского: добровольность, свобода и мир. Эти начала составляют важное и решительное различие между Русью и Западной Европой, и определяют историю той и другой.
Пути совершенно разные... до такой степени, что никогда не могут сойтись между собой, и народы, идущие ими, никогда не согласятся в своих воззрениях... Пути эти стали еще различнее, когда важнейший вопрос для человечества присоединился к ним: вопрос Веры. Благодать сошла на Русь. Православная вера была принята ею. Запад пошел по дороге католицизма... если мы не ошибаемся, то скажем, что по заслугам дался и истинный, и ложный путь Веры, - первый Руси, второй - Западу.”
Задание 2: Оцените, какие проблемы в развитии российского общества были выделены в следующем документе:
Речь Александра II в Государственном Совете
20 января 1861 г.
Дело об освобождении крестьян, которое поступило на рассмотрение Государственного Совета, по важности своей я считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие ее силы и могущества. Я уверен, что все вы, господа, столько же убеждены, как и я, в пользе и необходимости этой меры. У меня есть еще и другое убеждение, а именно, что откладывать этого дела нельзя; почему я требую от Государственного Совета, чтобы оно было им кончено в первую половину февраля и могло быть объявлено к началу полевых работ; возлагаю это на прямую обязанность председательствующего в Государственном Совете. Повторяю, и это моя непременная воля, чтоб это дело теперь же было кончено. Вот уже четыре года, как оно длится и возбуждает различные опасения и ожидания как в помещиках, так и в крестьянах. Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства. Я не могу не удивляться и не радоваться и уверен, что и вы все также радуетесь тому доверию, и спокойствию, какое выказал наш добрый народ в этом деле. Желал бы тоже сказать и о дворянстве, хотя опасения его до некоторой степени понятны, ибо они касаются до самых близких материальных интересов каждого; при всем при том я не забываю и не забуду, что приступ к делу сделан по вызову самого дворянства, и я счастлив, что мне суждено об этом свидетельствовать перед потомством. При личных моих разговорах с губернскими предводителями дворянства и во время путешествий моих по России, при приеме дворян, я не скрывал моего образа мыслей и взгляда на занимающий всех нас вопрос и говорил везде, что это преобразование не может свершиться без некоторых пожертвований с их стороны и что все старание мое заключается в том, чтоб пожертвования эти были сколь возможно менее обременительны и тягостны для дворянства. Я надеюсь, господа, что при рассмотрении проектов, представленных в Государственный Совет, вы убедитесь, что все, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, сделано, если же вы найдете нужным в чем-либо изменить или добавить представляемую работу, то я готов принять ваши замечания; но прошу только не забывать, что основанием всего этого дела должно быть улучшение быта крестьян, и улучшение не на словах только и не на бумаге, а на самом деле.
(Цит. по: “Хрестоматия по истории СССР 1861-1917” под ред. В.Г.Тюкавкина. - М.: Просвещение, 1990 г.)
3.Подготовьте презентацию или творческий макет по теме:
Вопросы для самоконтроля
1. Почему кризис феодально-крепостнической системы в России наступил значительно позже, чем в странах Западной Европы?
2. Что лежит в основе возникновения кризисных явлений в феодально-крепостнической системе?
3. Почему Александр I и Николай I не решились пойти на отмену крепостного права?
4. В чем главные отличия конституционного проекта Муравьева от “Русской правды” Пестеля?
5. Что означает принцип разделения властей, предложенный Сперанским в его проекте преобразования органов государственной власти в России?
6. Что такое “Тарутинский маневр”, задуманный Кутузовым в ходе Отечественной войны 1812 года?
7. Почему некоторые историки называют Николая I русофилом?
8. Каким образом революционное движение в Европе в первой половине XIX века влияло на характер внешней политики России и международные отношения в целом?
9.В чем заключается буржуазный характер реформ 60-70х гг. XIX в.?
10. Чем была вызвана половинчатость реформы по отмене крепостного права? Какими могли быть последствия немедленной и полной реформы в земельном вопросе?
11. Могло ли углубление земской реформы послужить противовесом росту революционных настроений молодежи через широкое вовлечение молодых людей в дела местного самоуправления?
12. В чем противоречивость развития русской экономики в конце XIX в.?
13. Чем вызван рост авторитета России на Балканах по итогам русско-турецкой войны 1877-1878 гг.?
Основная литература:
1. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков ; под ред. А.Н. Сахарова. - М. : Проспект, 2008.
2. История России XIX - начала XX века: учебник / В. А. Георгиев [и др.] ; под ред. В.А. Федорова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2008.
3. История России. С древнейших времен до начала XXI века: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Сахарова. - М. : АСТ ; : Астрель ; : Хранитель, 2008.
4. История России. Курс лекций в таблицах и схемах./ Под ред. Калинова В.В. М.: ФГУП «Изд-во нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М Губкина, 2007.
5. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров; Под ред. Н.И. Павленко. 4-е изд. испр. М.: Высш. шк., 2007; 5-е изд. - М.: Высшая шк.;: Юрайт, 2009, 2011.
6. Орлов А.С., Георгиев В.А, Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: Учебник для вузов. М.: Изд-во ПРОСПЕКТ, 2007-2011.
Дополнительная литература:
1. Бондарчук В.С. История стран Европы и Америки в Новое время. В 2 ч. Ч. 2. 1700-1815. М.: Изд-во «Академия», 2011.
2. Боханов А.Н. Николай I. М.: Изд-во «Вече», 2008.
3. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Проспект, 2010.
4. Зуев М. Н., Чернобаев А. А. История России. Учебник. М.: Изд-во «Высшая школа», 2009.
5. История России: IX - XXI века: От Рюрика до Путина: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. Я.А. Переходов. 4-е изд. М., Ростов н/Д.: МарТ, 2007.
6. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века.- М., 1993. С. 355-366, 413-415.
7. Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. – 5-е изд. – М.: Мысль, 1989.
8. Новый взгляд на русско-французский союз. // Новая и новейшая история, 1994. №4-5.
9. Шильдер Н. Николай I. М.: Изд-во «Захаров», 2010.
10. Жукова Л.А., Кацва Л.А. История России в датах: Справочник. М.: Изд-во Проспект, 2009.