Модели построения государственного аппарата
Современная юридическая наука выделяет три основные модели построения государственного аппарата:
централизованно-сегментарная, в которой органами государственной власти являются только центральные органы, функционирующие в масштабе всего государства (президент, парламент, правительство), а также их представители на местах. Местные выборные органы рассматриваются в данной системе как органы местного самоуправления и имеют особую сферу деятельности. Такая модель характерна для современных демократических государств. Она особенно эффективна в условиях политической стабильности в стране;
моноцефальная(лат. «моно» — один, «цефалс» — голова), в которой вся система государственных органов едина. Во главе ее стоит лицо или орган, обладающий всей полнотой власти и наделяющий ею все нижестоящие органы; преобладает назначаемость нижестоящих органов вышестоящими; структура носит жестко иерархический характер. Вся система государственных органов персонифицирована и пирамидальна по своей структуре. Местные органы власти представляют собой не органы местного самоуправления, а органы государства. Подобная модель характерна для диктаторских режимов и удобна для осуществления массового террора. Моноцефальная система складывается обычно в условиях политической нестабильности в послереволюционные периоды либо в результате военных переворотов;
монотеократическая,в которой сочетается единовластие главы государства, основанное на религиозных догмах, и длительное сохранение родовых порядков. Глава государства является одновременно и высшим духовным лицом. Отсутствует разделение властей и парламентаризм. Такая модель характерная для государств, провозглашающих ислам государственной религией (Иран, Саудовская Аравия, Катар).
Целостную систему государственного механизма составляют государственные органы, учреждения и предприятия.
Государственный аппарат — это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.
В структуру механизма государства кроме государственного аппарата входят государственные учреждения и государственные предприятия.
Государственные учреждения — это такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и т.п. Очень часто считают, что государственные учреждения осуществляют социально-культурные функции в сфере науки, образования, здравоохранения.
Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, либо ее обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли.
Среди организаций и учреждений, относящихся к числу "государственных", есть и неспецифическая часть - организаций и учреждений, которые выполняют хозяйственные, научные, социально-культурные задачи, но которые не имеют властных полномочий. Особенно велик неспецифический блок учреждений и организаций в обществах, где государство выполняет непосредственно хозяйственную и социально-культурную деятельность.
Государственный аппарат специально предназначается для осуществления государственной власти, на его структуру и принципы формирования оказывали и оказывают влияние различные факторы экономического, политического, исторического, религиозного и иного характера, причем сущностные или функциональные изменения с неизбежностью требуют совершенствования государственного аппарата, появления новых органов государства.
Государственному аппарату присущи характерные черты:
♦ наделен специальными полномочиями по принудительному исполнению воли государства;
♦ имеет в своем распоряжении специально обученный личный состав и технические средства;
♦ имеет разветвленную структуру, каждое подразделение которой выполняет определенные функции;
♦ строится на основах четкой внутренней организации и жесткой дисциплины;
♦ действует на основе Конституции и законов в том случае, когда принуждение необходимо;
♦ находится под контролем государства.