Основные тенденции политического и социально-экономического развития стран Латинской Америки в межвоенный период (1918-1939 гг.).

подъем рабочего движения, причины кот. коренились в тяжелых условиях труда и жизни латиноамериканск. пролетариата. Наиболее значит. масштабы забастовочная борьба приобрела в странах, где капитализм достиг большей степени зрелости и где пролетариат уже сложился как класс и имел опыт стачечных выступлений (Арген-тина, Чили, Уругвай, Бразилия). Трудящиеся требовали сокращения рабочего дня, повышения заработной платы, улучшения условий труда. Требования законодат. оформления 8-часового рабочего дня, расширения прав профсоюзов, улучшения социального обеспечения. Лозунги свержения существующего строя.

Преобладали разрушит., бунтарск. анархистск. и анархо-синдикалистск. настроения. Рабочие и служащие Аргентины, Мексики, Бразилии, Чили, Уругвая добились сокращения рабочего дня, повышения заработной платы, признания профсоюзов, введения пенсий для некот. категорий работников. Это явилось важным завоеванием рабочего класса.

Некот. активисты перешли на позиции революционного марксизма и восприняли идеи Октябрьск. революции. В 1918—1922 гг. возникли коммунистич. партии в Аргентине, Мексике, Бразилии, Чили и Уругвае. Они вступили в Коминтерн и подчинялись его директивам и руководству. Участвовали в выступлениях, стараясь придать им революционный, антиправительственный хар-р. До конца 20-х гг. новые компартии появились в Эквадоре, Перу и Парагвае. Но они оставались малочисленными и продолжали отстаивать левосектантск. позиции.

Студенч. движение за университетск. реформу: бойкот занятий, захват университетск. помещений, уличные манифестации и митинги.

Приход к власти либерально-реформистск. правительств, сменивших консервативно-олигархич. режимы и предпринявших меры по демократизации, экономич. и социальному развитию своих стран. Либеральный реформизм развивался под влиянием западноевропейск. и североамер. бурж. реформизма. Черты на-ционал-реформизма, речь шла о стимулировании местной экономики и решении задач национального развития в условиях экономич. зависимости от мировых центров капитализма, о стремлении ослабить эту зависимость. Активизация либерально-реформистск. деятельности наблюдалась в наиболее преуспевших на пути бурж.го развития государствах — в Аргентине, Чили, Уругвае, Мексике.

Середина — 2 пол. 20-х гг. - стабильные темпы экономич. развития. Благоприятная конъюнктура мирового рынка обеспечивала относительно устойчивые доходы от экспорта. Экономич. росту способствовала реформистск. политика бурж.-либеральных правительств Аргентины, Чили, Уругвая и др. стран. Началась новая значит. волна иммиграции избыточного трудового населения Европы (главным образом из Польши и стран Юго-Вост. и Южной Европы) в Аргентину, Уругвай и Бразилию.

Экономич. рост - на основе преимущественно экстенсивных факторов, на базе социально-экономич. структур, хар-рными чертами кот. оставались господство латифундизма в сельском хозяйстве, ориентация на внешний рынок и зависимость от иностранного капитала. Вновь усилившийся приток в латиноамериканск. регион иностранных товаров и капиталов замедлял развитие пока еще слабой местной промышленности.

Политич. обстановка в латиноамериканск. республиках складывалась по-разному, в зависимости от конкретной ситуации и расстановки социально-политич. сил. В некот. из них продолжали действовать либерально-реформистск. правительства (Аргентина, Уругвай), в др. их сменили диктаторск. режимы (Куба, Чили), в третьих власть удерживали консервативные круги, выражавшие интересы помещичье-бурж.й олигархии, с соблюдением конституционных форм правления (Бразилия, Колумбия), либо в форме диктатуры (Венесуэла). Особой оставалась ситуация в Мексике, где существовал режим «революционного каудильизма».

Борьба против местной олигархии и империализма в некот. странах приняла в 20-е гг. форму вооруженных выступлений (Бразилия, Никарагуа).

Вслед за ведущими капиталистич. государствами экономич. кризис 1929—1933 гг. втянул в свою орбиту и страны Лат. Америки, экономика кот. в решающей степени зависела от конъюнктуры мирового рынка. Резко упал спрос на традиционную продукцию латиноамериканск. республик. Своей протекционистск. таможенной политикой индустриальные державы в годы кризиса создали дополнит. преграды экспорту латиноамериканск. государств, чем еще более ухудшили их положение. Общая стоимость экспорта стран региона уменьшилась почти в три раза. Падение доходов и валютных поступлений от внешней торговли привело к серьезному ухудшению торгового и платежного балансов, к финансовому кризису и бюджетному дефициту, вызвало резкое сокращение импорта промышленных товаров и свертывание производства.

Сельское население устремилось в города, но и там не находило работы. Количество безработных в Лат. Америке возросло с 2 до 7 млн человек.

В годы кризиса практически прекратился приток в Лат. Америку иностранных капиталов и европейск. иммиг-рантов.

«Великая депрессия» ускорила вступление стран региона в полосу хронич. кризиса сложившихся здесь социально-экономич. структур, со всей очевидностью обнаружив пагубные последствия экстенсивного капиталистич. развития, базой кот. были агросырьевой экспорт и приток иностранных капиталов и товаров. Экономич. кризис подорвал материальную и социальную базу правящих режимов и привел к росту социальной и политич. нестабильности.

В 1930 г. острый политич. кризис охватил Аргентину и Бразилию. Кризис не только конкретных правительств, но и самой политич. структуры, неспособности правящих кругов удерживать власть под своим контролем прежними методами, об изменении соотношения сил в их среде. И в др. странах (Чили, Перу, Сльводор, Никарагуа).

Среди привилегированных классов росло понимание необходимости перемен в политике в сторону большей мобилизации внутренних возможностей при помощи активного вмешательства государства в экономику. Введение протекционистск. таможенных тарифов, призванных обеспечить доходы казны и правящих кругов и означавших отход от концепции свободы международной торговли. Протекционистск. мероприятия, затруднив доступ зарубежных товаров на внутренний рынок, создали более благоприятные условия для развития местной про-мышленности. Др. меры гос. стимулирования экономич. прогресса: предоставление кредитов, субсидий, финансовых и налоговых льгот. Развивался гос. сектор: банки и компании в базовых отраслях экономики.

В 30-е гг. приток иностранного капитала в Лат.Ам. сократился вследствие экономич. кризиса и отчасти в рез. мер национальных правительств. В экономике и внешней торговле усилились позиции Германии.

Усиление экономич. функций государства в Лат. Америке в условиях начавшегося кризиса традиционных структур сочеталось с некот. изменениями и в политич. механизме власти. Расширялись функции гос. аппарата, репрессивных служб, увеличивались ряды и усиливалось влияние чиновничьей бюрократии. Возросла роль армии, предпринимательск. организаций. Структура политич. власти усложнялась за счет развития ее внеконституционных рычагов, что ставило перед прогрессивными силами новые задачи в борьбе за демократич. преобразования.

1933—1934 ГГ. – революция на Кубе. Несмотря на поражение, имела важное значение в истории Кубы. Она уничтожила диктатуру Мачадо, заставила США в 1934 г. отменить «поправку Платта».

Мексика: Приход к власти Карденаса, вступление Мексики в период прогрессивных преобразований. Аграрная реформа. Деятельность правительства способствовала продвижению Мексики по пути революционно-демократич. преобразований.

Движение народного фронта в Лат. Ам. имело свои особенности, кот. определялись его антиимпериалистич. и антиолигархич. направленностью. Иначе, чем в Европе, определялись и задачи борьбы с фашизмом, поскольку в латиноамериканск. странах в силу их значит. экономич. зависимости от ведущих индустриальных держав, отсутствия зрелого местного монополистич. капитализма, не могло быть фашизма европейск. типа. Здесь действовали активизировавшиеся в условиях структурного кризиса реакционные профашистск. течения, вдохновленные примером европейск. фашизма. Они использовали многие его идеологич. и террористич. методы, хотя собственно фашистск. по своей природе они не были. Отсутствовали массовые партии германск. и итальянск. типа, за исключением бразильск. интегралистов. Данные тенденции были представлены право-националистич. группировками традиционалистск. консервативных сил либо местной национальной буржуазии, профашистск. настроения кот. сочетались с национализмом реформистск. и антиимпериалистич. ориентации. Наибольших успехов движение нар. фронта достигло в Чили.

Наши рекомендации