Память о великих морских походах норманнов сохранилась в "Саге о гренландцах", "Саге об Эрике Рыжем", "Саге о Гисли" и др
Несмотря на грабительский характер некоторых путешествий норманнов, их открытия и усовершенствования в морском деле оказали положительное влияние на подготовку и про-ведение путешествий последующих мореплавателей.
Кроме того, они сумели вывести европейскую торговлю из тупика, что было вызвано арабскими завоеваниями и захватом арабами основных межконтинентальных торговых путей.
• Ганза
С 12 века Северную торговлю контролирует союз германских купеческих городов – Ганзейский или Ганза. Образование Hansa стало ответом европейских купцов на вызовы Средневековья. Раздробленная Европа представляла собой весьма рискованное поле для бизне-са. На торговых путях хозяйничали пираты и разбойники, а то, что удавалось уберечь от них и довезти до прилавков, облагалось налогом князей церкви и удельных правителей. Все хотели поживиться за счет предпринимателей, и процветал регламентированный грабеж. Доведенные до абсурда правила позволяли брать штрафы за "не ту" глубину глиняного горшка или ширину куска ткани.
В 1241 г. купеческие союзы городов Любека и Гамбурга заключили договор для сов-местной защиты торгового пути, соединявшего Балтийское море с Северным. В 1256 г. образо-валось первое объединение группы приморских городов - Любека, Гамбурга, Люнебурга, Висмара, Ростока. Окончательно единый союз ганзейских городов - Гамбурга, Бремена, Кёль-на, Гданьска (Данцига), Риги и других (вначале число городов доходило до 70) - с Любеком во главе оформился к 1367-1370 годам. Ганзейские конторы появились в Брюгге, Лондоне, Нов-городе и Ревеле (Таллинне).
К началу 15 века Ганза включала уже около 160 городов Северной и центральной Гер-мании, а так же часть славянских (Новгород), превратившись в практически монопольного торгового посредника между Русью и Европой. Новгород играл ключевую роль в Ганзейском союзе, поскольку на его долю приходилось до 60% всего торгового оборота. Сама Ганза разва-лилась (что отмечено в ее документах) именно после завоевания Новгорода Москвой .
Kогг - основной тип судна Ганзейского союза. Это высокобортное, палубное, одномач-товое (позже двухмачтовое) судно с мощным набором корпуса. Наибольшая длина судна - 30 м, длина по ватерлинии - 20 м, ширина - 7,3 м, осадка - Зм, грузоподъемность - до 200 т. Кормовая площадка занимала около половины длины судна. Под ней располагались помещение, имею-щее вход с палубы, и каюты, в бортовых стенках которых иногда прорубались окна. Форште-вень заканчивался наклонной мачтой - бушпритом, служившим для растяжки паруса спереди. Когги Ганзы оказали большое влияние на развитие парусных судов Северной Европы
• Генуя и Венеция
С XII в. в акватории Средиземного моря господствовали венецианские и генуэзские купцы. Именно они пытались составить конкуренцию арабским купцам в борьбе за рынки сбыта Востока, Центральной Азии и Китая.
Какие бы эмбарго ни налагало папство на вывоз христианских товаров в мусульман-ский мир, эти запреты срывала контрабанда. Папы кончили тем, что стали допускать отклоне-ния, появление брешей в этой блокаде, от которой христиане страдали больше, чем мусуль-мане, и даже начали выдавать лицензии. В этой игре всех превзошли венецианцы. В 1198 г., например, заставив папу признать, что, не имея аграрных ресурсов, они могут жить только торговлей, венецианцы получили от Иннокентия III разрешение торговать «с султаном Алек-сандрии» - за исключением, правда, стратегических товаров, включенных папством в «черный список», который был обязателен для всего христианского мира: железо и оружие, смола, де-готь, строительный лес, корабли.
Венецианская республика (Республика Святого Марка) — существовала с 751 по 1797 год, имела колонии на территории государств, лежащих в Адриатике, бассейнах Эгейского, Мраморного и Черного морей. Во время Крестовых походов Венеция достигла самой высокой степени процветания и распространила свои торговые связи, несмотря на конкуренцию Пизы и Генуи, на весь Восток.
Могущество республики достигло высшей степени, когда дож Энрико Дандоло при со-действии крестоносцев завоевал в 1204 году Константинополь и при разделе между союзника-ми приобрел для Венеции три восьмых Византийской империи, в том числе остров Крит (Кан-дию). Однако, после падения в 1261 году Латинской империи, византийские императоры предоставили генуэзцам такие широкие права в Константинополе, что венецианцы были от-теснены на задний план. Кроме того, с 1256 года началась продолжительная война между Ве-нецией и Генуей, которая велась с переменным успехом. Только в 1381 году, после 130-летней борьбы Генуя была побеждена.
Закат Венеции начался с Великих географических открытий. Португалец Васко да Гама открыл в 1498 году морской путь в Ост-Индию, и Венеция с течением времени лишилась вы-год ост-индской торговли. Османы сделались властелинами Константинополя и мало-помалу отняли у венецианцев их владения. В середине XVI столетия она становится второстепенной державой, уступая Испании, Франции и Турции пальму первенства даже в пределах Среди-земноморского бассейна.
Венецианское торговое судно не отличалось изяществом форм. Крутобокий, довольно неуклюжий корабль имел две мачты и латинское парусное вооружение. Судно имело один люк в палубе и вырез в борту для погрузки товаров непосредственно на твиндек - межпалубное пространство. Рулевое устройство довольно консервативно (два рулевых весла) и мало чем от-личается от торговых кораблей Древнего Рима. Длина подобных судов - иногда их называли нефами и гатами - достигала 30 м, ширина - 8м, высота мачты - 25 м. Интересно, что именно такой корабль описан Шекспиром в "Венецианском купце". Подобные суда часто фрахтова-лись крестоносцами для перевозки войск и снаряжения.
Генуэзские купцы вели обширную посредническую торговлю. Они продавали зерно, соль, кожи, меха, воск, мёд, лес, рыбу, икру из причерноморских районов, сукна — из Италии и Германии, масло и вино — из Греции, пряности, драгоценные камни, мускус — из стран Азии, слоновую кость — из Африки и многое др. Большое место занимала торговля пленника-ми, выкупленными у татарских ханов и турецких султанов.
Расширяя сферу торговых операций после крестовых походов и борясь против соперни-чавшей с ними Венеции, генуэзцы, стремившиеся при поддержке Византии монополизировать торговлю на Чёрном море, в 1266 добились от ставленника Золотой орды в Крыму Мангу-хана передачи им во владение Каффы (современная Феодосия), ставшей позже центром их колоний. В 1357 генуэзцы приобрели Чембало (современная Балаклава), в 1365 — Солдайю (современ-ный Судак), вытеснив оттуда венецианцев. Возникли новые колонии генуэзцев: Боспоро (на месте современной Керчи), Тана (в устье Дона)на месте Новороссийска, Анапы, Адлера. К концу 14 в. они стали играть решающую роль в черноморской торговле. Торговые операции генуэзских купцов производились также в русских землях. В 1475 году Генуэзские колонии были завоёваны османскими войсками и включены в состав Османского государства.
Самым знаменитым путешественником Средневековья считается венецианский купец Марко Поло.
В XIII в. самыми богатыми купцами Венеции, которых по уровню доходов можно было поставить в один ряд с дворянами, были братья Николо и Маффео Поло. с целью установления новых торговых связей в 1266 г. они прибыли к хану Хубилаю, четвертому сыну Чингисхана. Монголы приняли предложение купцов и решили отправить посольство, поручив братьям По-ло быть его представителями перед папой Григорием X. В следующее путешествие братья По-ло взяли с собой сына Николо Марко. Второе путешествие началось в 1271 г. из Акры.
Марко Поло поступил на службу к монгольскому хану и служил при дворе Хубилая 17 лет. В 1295 г. Марко Поло вернулся в Венецию. К этому времени вражда между венециански-ми и генуэзскими купцами достигла своего предела. Это вылилось в открытое противостоя-ние. В 1298 г. генуэзский флот напал на венецианскую республику. Генуэзцы нанесли венеци-анцам поражение. Среди пленных венецианцев был Марко Поло. Его заточили в крепость, и там он продиктовал свою книгу "Книга М. Поло о разнообразии мира", которую записал това-рищ по заключению Рустичиано. В 1299 г. был заключен мир, и Марко Поло вернулся домой.
Книга Марко Поло, по мнению многих ученых, занимает исключительное место среди произведений средневековых путешественников и географов. В ней содержится множество сведений о Восточной, Южной и западной Азии. М. Поло также собрал сведения о Китае, опи-сал земли от Японии до Мадагаскара. В этой книге содержатся сведения даже о странах, в ко-торых Поло никогда не был. Именно это дало повод некоторым ученым усомниться в досто-верности материалов книги.