Самовыдвижение кандидатов
При самовыдвижении кандидата следует обратить особенное внимание на три фактора:
- полнота подаваемых в избирательную комиссию документов;
- правильность сведений и наличие подтверждающих документов;
- получение подробного подтверждения о сданных документах.
Заметим, что отказ в регистрации может последовать только в том случае, если необходимые для выдвижения и регистрации документы вообще не представлены в комиссию. Неточности в документах, обнаруженные недостоверности не могут (за некоторыми исключениями) служить основанием для отказа в регистрации. Однако избирательные комиссии и вслед за ними суды используют следующую сомнительную формулировку: «….не располагая бесспорными данными о…., комиссия вправе исходить из того, что сведения не представлены вообще»[64]. Неправильно заверенная (с точки зрения комиссии) запись в трудовой книжке может послужить основанием утверждения, что не представлены сведения о месте работы. Ненадлежащие данные паспорта[65] или даже внесенные туда официальным органом отметки могут также оказаться причиной отказа в регистрации или отмены регистрации[66].
Неправильная копия документа также может послужить причиной отказа. Известен случай, когда кандидату отказали по той причине, что он предоставил копии не всех страниц паспорта[67]. Причиной отказа может быть забытая подпись на каком-нибудь документе[68]. В двух последних случаях кандидат, очевидно, мог легко исправить указанные недостатки, но от него их тщательно скрывали.
Подобные примеры можно множить. Налицо факт «выискивания» недостатков в документах «неадминистративных» кандидатов. Этому можно противопоставить лишь очень тщательную подготовку документов (которая, как показывает опыт, недостаточна) и постоянный контакт с регистрирующей комиссией по вопросу «не найдены ли в представленных документах какие-либо недостатки».
Следует отметить, что в избирательное законодательство в конце 2006 года была внесена поправка, несколько усиливающая позиции «неадминистративных» претендентов: «при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов» регистрирующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, должна сообщить последнему о выявленных недостатках (п.1.1 ст. 38 ФЗГ). При несоблюдении этого требования, при отсутствии у кандидата (избирательного объединения) письменного сообщения о выявленных недостатках, кандидат (избирательное объединение) может оспорить отказ в регистрации в суде.
Бывали случаи, когда некоторые сданные документы терялись в избирательной комиссии. Для того чтобы этого не происходило, при сдаче документов на выдвижение в избирательную комиссию надо получить от комиссии подробную заверенную комиссией опись сдаваемых документов. Лучше всего, если эта опись будет подготовлена кандидатом, избирательным объединением заранее. В опись следует внести не только оригиналы документов, но и заверенные комиссией копии. При предоставлении подлинников комиссия обязана заверить («Копия верна», подпись, печать) ксерокопии документов, подтверждающих сведения, указанные в заявлении о согласии баллотироваться.
Вместе с заявлением о согласии баллотироваться в регистрирующую избирательную комиссию должны быть сданы сведения о доходах и имуществе кандидата. Форма, в которой комиссии передаются эти сведения, приведена в приложении к закону, и ее следует строго соблюдать. Все доходы и сведения об имуществе должны быть подтверждены справками, которые будут играть роль доказательств, если комиссия выявит какие-либо несоответствия в сведениях о доходах. Недостоверность в сведениях о доходах не может служить основанием для отказа в регистрации или отмены регистрации; комиссия может лишь опубликовать информацию о такой недостоверности.