Сущность и структура политического процесса. Политическое участие и политическая деятельность.
Политический процесс – совокупность действий и взаимодействий субъектов политики, это тектология осуществления власти. Политический процесс раскрывает динамику изменения политики.
Типология политических процессов:
1) по значимости для общества:
· базовые (оказывают существенное влияние на политическую систему страны в целом. Базовые процессы несут в себе форму преобразований населения
· периферийные (раскрывают динамику формирования и развития отдельных политических групп, политических партий, движений, взаимоотношения между партиями) Главная задача всех этих процессов – включить свои интересы и требования в принимаемые властью решения или оказать в той или иной степени воздействие на принятие таких решений)
2) в зависимости от объекта:
· внутриполитические (происходят внутри страны)
· внешнеполитические (происходят на международной арене. Характер, направленность и динамика внешнеполитических процессов может оказать влияние на внутриполитические процессы)
3) по характеру политических процессов:
· ангажированные (санкционированные официальными властями) (наблюдается явное преобладание продиктованных властями конкретных форм политических отношений, совершенно чётко просматриваются централизованные методы принятия решений.
Пример: митинги на Манежной площади во время выборов в России.
· неангажированные (не связанные с разрешениями властей) (свободное участие граждан в отношении с институтами власти. Это оппозиционные силы, несолгасные с властью. Пытающиейся предоставить альетрнативу существующей власти)
Пример: митинги на болотной площади за свободные и честные выборы в попытке оказать давление на власть, в попытке изменить политическую ситуацию.
4) по степени публичности:
· открытые (открытое и демократическое выявление интересов граждан. Они очень часто переплетаются со скрытыми процессами)
· скрытые (закулисные действия определённых структур, в т.ч. теневых, подготовка в тайне каких-то политических решений)
Структура политического процесса:
· субъекты политики (те, на кого направлены политический действия и процессы)
· объекты политики
· исполнители
· ресурсы
· средства и методы политической деятельности
Организация политического процесса начинается с замысла, идеи, концепции и разработки плана. Субъекты должны выработать цель. Обосновать пути её достижения. В соответствии с целью начинаются задачи, выбираются средства, определяются ресурсы, методы, исполнители, темпы и сроки исполнения. Так формируется политический процесс и формируется влияние на политическую систему. Несогласованность политических действий может разрушить сам политический процесс и привести к непредвиденным результатам. Исход политического процесса зависит от целого ряда внутренних и внешних факторов.
Любой политический процесс включает в себя 3 режима его протекания:
1) режим функционирования (фиксирует определённую степень напряжения между политическими субъектами. Типичная степень напряжения – отношения между властью и оппозицией. Сейчас в РБ режим напряжения это функционирования. При режиме функционирования состояние политической системы не выходит за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и политической власти. В этом режиме отражаются обычные рутинные отношения между властью и оппозицией, властью и партиями, властью и населений и т.д. Власти в этом режиме функционирования в большей степени придерживаются традиционных способов взаимоотношений)
2) режим развития (структуры и механизмы власти выводят политику государства на уровень, который позволяет адекватно отвечать на новые требования граждан. Режим развития – это испытания для власти, он касается и действия оппозиционных сил, они могут мобилизовывать свои силы, привлекать на свою сторону сторонников, добиваться каких-то важных временных успехов)
3) режим распада/упадка политических ценностей (принимаемые властями решения по выполнению не реализуются, сами власти теряют легитимное доверие масс. Распад структур управления носит необратимый характер)
Пример: судьба большинства бывших стран социализма, особенно в европейском регионе, где правящие партии так и не нашли, так и не определили мер, чтобы адекватно отреагировать на поставленные требования, в результате режима распада/упадка поменялась политическая власть.
Категория политический процесс отражает динамику политического развития, позволяет выявить механизмы взаимодействия его участников и эта категория позволяет спрогнозировать возможные последствия решений.
Чтобы понять место и уровень политических процессов в целом, необходимо понять такие понятия как политическое участие, политическая деятельность и политическое действие.
Политическое участие – совокупность различных способов практической активности граждан в сфере политики.
Политическое участие отражается в двух формах:
· прямое(непосредственное политическое участие) (принимается на собраниях небольших политических общин. Собравшиеся люди непосредственно принимают решение большинством голосов)
· представительское(опосредованное) (народ выбирает своих представителей для осуществления политической власти. Оно даёт больше возможностей для искажения воли масс, т.к. избранные представители от народа могут лишь использовать полученные голоса для занимания определённых должностей, и очень часто используется процесс манипулирования массами. Поэтому избранные представители могут преследовать собственные цели, не заботясь об интересах народа. К тому же избиратели могут терять контроль над своими избранниками)
Формы политического участия:
· активные:
- прямое и косвенное реагирование на импульсы, исходящие от политической системы
- участие в избирательных кампаниях
- участие в деятельности политических партий и других общественных объединений
- выполнение политических функций в рамках государственных и других политических институтов
- участие в митингах и демонстрациях
- участие в протестных акциях
Формы политических протестов:
- конвенциальные (разрешённые властями)
- неконвенциальные (незаконные, неразрешённые властями, запрещённые властями демонстрации и шествия, деятельность официально незарегистрированных организаций и партий, проявление политического терроризма)
· пассивные:
- обычный интерес к политике, но без участия в конкретных действиях
- неучастие в избирательных кампаниях
- безразличие к деятельности политических партий и других общественных объединений
- равнодушие к проведению митингов и демонстраций
- политический бойкот как выражение враждебности к политической системе и проводимой политике
Близким к термину политической участие является термину политическая деятельность.
Политическая деятельность – систематическое сознательное вмешательство в политику, попытка что-то изменить своими действиями, своим воздействием положения в политической системе.
К субъектам политической деятельности относят всех политических субъектов. В политическую деятельность могут быть вовлечены и большие массы людей.
Основной объект политической деятельности – существующее социальное и политической устройство.
Главным побудительным мотивом в целом в политической деятельности являются жизненные интересы и потребности людей.
Мотивы политической деятельности и классификация интересов:
· по их носителям:
- интересы общества
- интересы социальных общностей
- интересы отдельных коллективов
- интересы малых групп
- интересы отдельных индивидов
· по сферам общественной жизни:
- экономические
- политические
- социальные
- духовно-культурные
· по времени проявления и ожидания:
- постоянные
- текущие
- перспективные
Другие мотивы:
· влияние знаний
· влияние социальных норм и существенных ценностей
· влияние субъективных эмоционально-психологических переживаний
· влияние политических мифов
Политическое действие – совокупность деятельностей различных политических субъектов.
Виды политические действия:
· позитивные (заключаются в том, чтобы что-то сделать для политической цели)
· негативные (заключаются в том, чтобы сделать что-то, чтобы этому воспрепятствовать. Они могут иметь соответствующие последствия)
· рациональные (субъект имеет чёткое представление о целях и задачах, и владеет методами достижения этих целей)
· иррациональные (действия, при которых отсутствует определённая логика, цели задачи, а сами участники этого действия не знают, чего хотят)
Типы политических действий зависят от типа и масштаба общественных преобразований.
Существуют различные виды политических действий:
· революция (коренное изменение власти, коренное преобразование политической системы, коренное преобразование общества)
· реформа (преобразование, которое не меняет сущности строя и сущности власти, но призваны что-то усилить, что-то изменить и т.д.)
· политической (государственный) переворот (изменение власти, но в рамках существующего строя, изменение власти внутри одного и того же класса или социальной группы)
· демонстрации, забастовки, митинги
· выборы, референдумы, переговоры
· популизм (специфический тип политического действия. Это деятельность, имеющая целью обеспечить популярность в массах ценой зачастую необоснованных обещаний)
Критерий политической деятельности заключается в её результатах.
Результат политической деятельности – закрепление или изменение существующих отношений. Политическая деятельность определяет динамику и направленность политических процессов
20. Фазы политического процесса: формирование политических проблем, принятие политических решений и механизмы их реализации
Любой политический процессов можно разделить на 5 фаз:
· формирование политических приоритетов
· выдвижение политических приоритетов после рассмотрения альтернативных проектов
· принятие политических решений и их легитимация
· приведение в действие механизма реализации принятых решений
· оценка результатов реализации принятых решений
Методы принятия решений:
· рационально-универсальный метод
· метод ветвей (когда проблема существует, нужно решать её по частям, частичными решениями, направленными на часть ситуации, а не решение всей проблемы в целом)
· смешанный метод (комбинирование 1-го и 2-го метода)