Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Под юридическим действием нормативного правового акта понимается возможность и в надлежащих случаях необходимость применения установленных им норм как общеобязательных.
Нормативные правовые акты действуют в известных пределах, определяемых во времени, по территории и по кругу лиц, на которых распространяются нормы данного акта.
Действие нормативных правовых актов во времени
в Республике Беларусь
«Нормативный правовой акт действует бессрочно, если в его тексте не оговорено иное.
Временный срок действия может быть установлен для всего нормативного правового акта или его частей. В этом случае в нормативном правовом акте (его части) должны быть указаны срок действия нормативного правового акта или событие, при наступлении которого нормативный правовой акт утрачивает силу. По истечении указанного срока или при наступлении указанного в нормативном правовом акте события нормативный правовой акт (его часть) автоматически утрачивает силу. До истечения указанного срока орган (должностное лицо), принявший (издавший) нормативный правовой акт, может принять решение о продлении действия нормативного правового акта (его части) на новый срок или о придании ему бессрочного характера»[151].
В зависимости от видов нормативных актов в Республике Беларусь установлен различный порядок и сроки вступления их в силу.
«Декреты Президента Республики Беларусь вступают в силу через десять дней после их официального опубликования»[152]. Указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь и иные нормативные правовые акты» (за исключением декретов Президента, законов Республики Беларусь, постановлений обеих палат Национального собрания Республики Беларусь) вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок. Постановления палат парламента – Национального собрания Республики Беларусь вступают в силу с момента их принятия, если иное не предусмотрено в самих постановлениях.
Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. При этом, как правило, нормативные правовые акты публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь»[153].
Нормативные правовые акты теряют юридическую силу в результате различных обстоятельств.
Так, в Республике Беларусь «нормативный правовой акт (его часть) прекращает свое действие в случаях:
· истечения срока, на который был рассчитан временный акт (его часть);
· признания нормативного правового акта (его части) неконституционным в установленном законом порядке;
· признания нормативного правового акта (его части) утратившим силу;
· отмены нормативного правового акта в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь»[154].
Нормативный правовой акт Республики Беларусь не имеет обратной силы, «т. е. не распространяет свое действие на отношения, возникающие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан или иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта, либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу». Декреты Президента и Законы Республики Беларусь также не имеют обратной силы «за исключением случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность граждан».
«Придание обратной силы не допускается, если нормативный правовой акт предусматривает введение или усиление ответственности за действия, которые на момент их совершения не влекли указанную ответственность или влекли более мягкую ответственность»[155].
По действию в пространстве нормативные акты различаются в зависимости от того, распространяется ли их действие на всю территорию страны или же на какую-либо точно определенную часть ее, либо предназначены для действия за пределами страны.
Под государственной территорией государства понимается находящаяся под его суверенитетом часть земного шара. К ней относятся суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, земные недра в пределах государственной границы. Объектами, приравненными к государственной территории, являются военные воздушные и морские суда, независимо от их места нахождения, а также гражданские воздушные и морские суда, находящиеся в открытом море, территория посольств, консульств данного государства.
Нормативные акты местных органов власти и управления имеют силу лишь на подведомственной им территории. Таким образом, действие нормативных актов в пространстве находится в прямой зависимости от того, органом какого уровня этот акт принят.
Нормы, содержащиеся в законах, могут иметь также и экстерриториальное действие, т. е. применяться и за пределами государства. Это относится в первую очередь к законам о гражданстве. Так, этим законом Республики Беларусь, Российской Федерации предусмотрено, что граждане этих государств пользуются правом защиты за пределами их страны.
Действие нормативных правовых актов по кругу лиц означает – определить, кому адресованы выраженные в нормах предписания.
В отдельных случаях различие в действии норм права по лицам предопределены различием действия норм в пространстве. Обычно нормативные акты обязательны для всех субъектов (граждан, юридических лиц, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций), находящихся на данной территории. Однако сфера действия нормативных актов в пространстве и по кругу лиц могут и не совпадать. Так, нормы обязательны на всей территории Республики Беларусь избирательного закона в части активного избирательного права не распространяется на несовершеннолетних, а также на психически больных, признанных судом недееспособными и осужденными к лишению свободы.
Спецификой различных сфер деятельности обусловлено наличие норм, действие которых распространяется лишь на работников определенных министерств и ведомств. Нормативные акты могут распространять свое действие не на всех граждан, а лишь на тех из них, которые занимают определенное должностное положение. Так, уголовную ответственность за злоупотребление властью или служебным положением несут должностные лица. В Республике Беларусь нормативные правовые акты республиканских (центральных) государственных органов имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления – на соответствующей территории Республики Беларусь.
Действие нормативных правовых актов, за исключением случаев, установленных законом и международными договорами Республики Беларусь, распространяются на граждан и юридических лиц Республики Беларусь, а также находящихся на территории Республики Беларусь иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц»[156].
Однако из этого правила есть исключение. Во-первых, существуют такие сферы правового регулирования, где субъектом правоотношения может выступать только гражданин Республики Беларусь. Так, служба в Вооруженных силах Республики Беларусь – это обязанность исключительно ее граждан. Поэтому порядок прохождения воинской службы устанавливается законодательством только для граждан Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства не могут принимать участие во всенародном голосовании. Во-вторых, исключение делается для тех иностранных граждан, которые, согласно действующим международным договорам и соглашениям, заключенным Республикой Беларусь, пользуются дипломатическим иммунитетом. К таким лицам относятся послы, посланники, поверенные в делах, члены семей дипломатического персонала и т. д. Эти лица, в случае совершения ими правонарушений, ответственности по УК Республики Беларусь и Кодексу об административных правонарушениях не несут.