Образование и расцвет Древнерусского государства ( IX-XII вв.)
Древняя Русь в IX - XIII вв.
1. Образование и расцвет Древнерусского государства (1Х-ХП вв.).
2. Русские земли и княжества в Х1- первой половине ХШ вв.
3. Борьба Руси за независимость в ХШ в. Выбор Александра Невского.
Образование и расцвет Древнерусского государства ( IX-XII вв.)
Славяне – древнейшее население Европы. Во времена Римской империиони жили однородной, этнически не дифференцированной массой в Центральной Европе. После падения империи эта однородность стала нарушаться вследствие переселения народов. Славяне в результате последовательного движения готов, гуннов, аваров лишаются былого единства. Мощной волною они расселяются из района компактного проживания (Верхний Одер — Средний Днепр) по трем основным направлениям: на юг - Балканский полуостров, восток и север — по Восточно-Европейской равнине, на Запад – в Среднее Подунавье и Междуречье Одера и Эльбы. Расселение праславян в течение VI - VII вв. на больших пространствах, их активное взаимодействие с иноэтническими племенами привела к дифференциации славянского мира и членению единою языка на отдельные славянские языки. К VII в. из некогда единой славянской общности выделились три ветви: восточная, западная и южная. Каждая из них начинает самостоятельный путь в истории.
Восточные славяне, расселяясь на обширной территории Восточно-Европейской равнины от берегов Ильменского озера до среднего течения Днепра и Дуная, от Оки до Десны, закладывали основы будущей Российской цивилизации. В отличие от Византии и Европы Русь не была преемственной цивилизацией — она развивалась на территории, где практически не осталось очагов культуры ее предшественниц. (Исключением являются сравнительно небольшие пространства по берегам Черного и Азовского морей — Ольвия, Херсонес, Феодосия и др.) Русь должна была создавать свое цивилизационное пространство или, точнее, делать его цивилизованным. Вместе с тем, не получив богатого наследства от культур прошлого, она имела возможность взаимодействовать с современными ей народами и цивилизациями.
На протяжении VI — VIII вв. в обществе восточных славян одновременно развивались три процесса: дальнейшее становление славянского этноса, социальное расслоение, стремление к политическому объединению.
Эпоха Великого переселения народов, к концу которой произошло обособление восточных славян, способствовала разрушению древних родовых связей и усилению территориально-политических. Территориально-политическими, а не этническими образованиями были и славянские союзы племен: радимичи» кривичи, поляне, древляне, бужане, дулебы и др. Такие союзы племен, вероятно, не были чисто славянскими и включали в свой состав финно-угорские, балтские и иные этнические группы.
Условия жизни разных союзов и племен и уровень их политического
развития в VIII — 1X вв. были совсем не одинаковыми. Разнились иосновные занятия населения, и взаимоотношения со Степью). В разной степени союзы племен были вовлечены в хозяйственное, культурное и военное взаимодействие с народами, уже обладавшими своей государственностью. Тем не менее относительное однообразие климатических и ландшафтных условий, отсутствие серьезных естественных преград на просторах Восточно-Европейской равнины, как и несомненная близость культуры, языка, верований, создавали объективные предпосылки для политического взаимодействия восточнославянских народов. Сложные процессы, связанные с этим взаимодействием, способствовали становлению Киевского (Древнерусского) государства.
Возникновение государства — закономерный этап развития общества. Государственность вырастает из естественного стремления общества к самоорганизации, к упорядочению усложняющихся отношений между людьми. Общины восточных славян состояли не только из сородичей, но и из пришлых, чуждых роду людей. Подобные соседские общины уже не могли управляться на основе старых племенных обычаев; возникновение семейной собственности (иногда заменявшей родовую, иногда сосуществовавшей с ней) требовало новых правил, форм общежития.
Возможно, у некоторых славянских племен разрушение родовой общины привело к созданию совершенно обособленных семейных хозяйств, уже никак не подчиненных власти старейшин. И соседские общины, и отдельные семейные дворы были слишком слабы, чтобы самостоятельно обеспечить свою безопасность. Естественным гарантом безопасности становился князь, располагавший укрепленным оборонительным пунктом (городом). Укрепления защищали хорошо вооруженные воины; земледельческие общины, расположенные в окрестностях города, постепенно отдавались под покровительство князя и его дружины.
В IX в. продолжалось постепенное огосударствление княжеской власти. Этот процесс ускорился под воздействием внешних факторов: на севере Восточно-Европейской равнины постоянным явлением стали набеги скандинавов (варягов), на юге обострялась вражда славянских и тюркских племен. Возникла настоятельная необходимость в создании серьезных оборонительных союзов, располагающих большими людскими ресурсами и действующими не время от времени, а регулярно.
Итак, в IX в. и северные, и южные союзы восточных славянских племен были близки к тому, чтобы придать княжеской власти постоянный и государственный характер. Наиболее крупными территориально-политическими образованиями в это время были Киевское и Новгородское. Первоначально процесс объединения восточнославянских центров происходил при ведущей роли этих местных объединений. Позднее летописная традиция отдает в одних случаях предпочтение Киеву, в других — Новгороду. Вероятно, это результат возникшего позже соперничества между киевским и новгородским летописанием. Летописи, как известно, писались, переписывались и дописывались, так что некоторые сюжеты истории в их изложении выглядят как легенды.
В древнейшей, дошедшей до наших дней русской летописи "Повесть временных лет" есть две версии о начале Руси. Согласно одной поляне (русь) после переселения из Подунавья поселились в Среднем Приднепровье, а первым русским князем стал Кий, правивший с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью. Обратим внимание на то, что данная легенда отражает идею славянского источника древнерусского государства. Здесь "русь" название одного из племен полян, обитавшего в районе среднего течения Днепра и его притока — реки Рось.
Вторая версия отражает идею иноземного источника древнерусской государственности. "Русь" — этносоциальная группа, включавшая в свой состав преимущественно скандинавов и родоплемен-ную славянскую знать, дружинная прослойка. Содержание второй версии легенды в летописи — призвание варягов на княжение по решению новгородского веча. Причина их призвания — усобицы среди разноэтнических племен Приильменья, когда встал "род на род" и появилась необходимость иметь князя, чтобы он «владел и судил по праву». Варяжский князь Рюрик пришел на землю славян с разноплеменной дружиной, в которой преобладали норманны. Они были из племени русь, поэтому и земля наша стала называться Русью. В ряде исследований отмечается, что в ходе норманнской экспансии на Русь сначала норманны (скандинавы, викинги) выступали в роли купцов. Их знания о соседних странах, военный, особенно навигационный, опыт нашли свое применение в военной и административной целях.
Заключительный этап образования Древнерусского государства — политическое объединение северорусских и южнорусских земель. Инициатором объединения был преемник Рюрика новгородский князь Олег. В 882 г. он во главе варяжско-славяно-фиино-угорских дружин спустился по Днепру, захватил Киев, убил княживших там Аскольда и Дира и сделал Киев центром своей державы. Так на карте Европы появилось государство Киевская Русь. Возникновение его хронологически вписывается в процесс образования государств, протекавший в IX — X вв. на обширной территории Северной, Центральной й Восточной Европы (Великоморавское, Чешское княжества, Древнепольское государство, государства в Хорватии и на сербских землях, объединенное англосаксонское королевство, Датское королевство).
Объединение восточнославянских земель в целом заняло более столетия. Первоначальное ядро Древнерусской державы складывалось вдоль одной из крупнейших водных артерий Восточной Европы, именуемой путем "из варяг в греки", соединявшей Балтику с Черным морем и Византией. Но существовал и другой важный торговый путь из Балтики в страны Востока — по Волге и Каспию. По данным археологов, колонизация викингов на Восток ограничивалась Средней Волгой. Известны их погребения в Ладье под Ярославлем. Там же найдены характерные предметы — амулеты, мечи, фибулы. Что же остановило и движение викингов, и вероятное развитие Древнерусского государства в восточном направлении? Дело в том, что Восточный путь был заблокирован болгарами и хазарами. А на всем протяжении пути "из варяг в греки" обитали племена, родственные ядру приильменской державы.
Летописный рассказ о призвании князей-варягов послужил основой для создания в 30-е гг. XVIII в. работавшими в России немецкими учеными Байером и Миллером так называемой норманнской теории происхождения древнерусского государства. Ими доказывалось, что имя Российской империи скандинавского происхождения и само государство было создано выходцами с запада. Из такого заключения делались политические выводы о неспособности русского народа к самостоятельному историческому развитию, образованию государственности. Подобные выводы с самого начала имели политическую направленность. Но как же обстояло дело в действительности? Ведь призвание варягов — не выдумка немецких историков, а факт, почерпнутый из источников. С критикой норманнской теории выступали такие русские ученые, как М. В. Ломоносов, Д. И. Иловайский, В. Г. Василевский. Но и среди норман нистов были известные исследователи: Н. М. Карамзин, М. П. Погодин, С. М. Соловьев.
В советской историографии существовали представители обоих направлений, хотя были периоды в истории СССР, когда ярлык "норманниста" делал человека чуть ли не врагом народа.
С точки зрения современной исторической науки оба вопроса — происхождение термина "Русь" и династии Киевских князей — второстепенны. В XVIII — начале XX в. исследователи стояли на единых методологических позициях: идеалистическом представлении о возможности создания государства одним лицом или группой лиц. Это обусловило подмену проблемы происхождения государства вопросом о происхождении его названия. Именно поэтому признание скандинавской этимологии названия Древнерусского государства неизбежно вело к утверждению приоритета скандинавов в самом его формировании.
Сегодня очевидно, что настоящих норманнистов, т. е. тех, кто утверждает неспособность славян самим создать свое государство, давно нет. В современной историографии доказано:
∙ возникновение Древнерусского государства стало возможным лишь в результате социально-экономического развития;
• внешние влияния могли несколько ускорить или замедлить, но не заменить внутренних процессов;
• Древнерусское государство складывалось как экономическое, политическое, культурное объединение (синтез) славянских и неславянских племен; русский народ формировался не на мононациональной основе; в его создании приняли участие финны, балты и другие народы, в том числе и варяги.
Итак, какова же роль варяжского элемента в создании Киевской Руси? Появление варяжских дружин в Восточной Европе ускорило процесс "собирания" восточнославянских земель, уже подготовленных внутренним развитием к государственности и объединению. В УШ – 1Х вв. славяне и скандинавы находились приблизительно на одном уровне социального развития. В этих условиях норманны не
могли принести славянам ни более высокой культуры, ни государ
ственности. Зато одностадийность развития способствовала более
легкому общественному синтезу пришельцев и аборигенов (славян и
финно-угров). Варяжские дружины являлись необходимым консо
лидирующим элементом, они — на первом этапе — составляли опо
ру военной власти великого князя. Славянизация династии и дру
жинной верхушки была, по-видимому, предопределена изначально
(аналогичной была судьба норманнских властителей Сицилии,
Нормандии, Англии, в конце концов усвоивших язык и культуру
местного населения). В дальнейшем от варягов осталось только на
звание династии киевских князей — Рюриковичи да воспоминания
о происхождении отдельных знатных родов.
КИЕВСКАЯ РУСЬ. Историю Древнерусского государства можно разделить на три периода. Первый — это время длительного "собирания" восточнославянских земель. Он растянулся с 80-х гг. IX в. до конца X в. Киевский князь Олег (882 — 912) покоряет
угличей, тиверцев, вновь подчиняет древлян. Сын Игоря и Ольги
князь Святослав (964 — 972) покоряет независимый союз вятичей. Наконец, при Владимире I (980 — 1015) были окончательно присоединены радимичи и вятичи.
Второй период — это время существования единого, или относительно единого, Киевского раннефеодального государства, приблизительно со времени Владимира I до конца 20-х гг. XII в., когда оно окончательно распалось на независимые княжества.
Третий период — период феодальной раздробленности — от 1132 г. до монгольских нашествий 30 — 40-х гг. ХШ в. Во главе Киевского государства стоял князь, который именовался Великим; на местах управляли зависимые от него князья. Великий князь не был самодержцем в буквальном смысле слова. Он управлял от имени своих ближайших родственников и ближайшего окружения — крупного боярства, формировавшегося из верхушки княжеской дружины и знати Киева. Материальной основой ее существования в IX — первой половине X в. были военные походы и связанные с ними грабежи и торговля, а также "полюдье" (сбор дани).
Великому князю подчинялись другие князья. Можно сказать, что Киевская Русь представляла собой федерацию княжеств, находившихся не в одинаковом положении. Великокняжеская власть вела борьбу с местным сепаратизмом. Наиболее известен пример с древлянами, о которых в летописи сохранилось много данных из-за убийства там князя Игоря и мести древлянам его жены княгини Ольги.
В источниках больше всего сведений содержится о внешней политике Руси. В IX — X вв. существовало два основных направления древнерусской внешней политики — Византия и Восток (Хазарский каганат, затем Передняя Азия). Результатом походов на Византию явились русско-византийские договоры 911, 941, 944 гг., обеспечивавшие выгодные условия для русских купцов в Византии и решающие некоторые политические задачи.
Князь Святослав совершил ряд походов на Хазарию, Волжскую Болгарию, Дунайскую Болгарию, вел войну с Византией из-за этих территорий. В 971 г. после битвы при Доростоле Святослав заключил мир с Византией, но при возвращении на Русь был убит печенегами.
После смерти Святослава между его сыновьями началась борьба за верховную власть. Здесь мы сталкиваемся с фактом, ранее не известным на Руси: разделом государства между сыновьями Великого князя. Владимир падучшг Новгород и, опираясь на новгородцев и варягов, победил своих братьев и стал Великим князем. Его внутренняя и внешняя политика отличалась от отцовской. Больших войн с соседями он не вел. Восточнославянские земли в основном уже были объединены. К тому же внутри государства назревали изменения, которые надо было закрепить в законодательном порядке.
Важнейшими здесь были религиозные реформы Владимира. Их было две. В X в. восточные славяне оставались язычниками. Славянское язычество являлось составной частью комплекса первобытных воззрений, верований и обрядов первобытного человека на протяжении многих тысячелетий. Термин "язычество" условный, его используют для обозначения того многообразного круга явлений (анимизм, магия, тотемизм, фетишизм и др.), которые входят в понятие "'ранние формы религии". Спецификой язычества является характер его эволюции, при которой новое не вытесняет старое, а наслаивается на него.
Славяне обожествляли разные явления и силы природы, наделяя их человеческими чертами (Даждьбог, Хорс — божество солнца; Перун — бог грозы; Стрибог — бог ветра; Сварог — небо, отец солнца; Мокошь — божество земли и др.). Более культа видимой природы у славян был развит культ предков, обусловленный родовым бытом славян.
Проведение религиозных реформ было связано с потребностями зарождавшейся древнерусской государственности, которая нуждалась в новом идейном обоснований, позволяющем Руси стать вровень с сильными державами мира. Стремление к политической централизации и укреплению авторитета власти великого князя выразилось прежде всего в том, что Владимир преобразовал пестрый пантеон многочисленных племенных богов так, чтобы создать строгую иерархическую систему. Эта реформа оказалась недостаточной, требовалось утверждение монотеистической религии, лучше освящавшей власть великого князя. Таких религий в Киеве знали три: христианство, ислам, иудаизм. К тому времени молодое Древнерусское государство вышло на международную арену. С ним вынуждены были считаться и Арабский халифат, и Византия. Союза с киевскими князьями искал Папа Римский. В этом смысле выбор религии был связан с выбором политической ориентации. В 988 г. князь Владимир принял христианство из Византии (православный вариант).
Следует отметить, что сознание политической элиты в данном случае явно опережало массовое сознание. Христианизация Киевской Руси была проведена "сверху", и это естественно, так как в древнерусском язычестве еще не сложился единый пантеон, как это было в Греции и Риме, не выработались четкие представления о потустороннем мире. Одним словом, язычество в Древней Руси еще не прошло весь круг своего развития и не достигло той точки, когда начинается распад его и возникает потребность в новой религии. В результате до XII — XIII вв. существовала система религиозных представлений, в которой языческие и христианские верования пересекались, взаимодействовали и проникали друг в друга. Так, древний бог Велес, покровитель скота, "совместился" с христианским святым Власием. Илью Пророка наделяли функциями Перуна, бога грома, и создавали о нем легенды.
В Западной Европе разрыв между интеллектуальной элитой и массами также был велик, и там народное сознание выработало свою систему религиозных представлений. Ко католическая церковь гораздо более упорно и деятельно "работала" с народным сознанием, внедряя христианство. В Древней Руси паства была лишена такого продуманного и планомерного воздействия со стороны церкви. Как и в Византии, верующему предоставлялась достаточно большая внутренняя свобода в общении с Богом через молитву. Сказывался и невысокий уровень образованности приходского духовенства.
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ. Войдя в состав христианской цивилизаии, Россия открыла для себя путь к усвоению религиозно-
нравственных ценностей, естественнонаучных знаний, накопленных Византией и Европой, которые гораздо раньше начали свое цивилизационное развитие и к тому времени уже успели достичь высокого уровня духовной культуры. Однако противоборство восточного и западного христианства сразу же определило и положение России в христианском мире, и направление культурных контактов.
Оказавшись в орбите влияния Византии, Россия на многие века отстранилась от Западной Европы. Это не означает, конечно, что контакты отсутствовали вообще, они существовали, но на протяжении всего русского средневековья были слабыми. Гораздо более серьезным было воздействие Византии, по отношению к которой Древняя Русь, особенно с XV в., ощущала себя преемницей.
Утверждение христианства в качестве государственной религии оказало большое влияние на разные сферы общественной и духовной жизни страны. Ускорилось изживание местных, племенных различий в отдельных областях Руси. Укрепилась великокняжеская власть, распространились нормы византийского права, что стимулировало формирование феодальных отношений, поляризацию отдельных социальных групп. Идея монархической власти, которую Русь получила из Византии, быстро вошла в политическое сознание. Историки полагают, что выбор Владимира пал именно на православие и потому, что оно в отличие от католичества передавало всю полноту власти императору. Князь Владимир, поставивший целью добиться централизации, предпочел ориентироваться на Византию, где император считался "для церкви высшим господином" и где власть монарха считалась священной по своей природе.
Важно отметить, что на начальном этапе идея единоличной власти была неразрывно связана с требованиями о гуманности и мудрости ее. Например, прославленный политический деятель начала XII в. Владимир Мономах в своем "Поучении" создал образ идеального князя. Он стремился к тому, чтобы власть была нравственной и основывалась на соблюдении евангельских заповедей. Она должна защищать слабых, быть справедливой. Конечно, это были лишь рекомендации. В реальной жизни князья в борьбе за власть совершали много нелицеприятных поступков. Но само по себе существование такого рода идеала давало возможность оценки и критики действий власти. В дальнейшем идея власти претерпела существенные изменения.
X— ХП вв. — период достаточно сильного влияния Византии на древнерусскую культуру. Именно византийская литература была тем источником, из которого черпали премудрость древнерусские книжники; по византийскому образцу велось богослужение; творения византийских богословов были основой, на которой развивалась оригинальная философская мысль Древней Руси; иконы создавались по византийским образцам, а сюжеты многих византийских легенд и житий вошли в народную поэзию и сохранили свою популярность вплоть до XX в. Безусловно, усвоение достижений чужой культуры — процесс активный и творческий, в котором обязательно происходит отбор. Древнерусская культура является ре зультатом синтеза славянской языческой культуры с культурой, доступ к которой открылся Руси с принятием христианства.
Важным фактором было восприятие этой культуры через письменность на славянском языке, понятном населению. Созданная Кириллом и Мефодием славянская письменность во второй половине IX в. получила развитие в государствах, исповедовавших христианство в восточном варианте — на Руси, в Болгарии, Сербии. В отличие от стран Западной Европы, а также славянских государств Польши и Чехии, в которых утвердился западный католический вариант христианства и где языком богослужения (а отсюда и литературы) была латынь, на Руси, в Болгарии и Сербии церковная служба совершалась на славянском языке.
Во многом благодаря этому на Русь поступило большое количество славяноязычной литературы церковного содержания (главным образом из Болгарии, принявшей христианство на 100 лет раньше). Таким образом, страна приобщалась к античной, ближневосточной, византийской, славянской культурам. Обратим внимание на то, что античность Русью была усвоена из "вторых рук", из пересказов византийских писателей и историков. В дальнейшем, как считают исследователи, это возвело большие препятствия на пути новых идей в эпоху русского Предвозрождения, т. е. в XIV — XV вв.
После кончины Владимира началась междоусобная борьба между его сыновьями, в результате которой победил Ярослав по прозвищу Мудрый. По традиции как новгородского князя его поддержали варяги и церковь, которая выступила против Святополка, опиравшегося на католическую Польшу. Сначала Ярославу не удалось управлять всей Русью, но последние 18 лет он властвовал над всей землей Русской. Как осторожный и умный правитель, в отношении соседей Ярослав действовал главным образом не военной силой, а при помощи брачных союзов с правящими домами Европы. Хотя его поход против Византии в 1034 г. окончился неудачей, Ярослав укрепил независимость страны от посягательства империи, назначив митрополитом не грека, как уже повелось, а русского Иллариона (1051). Этимактом князь поднял престиж русской церкви и княжеской власти.
После смерти Ярослава Мудрого (1054) Русь, хотя формально и сохраняла единство, практически была разделена на три части между его сыновьями. В этом проявились ростки будущей политической раздробленности Руси. В третьей четверти XI в. между братьями началась борьба за киевский престол. Положение осложнялось внешнеполитическими изменениями. В середине XI в. печенеги были вытеснены из южных степей новыми кочевыми племенами — половцами (кыпчаками, или куманами). Братья жили недружно, и даже их совместное выступление против половцев в 1068 г. закончилось поражением на реке Альте. Оно привело к народному восстанию в Киеве и к смене великого князя.
Необходимость обороны от половецких нашествий, а также решения разных общих вопросов вынуждали князей к разным способам координации своих действий. В частности, одним из них были княжеские съезды (Любеческий — 1097 г., Долобский — 1103 г.). В попытках объединения князей главную роль играл князь Влади мир Мономах, в то время князь Переяславский. Киевским князем он стал в 1113 г., когда в Киеве произошло народное восстание. Талантливый правитель и полководец Владимир Мономах прибыл в Киев по призыву напуганной знати. Где уступками, где силой Мономах ликвидировал восстание и утвердился в столице, сумев заставить прочих князей признать свою власть. Однако после смерти его сына Мстислава (1125 — 1132) произошло неизбежное — Русь окончательно распалась на отдельные княжества. Старые центры Киевской Руси постепенно приходили в упадок. Население начало уходить из Киевской и соседних земель, двигаясь в двух противоположных направлениях: на юго-запад — в Галицию и на северо-восток — в землю Ростовско-Суздальскую. Почему?
Два ряда причин, внутренних и внешних, вызвали упадок Киевской Руси. Половецкие набеги были особенно пагубны для Переяславской и Киевской земель. Но в основе ослабления старых центров Древней Руси лежали все-таки внутренние процессы: а) рост крупного феодального землевладения и б) ослабление центральной власти. Формирование феодальных отношений на Руси шло в целом по общеевропейскому типу: от государственных форм к сеньориальным (вотчинным). Но в отличие от Западной Европы, где традиции частной собственности обусловили быстрый рост сеньориального землевладения, на Руси этот процесс шелсложнее и медленнее. В 1Х - X вв. формирование крупной земельной собственности на Руси происходило путем "окняжения" ранее общенародных общинных земель, которое делало живших там свободных общинников — "людей" — зависимыми от князя "смердами", платившими ему подати (т. е. подвергавшимися государственной эксплуатации).
Затем великие князья стали раздавать "окняженные" земли зависившим от них местным князьям, боярам, монастырям сначала в форме столов-"кормлений" (права сбора подати с определенной территории), а затем и виде земельных пожалований. Из тех и других в XI в. формировались уже феодальные вотчины — наследственные земельные владения феодалов, обрабатываемые трудом зависимого сельского населения. Первый свод законов "Русская правда" называет следующие категории населения: "челядь", "холопы", т. е. рабы, оторвавшиеся от своих общин и живущие в чужих; "закупы" — люди, попавшие в долговую кабалу и работавшие в хозяйстве до выплаты ссуды. Появление изгоев и закупов свидетельствует о расслоении в общине и создании категорий населения, вынужденных вступать в поземельную зависимость от государства или от господ.
Другая особенность Руси состоит в том, что в основе вассалитета лежало не столько условное земельное держание (как в "классических" западноевропейских странах), сколько подчинение "младших" князей "старшим" по силе и могуществу, а бояр — великому князю и другим князьям.
В XII в. в отдельных княжествах на землю сажается часть дружин и слуг княжеского "двора", которые составили основу будущего слоя дворян и "детей боярских", т. е. низшее звено феодальной иерархии. На этом, более высоком уровне феодализации, политическая раздробленность Древнерусского государства была закономерна и вела к укреплению его функций в интересах отдельных земель, местных бояр, городов, дворян. Вместе с тем она делала Русь более уязвимой для внешних врагов. Боярство формировалось из верхушки княжеской дружины, в меньшей степени — из местной знати.
В Киевской Руси большую роль играли города, которых к середине XIII в. было около 150. Наиболее значительные древнерусские города не уступали западноевропейским. В большинстве городов были некоторые элементы самоуправления, а Новгород и Псков стали самостоятельными городскими республиками. В отличие от Западной Европы, где города возникали в противовес феодальной вотчине и развивались в борьбе с сеньорами, русский город всегда сохранял тесную связь с феодалами и их сельскими владениями. Отсюда та большая роль, которую играло в городах боярство, чья экономическая сила черпалась в основном вне города. В историографии имеется точка зрения о народовластии на Руси, осуществляющемся народным собранием — вечем. Мнение большинства ученых таково: вече, которое генетически восходит к народному собранию древних славян, в XI — XII вв. даже в Новгороде было уже покорным орудием в руках бояр и торгово-ремесленной верхушки.
Таким образом, древнерусское общество с конца X — начала XI вв. становилось раннефеодальным. На Руси имелись особенности социально-экономического развития, но сам тип феодальных отношений был общим с Европой.