Трость.история и картинки.
История трости насчитывает не одну тысячу лет и уходит в глубокое прошлое, когда главным предназначением посоха-трости была лишь помощь человеку при ходьбе. Но по прошествии времени использование тростей стало традицией среди знатных и высокопоставленных господ, представляя собой некий символ солидности и значимости уважаемого человека. Уже в XV-XVIII веках ношение трости было весьма популярным в Европе и воспринималось как важный элемент костюма, свидетельствующий о положении и социальном статусе владельца.
Футляр мумии фараон Тутанхамона. При раскопках его гробницы трости находили в каждой из многочисленных комнат усыпальницы. Они выполнены из металла, стекла, дерева, украшены цветными перьями птиц, переливающимися крылышками жуков, монограммами и орнаментом.
TIZIANO Vecellio
Crowning with Thorns
1542
Oil on panel, 303 x 181 cm
Musée du Louvre, Paris
Two pages, 15th c.
В средние века трость стала символом высшей воинской должности.
В эпоху Возрождения, посох превратился в стильный аксессуар и предмет гардероба. Изменилось и лексическое определение палки о двух концах: "посох" превратился в "трость" (cane, stick, по-английски).
Costume de ville, (règne de Louis XIV). (ca. 1660)
Van Dyck, Anthony, Sir, 1599-1641
Маршал Туренн измеряет дистанцию при игре в шары тростью
Le Maréchal Turenne mesure avec sa canne
Turenne (1611-1675)
Расцвет трости как обязательного элемента придворного этикета и наряда пришелся на расцвет английских и французских дворов XVII-XVIII веков.
Отделка трости сообщала о вкусе и финансовом положении. Часто после краснодеревщика трость отправлялась к ювелиру, и тогда стоимость готового изделия могла равняться иному фамильному состоянию.
Hendricks, Wybrand (attributed, painter (artist))
Soutman, Pieter Claesz (After, painted by
ca.1690 (made)
This example depicting a man with a cane is of particularly high quality and is painted on canvas attached to the board to prevent shrinkage.
Европейское увлечение не могло обойти стороной Россию. Царь Алексей Михайлович обладал всего несколькими тростями, но были они необычайно роскошны. Набалдашник у одной был изготовлен из огромного сердолика с финифтью и дорогими камнями, у другой — украшен золотым двуглавым орлом с рубинами, изумрудами и алмазами. Не отставали от государя и стрелецкие головы – завели обычай ходить с короткими «посошками», т.е. с тростью.
Трости Петра Первого
В отличие от отца Петр I собрал обширную коллекцию. Будучи сам оригиналом, особое внимание уделял тем экземплярам, что отличались не столько изысканностью, сколько интересными техническими решениями. Была у него и трость-шпага, и трость линейка, и оригинальная трость с подзорной трубой в набалдашнике. Разумеется, в царской коллекции имелись и трости с отделкой из драгоценных камней. По его личным эскизам изготовили наградную трость с рукоятью усыпанной бриллиантами и крупным изумрудом в навершии.
Петр I нередко дарил своим подданным именно трости, как знак особого расположения.
Jeune dame en costume d'été (XVIIe siècle)
В конце 17 века на трость обратили внимание и дамы. Во Франции появились декоративные дамские тросточки, как модный дамский аксессуар.
Трость постепенно превратилась в предмет украшения. Некоторые историки связывают появление женских тростей с модой на высокий каблук. Ходить в таких туфлях было очень неудобно, и поэтому женщины присмотрели себе удобного помощника – трость. Женские трости обычно были тоньше мужских, а набалдашник часто делался из фарфора ручной росписи.
---------------------18 век---------------------------------
=============================================================
Student ; Bürger ; Ratsherr ; Junker
Written on image: "Zurich canton. Early 18th century
military man with walking stick from Max von Boehn's Das Beiwerk der Mode
Bourgeois, de Paris. (1787)
Women's dress in the reign of Louis XVI.
----------------------------------
Дамы не отставали от мужчин и считалось хороший тоном взять с собой трость на званый ужин или обед.
Они нередко проводились в садах- можно вспомнить приемы, устраиваемые Николя Фуке, всесильным суперинтендантом финансов, в поместье Во-ле-Виконт, за роскошь которых он и поплатился свободой. Версаль и другие образцы французской садово-парковой архитектуры являют собой примеры того, что прогулка с целью «показать себя»,променад и "фланирование" были распространенным явлением уже в XVII веке.
Для дам декоративная функция трости была не главным: в первую очередь она служила им опорой. Туфли часто были без задников, к тому же с высоким каблуками. Они позволяли сделать ножку по моде маленькой, но были очень неудобными для сохранения равновесия.
Demoiselle de la petite bande a la promenade des Tuilleries (1777-80).
К тому же широченные придворные юбки на панье не позволяли кавалеру подойти к даме достаточно близко, и поэтому тросточка была единственным средством, помогавшим удержать равновесие. Надо еще помнить, что придворный наряд дополнялся высоченной прической на каркасе, которая вместе с цветами и перьями, ее украшавшими, достигала в высоту семидесяти сантиметров (а у иных была еще выше).
[French woman, 1780s.
French woman, 1780s
French woman, 1780s
---------------------------------------------------
Дамы использовали трость вместо сумочки, пряча внутрь духи, нюхательный табак, нашатырный спирт, носовой платок или любовные письма.
Материал трости и сама рукоятка свидетельствовали о социальном статусе ее хозяина или хозяйки.
Позже трость начали комбинировать с зонтом, что также пришлось по вкусу модницам.
French woman, 1780s
French woman, 1780s
Трость была излюбленным подарком не только среди среднего класса, но и среди вельмож и коронованных особ. Так, Екатерину II задаривали тростями, к которым она была неравнодушна. Прусский король Фридрих Великий преподнес императрице трость с янтарным набалдашником в золотой оправе, усыпанной бриллиантами. От датчан Екатерина II получила в подарок по случаю победы в русско-турецкой войне трость, в которую был вмонтирован часовой механизм, приводящий в движение 21 миниатюру с батальными сценами.
Екатерина II на прогулке.
=========================Трости из Эрмитажа===========================
Трость
Санкт-Петербург
Россия. Конец 18 в.
Дерево, золото, эмаль, бриллианты; чеканка, гильошировка. Дл. 135.5 см
Трость с набалдашником в виде русалки
Россия; Франция, Дьепп (?) Вторая половина 18 в.
Трость
Санкт-Петербург (?)
Россия. Конец 18 в.
Дерево, золото, эмаль, бриллианты; чеканка, полировка, гранение. Дл. 117 см
Трость
Германия. Около 1770 г.
Янтарь, золото, серебро, бриллианты, тростник, сталь; чеканка, гравировка
Трость
Германия. Около 1770 г.
Янтарь, золото, серебро, бриллианты, тростник, сталь; чеканка, гравировка
Трость
Франция. Конец 18 в.
Тростник, четырехцветное золото; чеканка, полировка.
Чаще всего для их изготовления использовался тростник (поэтому в русском языке это однокоренные слова). Кроме того, трости делали из редких пород дерева, камыша, рога, панциря черепахи, слоновой кости, перламутра, и, как правило, оправляли по низу металлической скобой. В верхней части делались отверстия для продевания ленты, использовавшейся для удобства при ношении, в качестве украшения, или символически (если это были орденские ленты).
------------------------
Трость с часами
Великобритания Середина 18 в.
Но самой выразительной частью изделия были набалдашники, которые отличались необыкновенным изысканностью и тщательностью отделки
Все набалдашники можно свести к нескольким типам: округлый, Т-образный, Г-образный, крюковидный и фигурный. Наиболее популярными считались рукояти в виде птичьей или звериной головы.
=======================================
Трость с набалдашником 'Аллегория Времени'
Западная Европа Конец 18 в.
Трость из черного дерева
1760-е гг.
Трость с набалдашником в виде русалки
Россия; Франция, Дьепп (?) Вторая половина 18 в.
Трость с набалдашником в виде фантастического существа
Россия; Италия (?). Вторая половина 18 в.
Дерево, яшма, металл; резьба, гравировка
До середины XX века трость являлась не только деталью светского костюма, но и предметом многих коллекций. Мужские и женские трости привозили из дальних поездок, заказывали у лучших мастеров. Многие изделия были поистине уникальными и весьма дорогими. Их охотно демонстрировали гостям, оставляли в наследство детям и внукам. Считается, что самой известной была коллекция элитных тростей Вольтера, которая, по свидетельствам современников, насчитывала 121 предмет.
Специальный комод для тростей.
ca. 1730-1750 (made) Фарфор
18th Century. France. Crafted of fine silver, the handle displays both casting and chasing of the highest quality, and features a maker's mark on the collar.
"Сад Эдема"-Garden of Eden Silver Crutch Cane
18 век.
Коллекция детских тростей.
Children's Cane Collection
Боевая история трости была давней и богатой: несмотря на банты и кружева, XVII–XVIII века — это время задир и бретеров.
Шпага – наследница рыцарского меча, и обнажать её было допустимо либо по приказу в битве, либо против равного по благородству.
Городская жизнь то и дело сталкивала дворянина с противником, не достойным удара шпаги, так что трость стала действенным оружием не столько обороны, сколько нападения. Когда шпагу носить уже перестали, а револьвер еще не вошел в обиход, именно трость стала надежным и зачастую единственным подспорьем джентльменам , имевшим обыкновение ходить на боксерские матчи, собачьи бои и в кабачки и пивные для народа.
London blued steel dagger blade is hidden within the shaft of this cane
Circa 1880
----------------------Трости с секретами-----------------------------
Трость менялась в зависимости от моды, приобретая в разные века характерные особенности времени. В легкие опорные трости могли вставлять зонтики, лорнеты, фонари, часы, расчески и даже зрительные трубки. Аксессуары, выполненные по индивидуальным заказам, были еще необычнее. Например, в трость художника или писателя прятали карандаши, кисти, бумагу, музыканты могли хранить в ней ноты, а врачи – целые переносные «аптечки», с пинцетом, стетоскоп, бинтами и лекарствами. Светские трости для ходьбы подчас служили табакеркой, в нее могли вставлять свисток или потайную флягу.
Трость с граненым хрустальным набалдашником и компасом в нем
Франция (?) Вторая половина 18 в.
Трость с мерой длины внутри
Кабинет Петра Великого
Западная Европа. Первая четверть 18 в.
Испанский камыш, слоновая кость, метал
Трость со зрительной трубой
Кабинет Петра Великого
Западная Европа (?). Начало 18 в.
Испанский камыш, латунь, серебро
) Трость со зрительной трубой
Западная Европа (?) Начало 18 в.
трость архитектора
=========================================
Ко второй половине XVIII веке мужские трости значительно укоротились и обрели исключительно декоративное назначение, длина их ствола составляла всего сорок-пятьдесят сантиметров. Такую трость носили под мышкой.
Stylish Walking Canes
What Every Elegant Bachelor Needs
Французская Революция перевернула мир и изменила моду практически на все. Вместо коротких изящных тростей Париж, а за ним всю Европу и Россию, завоевывали трости длинные и толстые в виде суковатых дубинок. В насмешку они получившие название - «права человека и гражданина». Тут то и случился политический казус, император Павел I строжайше запретил распространение и ношение «якобитской заразы» на территории Российской Империи.
------------------Трость Французских роялистов---------
Трость-палка сторонников Людовика 16-го. 18 век.
Once carried by French patriots during the incarceration of French King Louis XVI, this heavily knotted walking stick features an ivory cap engraved with a fleur-de-lis and the initials VLOM, which stand for "Vivre libérer ou mourir," which translates to "Live free or die." Circa 1790.
Muscadins- роялисты, впервые появились около 1792 года. Они были настоящими головорезами, бродили по улицам Парижа, напивались и нападали на патриотов с тростями-палками.
Louis Alexandre Eustache Loursay
painting of Les Incroyables (Muscadins)
Date
1795
Muscadins.
Category:Incroyables and Merveilleuses.
Carle Vernet
--------------------Инкруайябли- тоже модники-роялисты---------------------
===========================================================
Одним из признаков костюма у них также была трость или дубинка в руке, как символ "исполнительной власти".
Französische Incroyables 1794.
Satire on fashion: two Incroyables meet in the street and touch, rather than shake, hands. c.1796
Satire on fashion: two Incroyables meet in the street and touch, rather than shake, hands. c.1796
Даже на вечеринке они с тростями.
The "merveilleuse," 1793
1793
L'incroyable et la merveilleuse
-----------------------------
Существует с древности и по сей день такой вид боевого искусства, как фехтование на тростях- "LA CANNE DE COMBAT".
Pietro di Cristoforo VANNUCCI, dit PERUGIN Città della Pieve, vers 1450 - Fontignano (Pérouse), 1523
Вот здесь можно почитать про него и посмотреть ролики:
http://lestar-u.livejournal.com/3513.html
http://hvac.livejournal.com/281259.html
==============================Карикатуры=============================
1784
Fox stands (left) with a melancholy expression, taking from Mother Shipton a long wand which she puts into his hand.
French Habits
Print made by James Gillray
1798
----------------------------
Пока я не закончила про 19 век, там очень много интересных тростей с хитростями и картинок, но можно посмотреть прекрасный пост
b_a_n_s_h_e_e про викторианские трости-HERE
Еще по теме:
History of umbrellas and parasols-История зонтика-HERE
Пока еще несколько тростей с собаками:
Dog Theme Walking Sticks
Dog and Log Crook Cane
Turn of the Century Carved Ivory Dog Handle Wooden Cane Walking Stick
Antique Sighthound Dogs Silver Walking Stick/Cane
-----------------------------------
Russian Hound Dog Crook on Black