Система органов прокуратуры, основные принципы ее организации и деятельность
Система органов прокуратуры РФ:
1. Генеральная прокуратура РФ;
2. прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры;
3. прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры;
4. научные и образовательные учреждения;
5. редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами.
По Конституции РФ и Закону о прокуратуре органы прокуратуры составляют единую централизованную систему со строгим подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Прокуратура строится в соответствии с административным и национально-государственным устройством, установленным Конституцией РФ. Возглавляет прокуратуру Генеральный прокурор РФ. Его полномочия по руководству органами прокуратуры определены Законом о прокуратуре. Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются.
97. Прокурорский надзор – самостоятельная форма гос.власти.
Задачи прокурорского надзора широки: надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов (в широком смысле слова), прав и свобод граждан определенными государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и учреждениями любых форм собственности; поиск и нахождение актов и действий, не соответствующих закону, и принятие мер к их пресечению средствами прокурорского реагирования; надзор за органами, ведущими следствие и дознание, а также исполняющими наказания. Соответственно широки и возможности прокуроров. Если прокурор считает незаконным тот или иной акт, то он приносит протест в орган или должностному лицу, которые издали такой акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо прокурор обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Защищая права и свободы личности, прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. В случае если для граждан обращение в суд для защиты нарушенного права по объективным причинам затруднено либо нарушение приобрело
особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. Надзор в отношении следствия, дознания специальных органов и учреждений дает прокурору право знакомиться с уголовными делами, присутствовать при проведении следственных действий и т. д., а также в любое время посещать учреждения, исполняющие наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, беседовать с задержанными и заключенными под стражу, незамедлительно своим постановлением освобождать тех, кто незаконно задержан, и т. д. При осуществлении своей надзорной деятельности прокурор использует разнообразные средства реагирования. Помимо принесения протеста, возможно представление прокурора об устранении нарушений закона: оно вносится в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения закона. Есть и такое средство, как предостережение о недопустимости нарушения закона, оно используется в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. Наконец, прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.