Принципы организации и деятельности органов прокуратуры

Под принципами понимаются руководящие начала, положенные законодателем в основу регулирования ор­ганизации и деятельности прокурорских органов при осу­ществлении ими своих полномочий. Данные принципы сформулированы в Конституции РФ (ст. 129), Законе о прокуратуре, других федеральных законах.

Принципы организации и деятельности органов проку­ратуры подразделяются на три группы — общие, специфи­ческие прокурорские и отраслевые.

Наличие первой группы принципов связано с тем, что прокуратура представляет собой часть государственного ап­парата, и потому для ее организации и деятельности харак­терны наиболее общие принципы, определяющие органи­зацию и деятельность государственного аппарата в целом.

Однако каждой части государственного аппарата прису­щи свои особенности. Это относится и к прокуратуре, по­скольку она выполняет специфическую надзорную функ­цию, что и обусловило наличие второй группы принципов, отражающих особенности организации и деятельности ор­ганов прокуратуры.

Третью группу образуют специфические принципы того процесса, в котором прокурор принимает участие: принци­пы уголовного процесса, гражданского процесса, арбитраж­ного процесса, административного процесса.

К общим принципам относятся принципы законности и гласности.

Принцип законности нашел отражение в ч. 2 ст. 15 Кон­ституции РФ, где сказано, что органы государственной вла­сти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конститу­цию РФ и законы. Исходя из этого принцип законности можно сформулировать как предъявляемое Конституцией РФ ко всем органам государства требование о строгом и точном исполнении законов.

Принцип законности в деятельности прокуратуры име­ет особую значимость, поскольку ее цели — обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также ох­раняемых законом интересов общества и государства (ст. 1 Закона о прокуратуре).

В деятельности прокуратуры принцип законности имеет двойную направленность — внешнюю, определяющую на­значение прокурорского надзора, и внутреннюю, обуслов­ливающую подзаконность правовых средств его осуществления. Первая касается взаимоотношений прокуратуры с различными организациями, учреждениями, предпри­ятиями. Эти отношения возникают и развиваются только в связи с исполнением ими законов, подзаконных актов. Единственно с точки зрения законов проводится прокурор­ская проверка действий организаций и граждан. Действия всех субъектов оцениваются прокурором в свете соответ­ствия либо несоответствия их закону. Все иные критерии — целесообразность, справедливость, правильность в отрыве от законности при осуществлении надзора использоваться не могут, ибо законность представляет собой одновремен­но и целесообразность, и справедливость, и правильность. Принцип законности великолепно отражен в латинской формуле: «Pereat mundus et fiat justitia» (Правосудие долж­но свершиться, хотя бы погиб мир).

Внутренняя сторона принципа законности выражается в том, что органы прокуратуры сами обязаны соблюдать за­коны и руководствоваться ими.

Принцип гласности нашел отражение в п. 2 ст. 4 Зако­на о прокуратуре, где говорится, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и сво­бод граждан, а также о государственной и иной специаль­но охраняемой законом тайне; информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и население о состоянии законности. Элементом гласности является создание в Генеральной прокуратуре Управления по взаимодействию со средствами массовой информации, а в прокуратурах субъектов РФ и приравненных прокура­турах — введение должности старшего помощника проку­рора по взаимодействию со средствами массовой инфор­мации.

В соответствии с п. 7 ст. 12 Закона о прокуратуре Гене­ральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Фе­дерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состо­янии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению.

Совету Федерации Федерального Собрания РФ указан­ный доклад Генеральный прокурор РФ представляет лично на заседании палаты.

К специфическим (прокурорским) принципам относят­ся принципы независимости, централизации, единоначалия и единства.

Принцип независимости заключается в том, что все полномочия прокурор реализует на основе внутреннего убеждения, руководствуясь требованиями правовых норм. Этот принцип закреплен в п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре, устанавливающем, что органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государ­ственной власти, органов государственной власти субъек­тов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими I на территории РФ законами.

Принципом независимости определяется правовое по­ложение прокуратуры в системе государственных органов. Этот принцип двусторонен.

Во-первых, прокуратура не подчиняется каким бы то ни было органам власти и управления (за исключением Феде­рального Собрания РФ и Президента РФ), что обеспечива­ется рядом гарантий:

а) прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления (п. 3 ст. 4 Закона о прокуратуре);

б) прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учрежде­ниях прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей слу­жебной деятельности не связаны решениями общественных объединений (п. 4 ст. 4 Закона о прокуратуре);

в) прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвоз­мездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподаватель­ская, научная и иная творческая деятельность не может фи­нансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или за­конодательством РФ. Прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских орга­нон или наблюдательных советов, иных органов иностран­ных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подраз­делений, если иное не предусмотрено международным до- говором РФ или законодательством РФ (п. 5 ст. 4 Закона о прокуратуре);

г) воздействие в какой бы то ни было форме органов государственной власти и управления, общественных и по­литических организаций и движений, средств массовой ин­формации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им реше­ние или воспрепятствовать его деятельности влечет за со­бой установленную законом ответственность (п. 1 ст. 5 За­кона о прокуратуре);

д) прокуроры не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материа­лов, а также предоставлять их кому бы то ни было для озна­комления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством (п. 2 ст. 5 Закона о про­куратуре).

Никто не вправе без разрешения надзирающего проку­рора разглашать материалы проверок, проводимых органа­ми прокуратуры, до их завершения (п. 3 ст. 5 Закона о про­куратуре).

Во-вторых, прокуратура не подчиняет себе какие-либо органы. Она осуществляет надзор, но не управление под­надзорными субъектами. Прокурор сам, за некоторыми ис­ключениями, не вправе отменять их незаконные решения, а вправе лишь передать рассмотрение этого вопроса суду илииному специально уполномоченному субъекту.

Принцип единства прокуратуры обусловливается тем, что прокуратура — единая федеральная централизованная система прокуратур. Создание и деятельность на террито­рии РФ прокуратур, не входящих в единую систему про­куратуры, не допускается. Органы прокуратуры РФ ха­рактеризуются функциональным единством целей и задач, единством полномочий прокурора.

Обеспечение единого понимания и применения зако­нов на всей территории России предполагает построение прокуратуры на основе строгой централизации. Централизация и единство законности в организации прокуратуры неразрывны.

Если принцип независимости отражает внешние отно­шения, складывающиеся при осуществлении прокурорами своих полномочий, то принцип централизации передает отношения внутренние, складывающиеся в системе самих прокурорских органов, а также отношения с органами, ко­торым они подконтрольны.

Обеспечение единого понимания и применения законов на территории всего государства обязательно предполага­ет построение прокуратуры на основе строгой централи­зации.

Централизация применительно к прокуратуре включает в себя два вида подчинения — внутреннее и внешнее.

Внешнее подчинение нашло отражение в ст. 129 Кон­ституции РФ, предусмотревшей назначение Генерального прокурора Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

Внутреннее подчинение касается самой прокурорской системы, где каждый нижестоящий прокурор подчиняется вышестоящему и все прокуроры одному центральному ор­гану — Генеральному прокурору РФ, который обеспечивает единство законности на территории всего государства.

Внутренняя подчиненность осуществляется в руковод­стве, которое включает в себя:

- принятие управленческих решений, дачу указаний нормативного и индивидуального характера, контроль их исполнения;

- осуществление контроля за текущей работой ниже­стоящих органов;

- устранение вскрытых недостатков, нарушений закон­ности;

решение кадровых вопросов.

Таким образом, централизация — это подчинение ниже­стоящих прокуроров вышестоящим с общим подчинением их Генеральному прокурору РФ. Это предполагает и уста­новление порядка назначения прокуроров — все прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ.

Принцип единоначалия связан со способом, которым управляется прокуратура. Управление может осущест­вляться в формах коллегиальной и единоличной. Законо­датель здесь избрал единоначалие, так как оно в большей степени соответствует функциональному предназначению прокуратуры, обеспечивает законность и оперативность прокурорской деятельности.

Вместе с тем в прокуратуре широко используется кол­лективный опыт. В Генеральной прокуратуре РФ, а также и прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним про­куратурах создаются коллегии в составе прокурора субъек­та РФ (председатель), его первого заместителя и замести­телей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта РФ. Коллегии в органах прокуратуры являются совещательными органами. На ос­новании решений коллегий соответствующие прокуроры издают приказы.

Наши рекомендации