Пути развития права в эпоху глобализации
Экономические и другие процессы взаимоотношений людей, органов, организаций, государств в целом невозможны в современном глобализированном мире без четкого и развернутою правового регулирования, без детального законодательства, обеспечивающего цивилизованные отношения между людьми, организациями, государствами, без прочного режима контроля за исполнением юридических предписаний. Роль права в современном мире существенно возрастает и это представляет собой объективную закономерность глобального миропорядка.
Каковы основные тенденции развития национальных правовых систем в интеграционных процессах современности? Вкратце их можно было бы сформулировать следующим образом:
- все большее внимание на обеспечение материальных и духовных потребностей личности, как основной ценности современного общества, ее свободы и благополучия, на охрану и защиту ее прав и свобод;
- обеспечение демократических основ управления общественными делами, подлинного народовластия (организация работы парламента, свободно решающего все основные вопросы общественной жизни, всеобщее избирательное право, разделение властей, многопартийность, независимость суда, свобода совести и идеологических воззрений, национальное равноправие и др.);
- воплощение в содержании действующих правовых норм общечеловеческих моральных принципов и норм, идей справедливости и гуманизма;
- повышение авторитета закона, подлинного уважения к нему, воспитание идеи законопослушания в сознании людей, как необходимой черты подлинно культурного человека, создание условий для предотвращения правового нигилизма;
- укрепление принципа законности, повышение роли закона среди всех иных источников права, независимость суда, конституционный контроль за принятием правовых актов в стране, судебное обжалование действий администрации, нарушающих права личности;
- повышенное внимание к регулированию экологических проблем - рациональному использованию природных богатств, их охраны и защите;
- расширение сферы правового регулирования, его распространение на те отношения, которые недавно возникли и до недавнего времени не были предметом воздействия права (космические исследования, информатика и автоматизированные системы управления, трансплантация тканей, искусственное оплодотворение, клонирование клеток и др.);
- изменение методов правового регулирования, повышение значения и объема использования более демократичного, лучше отвечающего реалиям сегодняшнего дня так называемого диспозитивного метода, основанного на договорных отношениях между людьми и организациями, на их согласии вступать в правоотношения на базе равенства сторон, за счет императивного метода, основанного на отношениях власти и подчинения, на административном приказе.
Все указанные качества национального права все больше становятся главными ориентирами его развития, общемировыми ценностями современного цивилизованного общества, все глубже внедряются в социальные отношения и сознание людей.
Еще одна из главных тенденций развития современного права - это все усиливающийся процесс его "экономизации". Все больший объем законодательства и юридической практики касается экономических проблем, финансов, доходов, собственности, материальной ответственности. Значение цивилистики, гражданского права, субсидиарных приемов регулирования неуклонно возрастают. Все большую роль приобретают те отрасли законодательства, которые непосредственно связаны с регулированием хозяйственных отношений - гражданское, предпринимательское право, охрана природы, трудовые отношения и некоторые другие. И так называемое социальное право, осуществляющее заботу о личности, удовлетворении ее интересов, все больший упор делает также на материальные проблемы - пенсии, пособия, алименты, контроль за ценами, забота о социально незащищенных слоях населения (дети, многодетные семьи, инвалиды, престарелые) и т.д.
Многое изменилось за последние годы также в определении места права отдельных государств в общей системе международных отношений, в его взаимодействии с международным правом и другими национальными правовыми системами планеты. Эпоха глобализации - это период существенных преобразований права всех государств, активного восприятия в них общепризнанных правовых принципов и норм международного характера, позитивных, апробированных на многолетней практике юридических образцов других стран и на этой основе сближения систем права всех цивилизованных государств. Одновременно это также и период возрастания роли и объема международного права, увеличения сфер регулирования общественных отношений ее нормами, активного внедрения (имплементации) в правовые системы отдельных государств ее норм и принципов. Также увеличивается роль и социальное значение права как инструмента установления четкого нормативного регулирования деятельности межгосударственных хозяйственных и иных объединений, специальных процедур разрешения споров между ними, принятия решений и заключения договоров.
В юридической литературе обоснованно развивается идея, что международное взаимодействие национальных правовых систем, их сближение, унификация - это глобальное юридическое явление[590].
Издревле, создавая государственные структуры, нормативно-правовые системы, государства прямо или косвенно использовали опыт других народов, позитивные образцы юридического строительства в мире. Право - это непременный элемент и всех предшествующих этапов мировой цивилизации, и современного общества, каждого народа, организованного в государственную форму. При всем различии конкретных норм и юридических институтов им присущи общие черты и закономерности, имеющие принципиальный характер и связанные с самой сущностью права как инструмента властного регулятора общественных отношений, опирающегося на государственно-принудительный характер правовых норм и внешне воплощенного в определенные юридические формы - законы, судебные прецеденты и другие официальные источники. Поэтому объективной закономерностью развития права является постоянное сближение содержания правового регулирования и внешних форм его выражения, заимствование зарубежного опыта, творческий учет положительных черт правовых систем других государств.
Продолжая говорить о праве в эпоху глобализации, следует остановиться на мировом порядке и правопорядке.
Говоря о мировом правопорядке, уместно четко его различать с другим понятием - мировой порядок. Ныне они некоторыми исследователями неоправданно отождествляются. Мировой (международный) порядок - это более широкое понятие, которое, как представляется, можно определить как упорядоченную систему отношений между государствами, межгосударственными структурами, отдельными личностями и их коллективами, которая основана на использовании принципов и норм общения в мире (норм морали, права, обычаев и устоявшихся деловых обыкновений, политических, религиозных и других социальных норм). Это порядок взаимоотношений не только в государственно-правовой сфере, но и в области культуры, идеологии, религии, в сотрудничестве между хозяйственными субъектами, партиями, общественными организациями, творческими, спортивными союзами, отдельными личностями, имеющими международный, межгосударственный и межрегиональный характер.
Мировой же (международный) правовой порядок, будучи элементом, составной частью общего мирового порядка, есть результат неуклонного осуществления норм международного права, юридических принципов взаимоотношений межрегиональных хозяйственных корпораций, отдельных субъектов разных государств, обеспечение основ борьбы с международным терроризмом, организованной преступностью, коррупцией и апартеидом. Мировой правопорядок - это миротворческие операции под эгидой полномочных международных организаций по предотвращению национальных, религиозных, межрегиональных конфликтов, обеспечение всеобщего разоружения, эффективные меры предотвращения угрозы ядерной войны, укрепления национальной безопасности. Это также и обеспечение и охрана с помощью международно-правовых средств прав и свобод личности, законных интересов юридических лиц и государств в целом.
Ныне вполне обоснованно западные и российские ученые-юристы говорят о возникновении еще одного нового феномена в мировой истории - так называемого европейского права. Иногда его называют " единое европейское правовое пространство" [591].
Можно наметить три тесно связанные между собой составные части этого понятия. Во-первых, это нормы собственно международного права, касающиеся европейских государств. Во-вторых, нормы, создаваемые органами европейских союзов государств, которые являются базой для решения конкретных дел. Их исполнение является обязательным для государств, входящих в такие союзы. Примеры подобного рода норм - это прецеденты Европейского суда по правам человека, обязательные для всех стран - членов Совета Европы, ратифицировавших Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод[592]. Наконец, вевропейское право можно было бы включить и те нормы внутригосударственного законодательства, которые приняты на базе заключенных соответствующим государством международных договоров с другими европейскими странами и являются формой имплементации международно-правовых норм.
Принципы и нормы создающегося европейского права находят свое практическое воплощение далеко не сразу, постепенно. Более двадцати лет был период противоборства субнационального и внутригосударственного права. Продолжается оно и ныне, но при этом четко прослеживается тенденция - европейское право приобретает все большее значение, обязательность его норм усиливается, увеличивается их количество, они захватывают все больше сфер взаимоотношений между государствами и другими субъектами внутриевропейской интеграции (отдельные граждане, общественные организации, партии, хозяйственные объединения). В числе таких сфер проблемы экологии, культуры, образования, здравоохранения, науки, социальной политики, валюта, налоги, таможенное дело, оборона, борьба с преступностью и т.д.
Характерный пример формирования норм европейского права - это деятельность органов Европейского Союза (ЕС). Его акты - это часть правовой системы государств, которые входят в эту международную организацию. Они едины для всех государств - членов ЕС и обязательны в отношениях между субъектами внутри таких государств, включая и отдельных граждан.
В Договоре о ЕС предусматривается, что "...Совет утверждает директивы, направленные на сближение законодательных, регламентарных и административных положений стран - членов Сообщества; эти директивы самым непосредственным образом влияют на формирование, утверждение и функционирование Общего рынка" (абз.1 ст. 100). Договор разрешает Совету и Комиссии издавать регламенты и директивы, принимать решения, формулировать рекомендации и высказывать мнения. Регламенты обязательны для участников договора. В целях унификации, гармонизации правовых систем они указывают государствам на цели, которые должны быть достигнуты, но дают возможность при этом учреждениям отдельных государств выбирать формы и методы достижения таких целей. Таким образом, можно говорить о тесном единении обязательного и рекомендательного характера предписаний органов ЕС, о возрастании приоритета единого интеграционного права перед правопорядком отдельных европейских стран, входящих в ЕС.
Более сложна процедура рассмотрения и разрешения
противоправных действий государств - членов ЕС. В соответствии со ст.226 Договора о ЕС создана Комиссия противоправных действий
(бездействий) таких государств. Если она признает, что государство-член не выполнило свою обязанность по договору, то она составляет мотивированное заключение, предоставив возможность соответствующему государству предварительно высказать свои замечания, т.е. создана возможность устранить нарушение путем переговоров. Если государство не подчинится заключению, Комиссия может передать дело в суд. Решение Европейского суда, которым государство признается нарушителем, юридически обязательно для него. Комиссия имеет право штрафовать государство-нарушителя за невыполнение своих решений (ст.228 Договора о ЕС).
Ныне возник новый вид ответственности государств - членов ЕС - за систематическое нарушение общих принципов конституционного строя Союза и всех входящих в него государств: принципов свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод господства права (п.1 ст.6 Договора о ЕС). Мера такой ответственности - приостановление прав виновного государства, вытекающих из учредительных договоров ЕС.
В условиях складывания мирового правопорядка принцип охраны и обеспечения прав личности, гарантированности ее свободы должен звучать не только в национально-государственном аспекте, но и на глобальном, общепланетарном уровне. Права и свободы человека перестали быть только внутренним делом государства, они постепенно выходят на международную арену, что, в частности, подтверждается Декларацией Хельсинской встречи ОБСЕ 1992 г. В ч. 3 ст.46 Конституции РФ говорится: " Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты".
Ныне вполне возможно утверждать, что в целях защиты прав человека оправдана и юридически допустима возможность вмешательства мирового сообщества во внутренние дела государства, где такие права не гарантируются и попросту нарушаются. Деятельность Европейского суда по правам человека - один из примеров юридических основ такого вмешательства. Его решения являются обязательными в нашей стране после того, как Россия 30 марта 1998 г. ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод.
Вполне назрела потребность дополнить ряд международно-правовых актов, в частности, Всеобщую декларацию прав человека, Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, теми новеллами, которые отражают новые аспекты свободы личности в рассмотрение дел об экономической агрессии в связи с переходом мировой политики на геоэкономические приоритеты[593].
Сферами деятельности международных организаций могли бы быть следующие: контроль, постоянный мониторинг за глобальными экономическими процессами и финансовыми потоками в мире; принятие мер по разрешению конфликтов, экономических войн между хозяйственными структурами; координация усилий по стабилизации глобальной, экономической ситуации; рассмотрение жалоб, исков государств, отдельных хозяйственных структур (в первую очередь стран третьего мира) о несправедливом распределении мирового дохода, навязывании кабальных условий заключения экономических соглашений, что ведет к нищете, неустойчивости и социальным конфликтам.
Должна быть создана система соответствующих межгосударственных правовых мер, включая юридические санкции, препятствующих возможности недобросовестной деятельности отдельных государств, транснациональных корпораций, финансовых структур (финансовая агрессия). Имеется в виду подготовка и принятие "Кодекса мирового геоэкономического порядка", а применительно к отдельным странам - рамочного закона о государственной политике в области геоэкономики и геофинансов[594]. Едва ли верно все внешнеэкономическое сотрудничество сводить лишь к внешней торговле. Форм такого сотрудничества несравненно больше и поэтому Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"[595] явно недостаточен.