Введение. Программа является рабочей учебной программой по дисциплине «Уголовно-исполнительное право для студентов всех форм обучения ФГБОУ ВПО «Саратовская
Программа является рабочей учебной программой по дисциплине «Уголовно-исполнительное право для студентов всех форм обучения ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия» и отражает специфику и профиль подготовки компетентных специалистов. Она определяет структуру и содержание курса, общий объем знаний, умений и навыков, которыми должен обладать выпускник. В программе определяется перечень тем, последовательность их изучения с учетом логической взаимосвязи между собой и содержание всех видов учебных занятий согласно бюджету времени, предусматриваемому учебными графиками.
На изучение данного курса для студентов очной формы обучения АФ «СГАП» отводится 126 часов. Из них лекционных – 44 часа, семинарских – 66 часов, самостоятельная работа - 60 часов.
На изучение данного курса для студентов заочной формы обучения АФ «СГАП» (3,5 года обучения) отводится 126 часов. Из них лекционных – 8 часов, семинарских – 4 часов, самостоятельная работа - 114 часов.
На изучение данного курса для студентов заочной формы обучения АФ «СГАП» (4 года обучения) отводится 126 часов. Из них лекционных – 8 часов, семинарских – 2 часа, самостоятельная работа - 116 часов.
На изучение данного курса для студентов заочной формы обучения АФ «СГАП» (6 лет обучения) отводится 126 часов. Из них лекционных – 10 часов, семинарских – 4 часов, самостоятельная работа - 112 часов.
Курс изучается в течение одного учебного семестра и завершается сдачей зачета, при подготовке к которому следует руководствоваться вопросами для подготовки к зачету.
На лекциях рассматриваются основные теоретические положения курса, основополагающие, наиболее актуальные и практически значимые вопросы темы. Весь лекционный материал должен быть представлен с мультимедийным сопровождением.
К лекционным занятиям следует относиться с максимальным вниманием, поскольку традиционно лекция по теме является наиболее оперативным и доходчивым источником информации по той или иной проблеме. Это становится особенно очевидным, если учесть периодически принимаемые изменения в законодательстве и обусловленное этим «старение» учебной и научной литературы, ее недоступность для студентов. В настоящее время в УК РФ внесены изменения и дополнения. Поэтому конспектирование лекций, в которых излагаются современные подходы к изучаемым проблемам, отражаются изменения в законодательстве и т. п., представляется совершенно необходимым. В конспекте следует фиксировать наиболее существенные положения и выводы, особо отмечая при этом дискуссионные положения, изменения в законодательстве, на которые указывал лектор.
Активная работа на лекции, внимательное, вдумчивое восприятие ее содержания, умелое конспектирование значительно облегчают усвоение учебного материала, сокращая усилия и экономя время при подготовке к семинарским занятиям, а также к зачету.
На семинарах рассматриваются теоретические и практические вопросы. На семинарских занятиях на ряду с теоретическими рассматриваются и практические вопросы. Большинство занятий носит интегративный характер, сочетает в себе черты семинара и практического занятия. Целью таких занятий не только проверить, закрепить и углубить знания, полученные студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы, но развить способность к творческому мышлению в ходе обсуждения вопросов на занятии, приобрести умение и навыки применения современных средств и методов.
При подготовке к каждому занятию студент должен ознакомиться с планом, изучить конспект лекций и рекомендуемую литературу, по контрольным вопросам самостоятельно проверить свои знания, полностью выполнить домашнее задание, данное преподавателем на предыдущем занятии.
При необходимости студент может получить консультацию у преподавателя. В планы отдельных занятий включены основные вопросы изучаемой темы по программе дисциплины.
По каждой теме дается перечень основной и дополнительной литературы, которая имеется в основном фонде библиотеки СГЮА. Вместе с тем, студенту рекомендуется пользоваться периодической печатью.
В планах занятий приведена примерная тематика докладов и рефератов, которые согласовывается с преподавателем, ведущим занятия в группе. Время доклада на занятии 8-10 минут. В докладе рекомендуется использовать наглядное пособие (схемы, фото, видеофильмы, снимки и т. п.). Отдельным студентам может быть поручено рецензирование рефератов и оппонирование на семинаре, каждому студенту целесообразно принимать активное участие в дискуссии. Для проверки закрепления студентами полученных знаний к каждому занятию приведены контрольные вопросы. Проверка знаний может быть осуществлена как путем опроса безмашинного способа, так и с применением компьютеров. На заключительном этапе занятий возможно проведение конкурсов, олимпиад и т. п.
Самостоятельная работа предполагает индивидуальное изучение студентами теоретического материала по конкретной теме и подготовку к семинарским и практическим занятиям, а также к промежуточной аттестации.
Залогом успешного освоения материалов курса является: активное научно-исследовательская работа студента, постоянное ознакомление с практической деятельностью правоохранительных органов во внеучебное время и добросовестная самостоятельная работа.
Инновационные методы: чтение лекций и проведение семинарских занятий с демонстрацией слайдов, показом учебных видеофильмов; проведение практических занятий с использованием интерактивной доски (демонстрация слайдов, показ учебных видеофильмов и др.), современного программного обеспечения, научно-технических средств, материалов судебной и следственной практики и др.).
Кроме того, возможно проведение открытых семинарских занятий с посещением судебных и следственных органов, при расследовании и рассмотрении уголовных дел.
Средства обеспечения освоения дисциплины (материально-техническое обеспечение дисциплины): мультимедийное сопровождение лекций (мультимедийный проектор); презентации; учебные видеофильмы; иллюстративные таблицы; схемы, электронные презентации.
Рекомендации по использованию информационных и педагогических технологий:
Во вводной (первой) лекции необходимо 10-15 минут уделить освещению организационных моментов: в общих чертах изложить цели и задачи курса, его структуру, практическую значимость, сроки изучения, установленные формы занятий и контроля знаний студентов, ответить на возникшие вопросы студентов;
В начале каждой лекции необходимо активизировать память студентов тезисно перечислив вопросы, рассмотренные на предыдущей лекции, а так же озвучить вопросы, входящие в план предстоящего лекционного материала по теме.
В ходе чтения лекций по курсу следует логично и последовательно излагать материал, в соответствии с утвержденным учебно-методическим планом и содержанием разделов курса. При изложении лекционного материала рекомендуется активно использовать предметно-наглядное сопровождение с применением интерактивных мультимедийных технологий (в форме презентаций и т.п.) или без таковых.
Интерактивные мультимедийные технологии рекомендуется применять в каждой лекции.
Материал с применением таких технологий должен быть наглядным, доступным, понятным, дополняющим и поясняющим теоретические положения освещаемой темы;
Освещая вопросы темы, следует акцентировать внимание студентов на практической значимости излагаемой проблемы, сопровождать теоретический материал примерами из практики.
Давая в ходе лекции теоретические положения по темам курса, следует логично и последовательно излагать материал, периодически выясняя у студентов о существовании проблемных моментов в усвоении материала; при выявлении таких проблем следует их устранить альтернативной и более доступной интерпретацией изложенного материала;
В конце каждой лекции необходимо подвести итог по освещенным положениям, а так же ответить на возникшие у студентов вопросы по изложенным материалам темы.
При проведении семинарских занятий:
– на вводном (первом) семинаре следует осветить организационные вопросы предстоящих занятий: их общее количество, виды работ на предстоящих занятиях и
правила оценки знаний студентов;
– в ходе проведения семинарского занятия следует придерживаться вопросов тем, установленных учебно-методическим планом и содержанием разделов курса;
– в начале каждого семинара следует огласить вопросы, предстоящие обсуждению на занятии, а так же довести до сведения студентов формы предстоящей работы на занятии (просмотр видеофильма, презентация по теме и т.п.)
– перед рассмотрением вопросов рекомендуется тезисно побеседовать со студентами по материалам лекций по данной теме, ответив, в случае необходимости, на возникшие вопросы, а так же обозначить связь положений, изложенных на лекции с вопросами предстоящими обсуждению на предстоящем занятии;
– в ходе проведения семинара следует призывать студентов к активной работе на занятиях в различных формах (устные ответы, выступление с докладами, ответ с использованием презентаций и т.п.), а так же к участию в дискуссиях по обсуждаемым вопросам тем семинарских занятий;
– при рассмотрении теоретических положений на занятии необходимо так же обеспечить (по возможности) наглядно-предметными материалами по теме (приговорами, определениями и постановления судов, следственных органов, постановления пленума Верховного суда и т.п.);
– в случае существования возможности обеспечения наглядно-предметными материалами по теме следует активно их использовать в учебном процессе;
– при рассмотрении вопросов по темам следует активно использовать учебные фильмы при рассмотрении тем семинарских занятий, предусмотренные учебно-методическим комплексом по курсу;
– в конце каждого семинара необходимо ответить на возникшие вопросы у студентов по теоретическим и практическим аспектам проведенного занятия, а так же подвести его итоги, огласив оценки знаний проявленных студентами и отметив показавших наиболее активную работу на занятии.
При изучении дисциплины «Уголовно-исполнительное право» приобретение теоретических знаний студентами должно осуществляться в неразрывной связи с изучением практики исполнения наказания.
Достижение необходимой степени усвоения учебного материала по дисциплине «Уголовно-исполнительное право» возможно путем сочетания методов дискуссии, деловой игры, анализа проблемной ситуации с традиционными формами обучения (опроса, обсуждения и защита курсовых работ, подготовленных по актуальным проблемам теоретической и практической направленности, и пр.).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН - I
Цель– подготовка студентов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
Категория слушателей студенты
Срок обучения: 5 лет.
Форма обучения: очная.
Семестр– 9
Режим занятий лекционные, практические занятия, самостоятельная работа.
№№ | Наименование темы | Количество часов | ||
Лекции | Семинары | Самост. работа | ||
1. | Понятие уголовно-исполнительного права. Предмет и система курса. Современная уголовно-исполнительная политика. Наука уголовно-исполнительного права | |||
2. | Уголовно-исполнительное законодательство РФ и его характеристика | |||
3. | Исполнение уголовного наказания: понятие и средства правового регулирования | |||
4. | Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания | |||
5. | Общая характеристика правового положения осужденных к уголовным наказаниям | |||
6. | Социализация индивида в обществе и ресоциализация личности осужденного к лишению свободы. Режим содержания, вопросы организации воспитательной работы, образовательного процесса и профессиональной подготовки осужденных | |||
7. | Исполнение наказаний в виде лишения свободы в исправительных учреждениях различных видов. Изменение условий содержания осужденных. | |||
8. | Порядок и условия исполнения наказания в отношении военнослужащих | |||
9. | Правовое регулирование исполнение наказаний не связанных с изоляцией от общества | |||
10. | Освобождение от отбывания наказания. Социальная адаптация лиц освобожденных от наказания. Контроль за условно осужденными. | |||
11. | Основные международно-правовые аспекты исполнения уголовных наказаний. Исполнение уголовных наказаний в зарубежных странах: США, Англия и др. | |||
ИТОГО: | ||||
Форма контроля: ЗАЧЕТ |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН - II
Цель– подготовка студентов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
Категория слушателей студенты
Срок обучения: 3,5 лет.
Форма обучения: заочная
Режим занятий лекционные, практические занятия, самостоятельная работа
№ | Наименование темы | Количество часов | ||
Лекции | Семинары | Самост. работа | ||
1. | Понятие уголовно-исполнительного права. Предмет и система курса. Современная уголовно-исполнительная политика. Наука уголовно-исполнительного права | |||
2. | Уголовно-исполнительное законодательство РФ и его характеристика | |||
3. | Исполнение уголовного наказания: понятие и средства правового регулирования | |||
4. | Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания | |||
5. | Общая характеристика правового положения осужденных к уголовным наказаниям | |||
6. | Социализация индивида в обществе и ресоциализация личности осужденного к лишению свободы. Режим содержания, вопросы организации воспитательной работы, образовательного процесса и профессиональной подготовки осужденных | |||
7. | Исполнение наказаний в виде лишения свободы в исправительных учреждениях различных видов. Изменение условий содержания осужденных. | |||
8. | Порядок и условия исполнения наказания в отношении военнослужащих | |||
9. | Правовое регулирование исполнение наказаний не связанных с изоляцией от общества | |||
10. | Освобождение от отбывания наказания. Социальная адаптация лиц освобожденных от наказания. Контроль за условно осужденными. | |||
11. | Основные международно-правовые аспекты исполнения уголовных наказаний. Исполнение уголовных наказаний в зарубежных странах: США, Англия и др. | |||
ИТОГО: | ||||
Форма контроля: ЗАЧЕТ |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН - III
Цель– подготовка студентов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
Категория слушателей студенты
Срок обучения: 4 года
Форма обучения: заочная
Режим занятий лекционные, практические занятия, самостоятельная работа
№№ | Наименование темы | Количество часов | ||
Лекции | Семинары | Самост. работа | ||
1. | Понятие уголовно-исполнительного права. Предмет и система курса. Современная уголовно-исполнительная политика. Наука уголовно-исполнительного права | |||
2. | Уголовно-исполнительное законодательство РФ и его характеристика | |||
3. | Исполнение уголовного наказания: понятие и средства правового регулирования | |||
4. | Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания | |||
5. | Общая характеристика правового положения осужденных к уголовным наказаниям | |||
6. | Социализация индивида в обществе и ресоциализация личности осужденного к лишению свободы. Режим содержания, вопросы организации воспитательной работы, образовательного процесса и профессиональной подготовки осужденных | |||
7. | Исполнение наказаний в виде лишения свободы в исправительных учреждениях различных видов. Изменение условий содержания осужденных | |||
8. | Порядок и условия исполнения наказания в отношении военнослужащих | |||
9. | Правовое регулирование исполнение наказаний не связанных с изоляцией от общества | |||
10. | Освобождение от отбывания наказания. Социальная адаптация лиц освобожденных от наказания. Контроль за условно осужденными. | |||
11. | Основные международно-правовые аспекты исполнения уголовных наказаний. Исполнение уголовных наказаний в зарубежных странах: США, Англия и др. | |||
ИТОГО: | ||||
Форма контроля: ЗАЧЕТ |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН - IV
Цель– подготовка студентов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
Категория слушателей студенты
Срок обучения: 6 лет
Форма обучения: заочная
Режим занятий лекционные, практические занятия, самостоятельная работа
№ | Наименование темы | Количество часов | ||
Лекции | Семинары | Самост. работа | ||
1. | Понятие уголовно-исполнительного права. Предмет и система курса. Современная уголовно-исполнительная политика. Наука уголовно-исполнительного права | |||
2. | Уголовно-исполнительное законодательство РФ и его характеристика | |||
3. | Исполнение уголовного наказания: понятие и средства правового регулирования | |||
4. | Система учреждений и органов исполняющих уголовные наказания | |||
5. | Общая характеристика правового положения осужденных к уголовным наказаниям | |||
6. | Социализация индивида в обществе и ресоциализация личности осужденного к лишению свободы. Режим содержания, вопросы организации воспитательной работы, образовательного процесса и профессиональной подготовки осужденных | |||
7. | Исполнение наказаний в виде лишения свободы в исправительных учреждениях различных видов. Изменение условий содержания осужденных | |||
8. | Порядок и условия исполнения наказания в отношении военнослужащих | |||
9. | Правовое регулирование исполнение наказаний не связанных с изоляцией от общества | |||
10. | Освобождение от отбывания наказания. Социальная адаптация лиц освобожденных от наказания. Контроль за условно осужденными. | |||
11. | Основные международно-правовые аспекты исполнения уголовных наказаний. Исполнение уголовных наказаний в зарубежных странах: США, Англия и др. | |||
ИТОГО: | ||||
Форма контроля: ЗАЧЕТ |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем часов, выделяемых на отдельные виды занятий, может варьироваться в зависимости от формы и сроков обучения.