Пропорции книжных форматов
При разработке системы целесообразных форматов встает вопрос не только об абсолютных размерах книг, но и об их пропорциях — о соотношении ширины и высоты.
На протяжении веков некоторые художники и ученые утверждали, что в природе и искусстве существуют универсальные гармоничные пропорции. Они пытались найти эти пропорции и часто считали, что это им удалось. Если такие пропорции существуют, то нельзя ли в соответствии с ними установить соотношение ширины книги и ее высоты? Такая мысль, конечно, очень заманчива.
Но какие же пропорции следует считать гармоничными? На этот вопрос предлагали различные ответы. Остановимся лишь на двух из них.
56. Соотношение ширины и высоты книги: слева — близкое к пропорциям «золотого сечения» (согласно ряду чисел Фибоначчи), справа — принятое в DIN-форматах
По одной теории, сторонниками которой являлись многие художники и ученые эпохи Возрождения (в том числе Леонардо да Винчи), гармоничны пропорции, основанные на принципе «золотого сечения» (рис. 56, левый). «Золотым сечением» называется такое деление отрезка на две части, при котором весь отрезок (АВ) относится к большей его части (АС), как большая часть (АС) к меньшей (СВ), то есть
Применительно к книжным форматам принцип «золотого сечения» означает, что отношение ширины книги к ее высоте должно быть приблизительно равно 1:1,6.
Не вдаваясь в обсуждение этого принципа по существу, отметим лишь, что, строго говоря, он относится к соотношению отрезков прямой линии (именно так формулировал его Леонардо), а не к соотношению сторон прямоугольника.
Но если даже мы захотим распространить этот принцип на соотношение высоты и ширины закрытой книги, то соотношение сторон сразу же резко изменится, как только мы раскроем книгу и перед нами будут находиться ее развороты.
К отношениям «золотого сечения» близки отношения соседних чисел из ряда Фибоначчи, или, как его часто называют в обиходе, «золотого ряда», в котором каждый член равен сумме двух предыдущих: 3, 5, 8, 13, 21 и т. д., то есть отношения 2:3, 3:5, 5:8, 8:13 и т. д.
По другой теории, одним из создателей которой был известный немецкий ученый Оствальд, гармоничны форматы, у которых при делении (сгибе) пополам соотношение сторон остается неизменным (рис. 56, правый). Этому требованию отвечает отношение сторон 1:V2-1:1,4 (точнее, 1:1,41). Эта теория в свое время легла в основу так называемых ЭМ-форматов (то есть форматов, принятых по германским индустриальным нормам).
Такого рода форматы применяются в некоторых странах (в том числе в Советском Союзе) для газет, статистических и канцелярских бланков, бытовой и административной документации и тому подобных печатных изделий, но как книжные (а тем более как универсальные) они не получили сколько-нибудь широкого признания.
Таким образом, попытки установить единые пропорции для всех книжных изданий не увенчались успехом. Чем это объясняется? Необходимость применять для книг форматы с различным соотношением сторон вытекает прежде всего из различных условий пользования книгой и характера помещаемого в ней материала.
Есть книги, предназначенные для изучения. Мы читаем их медленно, во многих случаях возвращаясь к ранее прочитанному материалу, переходя от текста к иллюстрациям и обратно, конспектируя содержание. Так работать над книгой удобно, если она лежит на столе. Издания этого типа можно условно назвать изданиями медленного чтения или настольными. К ним принадлежат в первую очередь произведения научной литературы и учебники. Во многих из них имеются громоздкие таблицы и формулы, сложные и многочисленные иллюстрации. Чтобы хорошо, удобно для читателя разместить такой сложный материал, часто бывают нужны сравнительно крупные и притом широкие форматы. Это, конечно, не значит, что для всех без исключения книг медленного чтения необходимы широкие форматы. При широких форматах обычно и длина строки больше, а ведь и для настольных книг желательна длина строки, близкая к гигиеническим нормам. Такие книги следует издавать в широких форматах только при действительной необходимости.
Другую группу составляют книги, которые мы читаем быстро, и притом в самых различных условиях, даже в вагоне. Условно назовем их книгами беглого чтения или портативными. Мы при чтении держим их в руке, иной раз — продолжительное время. К этой группе принадлежат, прежде всего, издания художественной и массово-политической, отчасти научно-популярной литературы, то есть книги с несложным по структуре текстом. Для них наиболее подходят сравнительно небольшие (соразмерные руке) и удлиненные форматы. В этом случае книга не только портативна, но и имеет короткую, удобную для чтения строку.
Итак, в зависимости от способа пользования книгой и от характера помещенного в ней материала лучшими пропорциями для нее могут оказаться либо удлиненные (даже более удлиненные, чем по принципу золотого сечения), либо широкие (в некоторых случаях даже близкие к квадрату). Именно применение форматов с различными соотношениями сторон характерно для издательской практики как в СССР, так и за рубежом.