Внешняя политика и международные отношения

ПЛАН

1. Сущность, содержание, субъекты внешней политики.

2. Формы, методы, направленность внешней политики.

3. Международные отношения: объекты, уровни, закономерности.

Приступая к изучению данной темы следует обратить внимание на феномен внешней политики как концентрированного выражения жизнен­ных интересов национально - государственных образований.

Международная политика - одна из сфер политической жизни общест­ва. Она обусловлена существованием международных, хозяйственных культурных и других взаимоотношений между нациями - государствами и негосударственными образованиями. Эти отношения приобретают поли­тический характер в той мере, в которой они неотделимы от властвования - движения от диктата одного государства над другим к партнерству и со­трудничеству. Как основание политики, международные отношения обра­зуют определенную систему, в которой протекают действия и противодей­ствия национальных общественных структур, в основе которых находятся отношения отдельных личностей, групп, с возможными конфликтами, на­тиском, сомнениями, возможностями и ограниченностью социальных ин­ститутов. Всё это может зависеть от географического положения, матери­альных ресурсов, технических возможностей, гармоничности системы ценностей, социальной мобильности, политического устройства и др. Вы­ход в сферу международных отношений имеют практически все элементы политической системы, в том числе партии и другие политические органи­зации. Главным участником международной жизни и внешних отношений выступает государство. Наиболее обобщенно внешняя политика определя­ется как деятельность (искусство) по воплощению в жизнь (путем насиль­ственного навязывания или соглашения) групповых государственных ин­тересов.

Как и всякая деятельность, внешняя политика имеет разные границы. В первую очередь, следует выделить её субъектов. Субъектами внешней политики выступают народы, которые ведут борьбу за своё государствен­ное самоопределение. Внешняя политика направлена на урегулирование политических и идеологических взаимоотношений государств на между­народной арене. Во взаимоотношениях государств, в международных по­литических организациях сложились определенные правовые и этнические устройства, которые требуют регулирования. Реальностью явилось суще­ствование определенной политической системы в международном мас­штабе как системы институтов, с помощью которой осуществляется внеш­няя политика в планетарном масштабе.

Социальная природа внешней политики толкуется по-разному. Суще­ствует мнение, согласно которому внешняя политика рассматривается как биологическое явление. Значительным является психологический подход к внешней политике (У. Фулбрайта), в основе которого лежат «необъясни­мые побуждения человеческой натуры», а причины и последствия войн относятся к сфере патологии. Существуют объяснения внешнеполитиче­ских действий фатальным стечением обстоятельств, на которые государст­венные влияния бессильны. Внешняя политика, как продолжение внутрен­ней политики государства, призвана обеспечить достижение некоторых социальных целей господствующего класса за пределами национального государства.

Важным для практической деятельности является вопрос о законо­мерностях внешней политики. Главной закономерностно международной жизни отмечает исследователь Л. Гумпилович, является «постоянная борьба между соседними государствами через пограничную линию». Из этой закономерности вытекают как бы "вторичные" закономерности. Из первичной закономерности вытекает, что любое государство должно стре­мится к увеличению своего могущества, поэтому оно мешает возрастанию могущества соседа, беспокоится о сохранении политического равенства Согласно вторичной закономерности каждое государство идёт к выгод­нейшим приобретениям и необходимости наименьшей защиты. Наконец, как бы надстраивается третий ряд закономерностей, смысл которых в том, что внутренняя политика должна подчинятся «наращиванию военной си­лы» для осуществления внешней политики. Реализация внешних нацио­нальных интересов, а следовательно, и соответствующая внешняя полити­ка, может быть осуществлена по одному из четырех направлений:

1) политика империализма, когда целью государства является территориальная, экономическая или политическая экспансия;

2) политика поддержания статус-кво - это консервативная обо­ронная позиция, направленная против социальных изменений и, кото­рая ищет стабильности;

3) политика поиска мира - это политика выживания собственного государства;

4) политика альтруизма, которая подчеркивает моральность и справедливость.

Основная форма внешней политики - дипломатия. В область её задач входит гарантирование благоприятных мирных условий для внешних от­ношений государств, подготовка оптимальных международных условий для внешних отношений государств, подготовка оптимальных междуна­родных условий для ведения войны, обеспечение использования получен­ных вследствие военных действий территориальных или других достиже­ний, подготовка соответствующих юридических документов и др. В фор­мировании внешней политики решающую роль играет международное право.

Особое внимание уделяется при этом принципу государственного суверенитета. Суверенитет делает государство необходимым посредником между данным конкретным обществом и мировым содружеством. Нацио­нальный суверенитет благоприятствует национальному развитию, сорев­нованию между нациями. Внешняя политика регулируется также моралью. Специфика моральной дилеммы во внешней политике в том, что для госу­дарственного деятеля обязательны нормы индивидуальной морали. Ре­шающие значение приобретают международные переговоры как особый способ достижения цели внешней политики. В настоящие время формиру­ется принципиально новый подход к переговорам. Они рассматриваются как оптимальный механизм разрешения спорных международных проблем, которые основываются на достижении одинаковой выгоды и взаимного учёта законных интересов сторон. Переговоры должны фиксировать ба­ланс этих интересов, без чего невозможно рассчитывать на достижения равноправного и долговременного соглашения.

За время после провозглашения независимости Украины в общест­венном сознании произошли существенные изменения. Достижение Ук­раиной государственной независимости выдвинуло целый ряд проблем в сфере международных отношений, в частности, вырабатывание собствен­ной позиции, стиля, навыков в отношениях с внешним миром, а также с государствами - республиками бывшего СССР, так называемым "ближним зарубежьем". Включение Украины в интеграционные процессы, которые развернулись среди развитых стран Европы также выдвигают перед Ук­раиной новые цели и задачи.

Суверенитет государства означает самостоятельность его внешней политики. Приобретение Украиной признаков полноценного развитого государства, субъекта международных отношений, происходило в довольно сложных, противоречивых, и в некотором смысле, уникальных условиях. С одной стороны, выдвигался лозунг об интеграции Украины в мировое содружество, а с другой, эта интеграция ограничивалась требованием и зависимостью от директивного влияния Москвы. Решением Совета Министров иностранных дел государств - участниц Совета по Безопасности и Сотрудничеству Европы (СБСЕ) Украина признана полноправной участницей этого форума. Подписание Президентом Украины Хельсинского Заключительного Акта и Парижской Хартии для новой Европы свидетельствуют о завершении процедуры формального присоединения Украины как независимой державы к СБСЕ. Это открыло перспективы для Украины непосредственно налаживать двухсторонние отношения во внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Возрожденное государство Украина признано в мире, о чём свидетельствуют заключения междугосударственных и межправительственных соглашений, совместных коммюнике об установлении дипломатических отношений со многими странами. На сего­дняшний день Украина как член Организации Обеденных Наций участвует в работе двадцати её организаций и видит в ООН надежного гаранта своей территориальной целостности и государственной независимости. Уже на­лажены контакты с Советом Европы и начерчены пути дальнейшего со­трудничества с другими международными организациями.

Осуществление радикальной экономической реформы, ускорение ин­теграции в экономику мирового хозяйствования на основе современного международного разделения труда, Украина связывает с налаживанием плодотворного сотрудничества с влиятельными международными торгово-экономическими и финансовыми институтами, такими как Генеральное Соглашение по тарифам и торговле, Международный валютный фонд, Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития. При этом Украина идет к ним не в поисках гуманитарной помощи, а с планами кон­кретного сотрудничества и реализации перспективных взаимовыгодных программ. В своих внешнеполитических отношениях Украина придержи­вается следующих принципов: принцип мирного сосуществования (в «Декларации о государственном суверенитете Украины» (16.07.90) запи­сано, что Украина провозглашает о своем намерении стать в будущем постоянной нейтральной державой, которая не принимает участия в воен­ных блоках и придерживается 3-х неядерных принципов: не принимать, не делать, не наращивать ядерного оружия); принцип суверенного равенства государств (в Декларации записано, что Украина выступает равноправным участником международного общения и она как субъект международного права осуществляет непосредственные отношения с другими державами, заключает с ними договора, обменивается дипломатическими консульст­вами, торговыми представительствами, принимает участие в деятельности международных организаций); принцип нерушимости государственных границ, вытекающий из международно-правового признания существую­щих границ и предусматривающий отказ от любых посягательств на эти границы; принцип территориальной целостности государства; принцип не­вмешательства во внутренние дела; принцип уважения прав человека. В Декларации записано; что всем гражданам Украины гарантируются права и свободы, которые предусмотрены Конституцией Украины и нормами международного права.

Следовательно, современная международная политика - это система взаимосвязанных действий государств и других политических структур по урегулированию взаимоотношений между собой и сотрудничеству наро­дов мира. Международная политика - это последствие и одновременно орудие внутренней политики. Главной тенденцией современной междуна­родной политики является преодоление её конфликтно-конфронтационного стиля, подчинение её интересам человека, осуществ­ление философии, согласно которой современный мир является миром глобального сотрудничества Организовать такое сотрудничество как можно эффективней - обязанность государственных деятелей, которые делают внешнюю политику Украины. Международная политика вытекает из международных взаимоотношений.

Международные отношения - это специфический вид общественных отношений; это совокупность экономических, политических, идеологиче­ских, правовых, дипломатических, военных и других связей и взаимоот­ношений между государствами и группами государств, между классами, социально-экономическими, политическими силами, организациями и движениями, действующими на международной арене.

Международные отношения насчитывают тысячелетия. С возникно­вением государств международные отношения приобретают системный характер. Возникает такой их уровень, который получил наибольшее рас­пространение в наши дни и определяется как уровень двухсторонних от­ношений. Двухсторонний уровень международных отношений - явление позитивное, однако, при определенных условиях таит в себе неблагопри­ятные моменты, которые возникают в результате того, что именно на этом уровне решаются конкретные проблемы, которые порой вступают в проти­воречие с более общими проблемами. В эпоху рабовладения и феодализма складывается договорно-правовая основа международных отношений, ко­торая в своих основных чертах действует и до настоявшего времени. По­степенно появляется новый субъект международных отношений - общест­венные организации. И возникает новый уровень международных отно­шений - региональный.

Новый этап в развитии международных отношений связан с возник­новением и развитием капитализма. Докапиталистические формации ха­рактеризовались замкнутостью и раздробленностью общественной жизни, поэтому они не могли создать всемирной системы международных отно­шений и оставались в региональных рамках. Выйти за рамки регионализма и преодолеть изолированность отдельных регионов было суждено капита­лизму. С его развитием на смену национальной замкнутости и существо­ванию за счет продуктов собственного производства приходит всесторонняя связь и всестороння зависимость наций друг от друга. Усиление междуна­родного разделения труда, экспансия капитала, создание мирового рынка привели к превращению капитализма в мировую систему, способствовали формированию всемирной системы межгосударственных отношений.

С расколам мира в 1917 году на две противоположные социально-политические системы (капитализм - социализм) конфронтация и проти­воборство на международной арене приобрели глобальный характер. Опи­раясь на принципы хронологии и исторической аналогии можно сказать, что сущность и содержание внешней политики проявляется не вообще, а всегда в конкретно - исторической форме. Сущность и содержание внеш­ней политики представляет собой два её важнейших качества, но сущности в этом единстве принадлежит ведущая роль. Сущность более устойчива по сравнению с содержанием. Форма же есть способ существования и выра­жения содержания.

Типичными функциональными формами внешнеполитической дея­тельности государства являются: политика «холодной войны»; политика «нейтралитета»; политика разрядки; политика блоков; политика равнове­сия сил и политика неприсоединения.

В международных отношениях важное значение приобретают равно­весие и расстановка сил. Это один из законов, объективно действующих в системе международных отношений. На длительный период времени меж­дународная система приобрела биополярную структуру, на полюсах кото­рой находились две сверх державы - СССР и США. Главными элемента­ми политики дестабилизации стала ставка на военную силу, её постоянное наращивание и модернизацию. Развернулась беспредельная гонка воору­жений, которая к началу 60-х годов привела к достижению относительного равенства военно-стратегических сил противоборствующих сторон - СССР и США. Это состояние стали обозначать термином «военно-стратегический паритет». Этот паритет на несколько десятилетий стал сдерживающим фактором, который сыграл решающею роль в предотвра­щении третей мировой войны. Однако, в 80-е годы военно-стратегический паритет противоборствующих государств утратил роль фактора, сдержи­вающего мировую войну. Над человечеством с новой силой нависла угроза уничтожения в огне термоядерной войны. Появление реальных признаков потери контроля со стороны государственной власти над оружием массо­вого уничтожения, милитаризация космического пространства поставили правящую элиту ведущих стран перед необходимостью коренной пере­стройки всей системы международных отношений.

Под давлением народов политическими лидерами великих держав (Р. Рейганом Д. Бушем, Д. Мейджером, Ф. Миттераном, Г. Колем, М. Горба­чевым), при активной поддержке глав больших государств мирового со­дружества были предприняты решительные шаги, которые привели к глу­боким переменам в сфере международных отношений, пересмотру преж­ней концепции внешней политики. Эти изменения были закреплены рядом международных соглашений в правовых документах (например. Париж­ская Хартия).

Следует подчеркнуть, что перестройка системы международных от­ношений в 80-х - 90-х годах тесно связана с кризисом социализма как об­щественной системы, её демонтажем в СССР и других странах, состав­ляющих мировую систему социализма. Хотя распад СССР и мировой сис­темы социализма, ликвидация Варшавского Договора изменили прежнюю "биополярную" структуру мира, но не сделали мир "монопомерным". В нем продолжают действовать законы и тенденции, которые будут воспроизво­дить новые варианты "биополярности", а это значит, что концептуальный поворот в системе международных отношений, начатый в 1985 году, и связанный с новым политическим мышлением, требует дальнейшего развития и углубления.

Сложна социально-политическая палитра современного мира. В нем существуют государства, где до последнего времени сохранились родоплеменные отношения. Это большая группа стран Африки, Азии. Океании. Наличие в этих странах отсталой структуры определяет их подходы к ми­ровой политике. Существуют до настоящего времени в мире и остатки феодальных режимов. Наличие отсталых политических систем сказывается на социальных, экономических и духовных условиях жизни. К числу таких стран можно отнести ряд государств Ближнего и Среднего Востока, Вос­точной и Юго-Восточной Азии.

Большая часть стран мира избрала капиталистический путь развития. Эта группа играет большую роль в международной жизни и определяет в настоящие время основные направления и тенденции развития человечест­ва. Эти страны добились значительных успехов в развитии человеческой цивилизации на основе демократических принципов, накопили большой опыт их применения и тем самым получили возможность для их пропаган­ды в остальном мире. Своеобразие в международные отношения внесли и продолжают вносить страны Куба, КНР, которые придерживаются принципов социализма, хотя и понимают их каждая по-своему.

В современном мире существуют также и тоталитарные режимы, ста­вящие демократические принципы под запрет. К числу таких стран можно отнести Ирак, Пакистан, в недалеком прошлом Чили, Парагвай и другие государства.

Сложность идеологического состояния мира во многом отражает плю­рализм политических партий. Даже в рамках какой-либо одной группы партий трудно найти единый подход к решению международных проблем. Велика пестрота в международных отношениях религиозных верований, противоборство между различными их направлениями. Особенно остро это противоборство наблюдается на Ближнем Востоке как между христиа­нами и мусульманами, так и внутри мусульман. Сильны межрегиональные противоречия в Индии. В западных областях Украины обострились отно­шения между представителями православной и католической церкви.

Таким образом, современный мир являет собой сложное образование, в основе которого лежит многообразие политических, экономических, со­циальных, духовных и иных факторов. Эти факторы порождают проблемы в системе международных отношений, которые не редко выливаются в острые конфликты и перерастают в локальные, региональные и мировые войны.

Для регулирования и стабилизации международных отношений в 1945 году была создана крупная международная Организация Объеденных На­ций - ООН. Международные отношения имеют своих субъектов: это суве­ренные государства, международные, межправительственные организации и неправительственные организации и движения (Всемирный Совет Мира, Всемирная Организация Здравоохранения, Всемирная Федерация проф­союзов, Всемирная Организация Демократической Молодежи и др.). Большую роль играют в системе международных отношений региональ­ные экономические и военно-политические союзы типа НАТО, региональ­ные уровни международных отношений в рамках таких организаций как Лига Арабских Государств, Организация Африканского Единства.

Международные отношения определяются основными принципами внешней политики государств, которые были сформулированы в докумен­тах и материалах Хельсинского Совещания 1975 года по вопросам безо­пасности и сотрудничества. Согласно этим принципам внешняя политика государства означает: миролюбивый характер; суверенное равенство; отказ от применения силы или угрозы силой; нерушимость границ; территори­альную целостность государства; мирное урегулирование споров; невме­шательство во внутренние дела; уважение прав и свобод человека; равен­ство и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права.

Регулируются отношения между государствами и народами, различ­ными средствами и методами. Прежде всего, это дипломатическая дея­тельность, которая призвана решать вопросы, связанные с установлением политических, экономических, научно-технических, духовных и военных отношений между государствами. Вырабатываются принципы, которыми руководствуются государства в своих отношениях между собой. Важно, что эта форма деятельности позволяет политическими методами решать вопросы международной жизни. Значительное место здесь занимают эко­номические связи. В настоящее время ни одна страна не в состоянии само­стоятельно решать все проблемы экономического развития. Интеграцион­ные процессы в этих условиях приобретают особое значение. Внешнеэко­номические связи позволяют включить любое государство в единую миро­хозяйственную систему при условии соблюдения принципа равенства и взаимной выгоды. Дипломатическая деятельность являться важнейшим методом, который регулирует все основные отношения в мире.

В условиях развития последних достижений науки и техники значи­тельное место во внешней политике государств занимают научно-технические связи. Прогресс человечества в решении глобальных проблем невозможен без объединения усилий. Это требует создания прочных, регу­лируемых и взаимовыгодных научно-технических связей. Развитее науки приобретает первостепенное значение в мировой политике. Примером мо­гут служить усилия по сохранению окружающей среды. В международных отношениях все большее значение приобретают проблемы культурного сотрудничества. Сейчас все начинают понимать, что пренебрежение ду­ховными сторонами жизни может привести не только к ослаблению развития, но и потерям многих ценностей, которые создали предыдущие поко­ления людей. Процессы духовного прогресса человеческого общества не­возможны без взаимообогащения культур, без обмена информацией. И, наконец, одной из самых важных форм деятельности в международных отношениях является сотрудничество в военной области, от которой зави­сят проблемы безопасности государства и, которые требуют особого под­хода, а значит, и выделения их в отдельную форму деятельности. Опыт многовекового развития человечества убедительно показывает, что дости­жения безопасности государств создают благоприятные экономические, научно-технические и духовные взаимоотношения между народами.

В последние десятилетия XX века определились новые подходы к ме­ждународным отношениям, утвердились новые формы и методы решения внешнеполитических проблем, обозначались устойчивые тенденции в со­временной мировой политике. В частности, это новые подходы к проблеме войны и мира. Они создали препятствие на пути распространения ядерного оружия (меры ООН по контролю над ядерными программами Ирака, Ли­вии, Индии, Пакистана, КНДР и др.). Осуществлено дальнейшее сокраще­ние ядерных арсеналов на Земле (Речь идет главным образом о сокраще­нии ядерного потенциала двух крупных стран - США и бывшего СССР). Имеющиеся договоренности между США и Россией дают основание для оптимистического взгляда в будущее. Определенную позицию заняли Ук­раина, Казахстан, Белоруссия, которые приняли на уровне парламентов программы сокращения и ликвидации ядерного оружия. В последнее время наметилась тенденция совместной борьбы против агрессии. Эта тенденция с трудам пробивает себе дорогу. Её проявления наблюдаются и в стремле­нии многих государств оказать помощь народам бывшего СССР в выходе из экономического кризиса Обсуждаются на международном уровне и вы­рабатываются меры по ликвидации средств химического и бактериологи­ческого оружия, а также проблемы значительного сокращения обычных вооружений, что благоприятно скажется как на политической ситуации, так и на экономическом состоянии многих государств.

Важной проблемой современных международных отношений являет­ся установление нового экономического порядка в мире: Здесь наметились следующее тенденции: возрастающая взаимозависимость и взаимосвязь разных государств и народов в экономике, торговых отношениях, специа­лизации отдельных стран, наблюдающейся в разных областях социальной жизни и взаимовыгодных кооперациях. Дальнейшее развитие экономики разных стран привело к осознанию необходимости объединения усилий. Создание Европейского Сообщества наиболее показательно в этом отно­шении. Создание единого рынка ЕС позволит, с одной стороны, использо­вать возможности и потенциал каждой страны в торгово-экономической и производственной сфере, а с другой - поможет общими усилиями разви­вать наукоемкие виды производства, требующие больших затрат капитала и интеллектуальных возможностей. Это также будет способствовать воз­можности выстоять в ожесточенной конкурентной борьбе на мировом рынке. Взаимовыгодные и равноправные связи в области хозяйственной, финансовой и торгово-экономической деятельности являются главными в принципах равноправия, взаимной выгоды и уважения партнера.

Важным элементом в международных отношениях является деятель­ность, направленная на распространение демократических принципов жизни общества. Широкое распространение получила конструкция прав человека. Многие страны в своей внешнеполитической деятельности стали использовать главные положения, принятой в 1948 году Декларации ООН о правах человека. Это позволило целеустремленно проводить внешнею политику в направлении создания условий для прогрессивного развития человечества и на этой основе осуществлять демократизацию внешнеполи­тической жизни. Осуществление принципа прав человека предполагает проведение такой политики, которая направленная на борьбу с грубыми и массовыми нарушениями этих прав, имеющих место в ряде стран. В част­ности, это стало способствовать ликвидации политики и практики агрес­сии, колонизации, всех форм расизма, апартеида, фашизма, подавления национально - освободительного движения.

Важное место в международных отношениях занимает деятельность, направленная на сохранение и улучшение среды обитания человека. Бла­годаря быстрому прогрессу науки и техники, воздействие на природу ста­ло настолько могущественным, что она уже оказалась не в состоянии сама восстанавливать нарушенное равновесие. Возникла опасность уменьшения в атмосфере кислорода, увеличилась загрязненность биологической среды больших городов. Десятками миллионов тонн исчисляются промышлен­ные отходы, которые питают население, в том числе беременных женщин, что приводят к развитию врожденных пороков у детей, к увеличению за­болеваний, вызывающих генетическое вырождение людей. Проблемы экологической безопасности затрагивают все страны и все народы. Необ­ходима глобальная стратегия охраны окружающей среды и бережного ис­пользования ресурсов земли, чтобы избежать экологической катастрофы. Выработкой принципов и критериев глобальной политики заняты ООН, крупнейшие организации мира и правительства разных стран:

Человечество столкнулось с проблемами, глобальность которых вы­ражается в их планетарном характере. В числе таких проблем можно на­звать:

- демографическую;

- экологическую;

- проблему защиты и сохранения физического и морального здоровья общества;

- проблему сохранения и упрочнения мира и др.

Мир уже стал очевидцем крупнейших катастроф, в числе которых - авария на химических предприятиях в Индии, авария на Чернобыльской АЭС и десятки других, унесших сотни тысяч жизней и причинивших неис­числимый материальный ущерб. Однако, это только маленькие модели той катастрофы, которая постигнет человечество, если его представления о самом себе не претерпят координальных изменений.

Нельзя сказать, что в последнее столетие люди не искали выхода из складывающейся ситуации, не предпринимали усилий для спасения самих себя. На исходе XX в. стало очевидным, что теоретические модели и прак­тические действия, предпринимаемые в русле традиционных представле­ний и взглядов людей, оказались не только мало эффективными, но приве­ли к резкому усилению кризиса цивилизации.

Исторический опыт показал, что ни социальные, ни научно-технические революции, ни государство (в любой форме его организации), ни какой-либо общественный класс или отдельная нация не в состоянии обеспечить поступательной эволюции цивилизации в сторону ее всесто­роннего прогресса. Все больше ученых, политиков, рядовых граждан при­ходят к убеждению в необходимости отказа от устаревших и изживших себя философских, правовых, нравственных и политических догм.

Ряд ученых и политических деятелей современности, осознавая при­чины неудач, сформулировали свое видение конструктивного решения глобальных проблем. Например, В.И. Вернадский обосновал идею пре­вращения сферы жизни на планете (биосферы) в сферу разума (ноосферу). В этой идее прослеживается контур нового взгляда на мир, в основе кото­рого лежит интегративная концепция, сочетающая в себе выводы общест­венных и естественных наук и отвергающая абсурд во имя разума.

В 80 годах в научный оборот вошло понятие, обозначенное термином «новое политическое мышление», которое вобрало в себя теоретические и практические поиски рационального мышления людей.

Необходимо отметить, что по соображениям пропагандистской конъ­юнктуры, в настоящее время термин «новое политическое мышление» ис­чез из оборота в средствах массовой информации стран СНГ. Однако это не означает исчезновения или утраты актуальности всего того, что в стро­гом научном смысле отражает данное понятие. Естественно, что понима­ние проблемы взаимосвязи политики с глобальными проблемами совре­менности предполагает более детальное осмысление нового политического мышления и как научной дефиниции, и как общественного явления.

Прежде чем разбираться в сущности нового политического мышле­ния, нужно ответить на вопрос: что такое политическое мышление как та­ковое? Политическое мышление - это познание объективных тенденций и закономерностей общественного развития, но именно в связи с интересами людей, с их целями, волей и сознанием. Оно предполагает не только осоз­нание объективных факторов, но и их оценку, ценностную ориентацию, связанную с выбором предпочтительных целей, способа их достижения, определение направления деятельности политических партий, государств. Целью политического мышления является анализ объективной реальности под углом зрения интересов классов, наций, государств.

Доминирующей тенденцией истории до сих пор было утверждение и прогресс одних классов, народов, государств за счет других. Это была ис­тория войн, классовых и идеологических столкновений. Параллельно с процессом войн, нарастающей враждой, разобщенностью народов и стран шел, набирая силу, другой, столь же объективно обусловленный процесс - процесс становления взаимосвязанного и целостного мира.

Новое политическое мышление выявляет гуманистическую состав­ляющую истории, которая в предшествующие периоды была лишь наме­чена. Сегодня мы вступили в эпоху, когда в основе прогресса лежат обще­человеческие интересы, ценности, а признание их приоритета должно оп­ределять мировую политику. Итак, первым сущностным признаком нового политического мышления явления признание приоритета общечеловече­ских ценностей над классовыми, партийными, национальными и т.п. Про­возглашение и признание этого принципа вовсе не означает, что необхо­димо игнорировать или отбросить подход классовый. Отвлечься от классо­вого содержания политики означает только отбросить ее определенную сторону, так же как ограничиться только этой стороной - означает закрыть себе дорогу к пониманию всего ее богатства и своеобразия. Политика есть выражение классового интереса, но непременно в общезначимой, а если речь идет о праве и законе, то и в общеобязательной форме. Новое мышле­ние воспринимает мир как взаимосвязанное, взаимообусловленное и взаи­мозависимое целое. В этом можно видеть один из важнейших признаков нового мышления. Этот постулат отражает на уровне теории объективно происходящий процесс роста взаимозависимости отдельных стран, усиле­ние их всесторонней интеграции.

Специфика нынешнего индустриального развития, делающего весь мир все более «компактным», высвечивает бессмысленность военно-силового противостояния двух общественных систем, насущную потреб­ность перевода региональных и мировых международных отношений в «бессиловую» систему координат. В различных частях мира дают о себе знать исторические традиции общерегионального экономического и куль­турного общения, естественной народнохозяйственной и интеллектуаль­ной взаимодополняемости. Эта тенденция приобретает общемировой ха­рактер. Становиться очевидным, что силовой фактор уже не может быть средством разрешения классовых противоречий на международной арене. Новое политическое мышление в корне расходиться с традиционным представлением о войне и мире. Длительное время в политическом обихо­де широкого использования тезис о том, что война есть продолжение по­литики иными, насильственными средствами. Угроза ядерной катастрофы сделала эту формулу несостоятельной. Такая война уже не может быть средством решения политических проблем, разрешения классовых проти­воречий, фактором исторического противоборства противоположных об­щественных систем. Всеобщим и непременным условием разрешения классовых и идеологических противоречий может быть только сохранение мира, и, следовательно, решение общечеловеческой проблемы выживания цивилизации. Необходимо решительно действовать против любого наси­лия, чем бы оно не мотивировалось и не оправдывалось. Новое мышление в политике решительно осуждает применение силы в отношениях между государствами, требует исключить насилие государства против своего на­рода, выступает против терпимости к насилию на национальной, этниче­ской, религиозной почве.

Новое политическое мышление отстаивает право каждого народа сво­бодно выбирать пути, и средства своего развития. Подразумевается, ко­нечно, выбор, при котором не торжествует рациональный эгоизм, не игно­рируются интересы других народов и всего мирового сообщества. Свободно выбрать путь развития – это не значит безответственно по отношению к другим, ибо в конечном счете это безответственно по отношению к самим себе.

Новое политическое мышление следует тем же методологическим ус­тановкам, что и научное мышление вообще. Это мышление строго реали­стично. Оно видит мир таким, каков он есть, во всей его сложности, проти­воречивости и многомерности. Оно исходит не из желаемого, а из возмож­ного и необходимого. Это мышление по природе своей самокритично. Ему чужды самодовольная непогрешимость, претензии на монопольное владе­ние истиной. Это мышление в принципе антидогматично. Оно открыто для восприятия всего нового, неожиданного, не укладывающегося в традици­онной схеме. Оно не останавливается перед пересмотром освещенных временем взглядов, если эти взгляды вступают в противоречие с жизнью, с реальностью. Смысл и предназначение нового политического мышления - стать теоретическим обоснованием, стимулом в практике решения про­блем глобальной политики. Контуры, опирающейся на это мышление по­литики, уже просматриваются. Уже не является бесплодной утопией наде­жда на то, что человечество предпочтет разум абсурду.

Политики, альтернативной мирному сосуществованию, нет. Или со­существование - или несосуществование вообще. Третьего не дано. При­чем речь идет не о конфронтации, «холодном» сосуществовании, а о кон­структивном, созидательном взаимодействии государств и народов. Толь­ко такое взаимодействие, ориентирующееся на приоритет общечеловече­ских интересов, может привести к решению всего комплекса глобальных проблем, угождающих человечеству.

Созидательное взаимодействие, удовлетворение общечеловеческих интересов предполагают замедление и прекращение гонки вооружений, постепенное продвижение к неядерному, насильственному миру. Подлинная безопасность должна базироваться не на «равновесии страха», а на равновесии (балансе) интересов, на системе политических договоренно­стей, на отказе от ультимативных требований, от принципа «все или ниче­го», на основе глубоких компромиссов, частичных, промежуточных реше­ниях, умениях смотреть на мир глазами своих партнеров.

Одной из стержневых задач глобальной политики сегодня - это ут­верждение в межгосударственных отношениях принципов мирного сосу­ществования. Эти принципы как общепринятая норма международного общения зафиксированы в таких фундаментальных международно-правовых и политических документах как Устав ООН. Заключительный акт общеевропейского Совещания в Хельсинки и ряде других многосто­ронних и двусторонних соглашений. Мирное сосуществование все более явно выступает уже не просто как система международно-правовых норм или практических политических действий, но как особое состояние меж­дународных отношений. Мировая общественность начинает воспринимать мирное сосуществование как историческую необходимость, социально-политическую закономерность. Следовательно, в строительстве новых ме­ждународных отношений глобальная мировая политика ориентирована на позитивную эволюцию современного мира и его стабильность.

Угрозу этой политике может нести политическая и идеологическая нетерпимость. Вследствие этого, важнейшими направлениями сотрудниче­ства государств мирового сообщества в рамках глобальной политики могут стать:

- демилитаризация международных отношений посредством сокраще­ния вооружений, вооруженных сил до пределов разумной оборонительной достаточности, отказ от силовой политики, дальнейшее снижение, а затем и полное преодоление военного противостояния;

- создание глобальной и региональных систем безопасности на основе баланса интересов всех сторон для предупреждения конфликтов и между­народной нестабильности взамен сложившейся в период конфронтации системы взаимного устранения и сдерживания;

- обеспечение международной стабильности при резких перепадах по­литического климата и в результате перемен в тех или иных странах, и сдвигов во взаимоотношениях государств;

- деидеологизация межгосударственных отношений как очищение их от тяжелого наследия конфронтационной идеологии и психологической войны, обеспечение условий для свободного сопоставления идей в духе взаимной терпимости и плюрализма, в духе гуманизма и общечеловече­ских ценностей;

- налаживание международной системы экстренной взаимосвязи в случае стихийных бедствий, промышленных и транспортных аварий, их катастроф, любых других опасных для жизни ситуаций, а также совместная борьба против терроризма, организованной преступности.

Никогда прежде не стояла так остро проблема выживания человечест­ва, что и с особой остротой проявляется в комплексе глобальных проблем. Масштабы этого глобального кризиса требуют от человеческого сообще­ства новых подходов к его решению, и эти новые подходы в своей сово­купности составляют так называемое «новое политическое мышление».

Таким образом, можно сделать вывод, что все эти тенденции в миро­вой политике и международных отношениях привели человечество к осоз­нанию своей ответственности за будущее земной цивилизации, что в свою очередь вовлекает все прогрессивные силы - сотни миллионов людей пла­неты в борьбу за реализацию возникших проблем. На этой основе в совре­менном международном мире происходит объединение людей разных стран, наций и народностей, различных политических убеждений, различ­ных верований. Беспокойство за будущие человечества в итоге способно привести к лучшим взаимоотношениям людей, улучшению политической и психологической обстановки на планете.

Вопросы для самоконтроля.

1. Каковы формы и методы решения внешнеполитических про­блем?

2. Каковы тенденции современной мировой политики?

3. Каковы основные формы внешнеполитической деятельности?

4. Каковы принципы развития международных отношений?

5. Каковы основные направления развития международных от­ношений?

6. Каковы сущность и структура международных отношений?

7. Каковы пути решения глобальных проблем?

8. Каковы субъекты внешней политики и международных отно­шений?

9. Каковы уровни международных отношений?

10.Каковы закономерности международных отношений?

11.Каковы направления сотрудничества государств мирного со­общества в рамках глобальной политики?

Литература

Блишенко И.П., Солнцева М.М. Мировая политика и междуна­родное право. – М. – 1991. – 215с.

Гужва В.М., Постєвий А.Г. Інформаційні системи в міжнародному бізнесі. // Навч. Посібник. – Вид. 2-е. – К.: КНЕУ. – 2002. – 458с.

Демидов А. И. Основы политологии. – Москва: Высшая школа.

–1995. – 290с.

Зеркин Д. П. Основы политологии: Курс лекций. – 2-е изд.

– Ростов н/Д: «Феникс». – 1999. – 576с.

Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник.

– М.: «Юристь». – 1999. – 511с.

Кармазина М. Глобалізація: місце і роль суб'ектів та об'ектів процесу. // Людина і політика. – 2003. – № 4 (28). – С.73-91.

Кирпень В.П., Малиновская М.П. Политология. – Донецк: ДонГУ.

– 1992. – 350с.

Кремень Т. Державний суверенитет у добу глобалізації. // По­літика і час. – 2003. – № 10. – С.36-40.

Киссинджер Г. Дипломатия. – М.: Международные отношения.

– 1997. – 204с.

Лисенков С.Л. Конституція України. Зовнішня політика. // Матеріали до вивчення. – К.: Знання. – 1997. – 193с.

Мадиссон В.В., Шахов В.А. Політологія міжнародних відносин: Навч. посібник. – К.: Либідь. – 1997. – 305с.

Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридиче­ских и гуманитарных факультетов. – М.: Изд-во «Приор». – 1997. – 400с.

Мурадян А. А. Самая благородная наука. Об основных поняти­ях международной политической теории. – М.: Международные отноше­ния.

– 1990. – 160с.

Поздняков Э. А. Внешнеполитическая деятельность и между­народные отношения. – М.: Международные отношения. – 1986. – 184с.

Политология: конспекты в помощь студенту. Донецк: ДонГУ. – 1995.

– 224с.

Политология: учебное пособие для вузов. // Ред. А.А. Радигин. – М.: Центр. – 2000. – 336с.

Политология. Учебно-методологическое пособие для студен­тов. //Под ред. В.В. Рыбакова. – Донецк: ДонГУЭТ. – 2000. – 159с.

Сергунин А. А. США: Президентський лобізм и внешняя поли­тика.

– М.: Знание. – 1989. – 64с.

Столповский Б.Г. На рубеже тысячелетия: обмен международ­ным опытом исследования. // Полис. – 1999. – № 6. – С.41-52.

Шкляр Л. Геополітичний вимір сучасної України: теоретичний та прикладний контексти. // Людина: і політика. – 2003. – № 4 (28). – С. 145

– 146.

Наши рекомендации