Международные отношения и внешняя политика

Часто понятия «международные отношения», «мировая политика», «внешняя политика» используются как нечто тождественное, однако у каждого из них есть особый смысл. Наиболее широкий смысл у понятия «международные отношения».

Международные отношения – это совокупность политических, экономических, идеологических, правовых, военных, культурных и иных связей (отношений, контактов) между различными субъектами, представляющими разные страны.Всего сейчас насчитывается более 200 стран.В качестве этих субъектов выступают как государства (правительства), так и негосударственные организации и отдельные люди.

Понятия «мировая политика», «международная политика», «внешняя политика» характеризуют политические аспекты международных отношений. Причем эти понятия по-разному трактуются в науке. Начинает, однако, преобладать мнение, что понятие «международная политика» характеризует взаимодействие различных государств, в то время когда понятие «мировая политика» характеризует мир в целом с точки зрения взаимодействия не только государств, но и других субъектов политики, действующих на международной арене – международных организаций, транснациональных корпораций, отдельных регионов той или иной страны и т.д. В мировой политике также происходит подчинение одних субъектов международных отношений другим, т.е. проявляется власть, ее завоевание и сохранение. А другие, более слабые субъекты международных отношений выступают как объекты власти, как объекты внешней политики.

Понятие «внешняя политика» характеризует деятельность отдельной страны по реализации своего интереса в системе международных отношений.

Внешняя политика несет в себе ряд функций:

1. Охранительная –обеспечение безопасности страны в целом и отдельных граждан за ее пределами. Прежде всего это задача вооруженных сил. Важно также своевременно выявлять и предупреждать возможные угрозы. Здесь велика роль посольств, консульств, внешней разведки.

2. Экономическая –обеспечение развития экономического потенциала страны за счет выгодного разделения труда, обеспечения рынка сбыта продукции, привлечения инвестиций в отечественную экономику и т.п.

3. Информационно-представительская –создание положительного имиджа страны в мировом сообществе. Это достигается через культурные и научные обмены, посредством деятельности СМИ (теле- и радиовещание), через переговоры, заключение договоров и др.

4. Регулирующая –создание благоприятных для страны внешнеполитических условий, обеспечение равновесия и стабильности в сфере мировой политики. Примером деятельности в этом направлении является участие России в разрешении международных конфликтов (между Израилем и Палестиной, Азербайджаном и Арменией и др.).

Внешнеполитическая деятельность как деятельность по достижению определенных целей осуществляется с использованием ряда средств.

1. Политические средства.Это, прежде всего, дипломатия. К ней относятся переговоры, визиты, встречи, конференции, подготовка и заключение договоров, участие в работе международных организаций и т.п.

2. Экономические средства.Здесь подразумевается использование экономического потенциала страны с целью влияния на деятельность субъектов международных отношений. Внешнеполитическими экономическими акциями являются оказание экономической помощи, закрытие или, наоборот, открытие рынка сбыта продукции, предоставление льготного кредита и т.п. Государство, обладающее сильной экономикой, занимает прочное положение на международной арене.

3. Военные средства.Сюда принято относить вооруженные силы. Они могут быть использованы прямым образом – война, интервенция, блокада или косвенным – испытание новых видов вооружения, угроза применения силы и др.

4. Пропагандистские средства.Это весь арсенал СМИ, а также духовно-культурный потенциал страны, используемые для укрепления авторитета страны на международной арене, для морального разложения противника и т.п. Это, как выразился американский исследователь Дж. Най, «мягкая мощь» (soft power). «Мягкая мощь», в отличие от жесткой – военной, политической может опираться на использование привлекательного образа, внедряемого средствами массовой культуры. По мнению Ная, «страна может достичь желаемых результатов в мировой политике вследствие того, что другие страны хотят следовать по ее пути, подражать ей, восхищаться ее ценностями, имитировать ее пример, стремиться достичь ее уровня процветания и открытости. Это обстоятельство столь же важно для достижения целей в мировой политике, как и использование вооруженных сил или экономического давления»1.

Внешняя политика той или иной страны определяется ее внутренними задачами и внутренними возможностями. Активную и успешную внешнюю политику может проводить государство, осуществляющее достаточно эффективную внутреннюю политику, прежде всего в области экономики. На сегодняшний день возможности внешней политики России по сравнению с 90-ми гг. возрастают связи с ростом ее экономического потенциала.

С другой стороны, решение внутренних задач предполагает выполнение задач внешней политики. Так, подъем российской экономики невозможен без включения России в систему международного разделения труда, без притока иностранных инвестиций, что требует активного взаимодействия как с отдельными государствами, так и с международными организациями, экономическими корпорациями.

Международные организации

Для осуществления международного сотрудничества, в том числе в международной политике, создаются различные межправительственные и неправительственные международные организации. Они имеют постоянные органы управления с определенными компетенцией, полномочиями и функциями. На начало 21-го века имелось 3 тыс. межправительственных организаций, их дополняло 20 тыс. разных неправительственных международных организаций, из которых примерно 2 тыс. имеют статус наблюдателя при ООН1.

Первой международной организацией, существующей доныне, явился Всемирный почтовый союз (ВПС). Он работает с 1875 года.

Международные организации создаются на разной основе с различными целями, охватывают самые разные аспекты международных отношений. Они создаются в экономической, политической, культурной, национальных областях, имеют определенные особенности и специфику. В качестве примеров различных международных организаций можно привести:

- региональные организации, такие как Содружество Независимых Государств (СНГ), Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейский союз (ЕС), Лига Арабских Государств (ЛАГ), Организация Исламская Конференция (ОИК) и т.д.;

- организации экономического характера,например:Международная Торговая Палата (МТП),Международный Валютный Фонд (МВФ), Всемирная Торговая Организация (ВТО), Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР);

- организации в области отдельных областей мирового хозяйства,например: Международное Энергетическое Агентство (МЭА), Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК) и др.;

- профессиональные организации:Международная Организация Журналистов (МОЖ), Международная Ассоциация Политических Наук (МАПН),Международная Организация Криминальной Полиции (ИНТЕРПОЛ);

- демографические организации:Международная Демократическая Федерация Женщин (МДФЖ), Всемирная Ассоциация Молодежи (ВАМ), Всемирная Федерация Демократической Молодежи (ВФДМ);

- организации в области культура и спорта: Международный Олимпийский Комитет (МОК), Организация Объединенных наций по вопросам Образования, Науки и Культуры (ЮНЕСКО);

- военные организации: Организация Северо-Атлантического Договора (НАТО),ТихоокеанскийПактБезопасности(АНЗЮС);

- профсоюзные организации:Международная Конфедерация Свободных Профсоюзов (МКСП),Всемирная Конфедерация Труда (ВКТ);

- организации в поддержку мира и солидарности: Всемирный Совет Мира (ВСМ),Пагоушское Движение, Организация Солидарности Народов Стран Азии и Африки (ОСНАА) и др.;

- религиозные организации: Всемирный Совет Церквей (ВСЦ),Христианская Мирная Конференция (ХМК) и др.;

- экологические организации: Гринписидр.;

- Международный Красный Крест (МКК) –организация, целью которой является помощь военнопленным, другим жертвам войны, катастроф, стихийных бедствий.

Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Её членами является более 190 государств, т. е. более 80% всех стран, что свидетельствует об ее универсальности. ООН в значительной мере определяла политический климат на планете во второй половине 20-го века. Очень важна в мировой политике роль такого структурного подразделения ООН, как Совет Безопасности ООН.

На сегодняшний день одной из главных задач внешней политики России является вступление ее в ВТО (Всемирную Торговую Организацию), что откроет для России внутренние рынки многих стран. С другой стороны, это создает определенную угрозу для отечественных производителей, вынужденных конкурировать с иностранными производителями, которые получат облегченный доступ вследствие снижения таможенных пошлин на российский рынок. По поводу общего баланса положительных и отрицательных последствий вступления в ВТО идут сейчас оживленные дискуссии. Условия вступления России в ВТО являются предметом многолетних переговоров.

Другая международная организация, с которой сейчас активно взаимодействует Россия и существенным образом перестраивает с ней систему своих отношений, это НАТО. Перестраивает свои отношения Россия и с другими международными организациями, что связано с изменениями в мировом политическом процессе и с новым положением России в системе международных связей.

Велика роль международных организаций в решении таких глобальных проблем, как угроза ядерной войны, приближение экологической катастрофы, угрожающе быстрый рост населения планеты, опережающий рост ресурсов, преодоление отставания стран бедного Юга от богатого Севера и др.

В настоящее время важны объединенные усилия всех стран по борьбе с международным терроризмом, который представляет угрозу для всего человечества. Если еще несколько лет назад Россия, борясь с его проявлениями, встречала непонимание Запада, то после терактов в сентябре 2001 г. в США большинство стран мира объединилось в своём стремлении покончить с терроризмом.

Геополитика

Существенный вклад в развитие теории международных отношений вносит геополитика как особая отрасль политического знания.

Первоначально геополитика формировалась в натуралистической парадигме, а точнее в русле географического детерминизма, когда реша-ющим фактором в развитии общества и в специфике его политики виделось его географическое положение, (ландшафт, климат, близость или удаленность от моря, размер территории, возможности для ведения сельского хозяйства и т.п.) К представителям географического детерминизма можно отнести французского мыслителя Ш.Л. Монтескье, английского историка Г. Бокля, русского ученого Л.И. Мечникова.

Геополитика как разновидность географического детерминизма появилась в конце XIX – начале XX-го веков. Представители этой политической школы пытались в географических особенностях разных стран найти некие «тайные пружины» международных отношений, внешней политики отдельных стран. Причем эта зависимость политики страны от ее географического положения виделась достаточно сильной: география страны рассматривалась как ее судьба.

Термин «геополитика» введен в науку шведским ученым Р. Челленом (1864 – 1922). Этим названием он обозначал доктрину, рассматривающую государство как «географический организм или пространственный феномен». Немецкий исследователь Ф. Ратцель (1844 – 1904)такжевидел в государстве некий биологический организм, действующий в соответствии с биологическими законами, подобно дереву укорененный в землю. В ходе естественного роста этому организму требуется новая территория, необходимо расширение жизненного пространства. Он считал, что основные экономические и политические проблемы Германии вызваны слишком тесными границами, стесняющими ее развитие. Тем самым он оправдывал будущие войны, исходящие с немецкой территории, как проявление естественных законов выживания и развития государственного организма. Сходные идеи высказывал другой немецкий геополитик К. Хаусхофер (1869-1946).Главной движущей силой государства он считал обеспечение и расширение жизненного пространства. Завоевывая себе новое пространство, государство завоевывает себе свободу и подлинное величие. Важным способом территориального расширения он считал поглощение более мелких государств. В этом проявлялся социал-дарвинизм его воззрений. Восток он рассматривал как главное направление германской экспансии. В Востоке он видел жизненное пространство, дарованное Германии самой судьбой. Идеи К. Хаусхофера были созвучны с агрессивной политикой германского национал-социализма, оправдывали ее. Одним из важных моментов для интеграции пространства должно быть наличие у центра интеграции некой панидеи (привлекательной и мобилизующей системы ценностей).

В рамках геополитики была высказана идея и о решающей роли в развитии страны ее морской силы. Это сделал американский генерал А. Мэхэн (1840 – 1914).Международная политика им и рядом другихгеополитиков виделась как борьба между морскими и сухопутными державами. Англичанин Х.Д. Макиндер (1861 – 1947) видел решающее значение для господства над миром во власти над серединной землей «хартлендом», куда он относил, прежде всего, Евразию.

Довольно оригинальной была концепция русской геополитической школы евразийства. Основателями евразийства были культуролог и лингвист Н.С. Трубецкой (1890 – 1938), географ и экономист П.Н. Савицкий (1895 –1969)и др.

Евразийцы считали, что культура и жизнь народа определяется географической средой. Именно в ней они искали истоки самобытности различных стран и народов, в том числе и причины своеобразия России. Политическая власть в евразийском государстве всегда была авторитарной. Сухопутное могущество континентальной Евразии, полагали евразийцы, не могло быть обеспечено либерально-демократическими формами правления, характерными для океанической цивилизации Запада, а только авторитарной идеократией (доминирование идеи), т.е. формами нелиберального правления.

На сегодняшний день большинство исследователей считаетустаревшими представления о том, что геополитика как наука содержит некие константы (о жизненном пространстве, о борьбе сухопутных и морских держав и др.), на основе которых можно объяснять действительность. В настоящее время возрастает роль экономического и социально-культурного начал. Но, тем не менее, роль географического фактора остается, хотя она с развитием общества уменьшается: чем более развито общество, тем более оно независимо от особенностей природной среды, в которой существует. По мнению ряда исследователей, влияние географического фактора и должна изучать геополитика. Они дают следующее определение этого научного направления. Геополитика – концепция, отражающая зависимость и связь политики государства с его географическим положением – климатом, природными ресурсами, территорией и т. д.Предметом геополитики, на их взгляд, является влияние социально-значимого пространства на политику.

Географический фактор в значительной мере повлиял на становление России как особого государства с особой историей, влияет и на специфику развития современной России, ее внутреннюю и внешнюю политику.

В качестве примера можно назвать климатические особенности России, точнее низкую зимнюю температуру. Эта низкая температура делает необходимыми дополнительные расходы как для поддержания жизни населения страны (обогрев помещений, теплая одежда), так и для производства продукции. Поэтому при всех прочих равных условиях продукция российских предприятий будет заведомо более дорогой и поэтому неконкурентоспособной. Некоторые исследователи считают, что в силу этого Россия может развиваться лишь в изоляции от мирового рынка, другие же придерживаются более оптимистичной позиции, считая, что за счет рациональной организации производства, привлечения высоких технологий, можно обеспечить конкурентоспособность российского производства1. Опыт показывает, что скорее правы оптимисты, а не пессимисты. Здесь Россию выручает наличие больших запасов энергоносителей – газа и нефти. Одним из условий вступления России в ВТО ставится повышение внутренних цен на энергоносители до мировых. Россия не может пойти на эти условия, сразу, ибо в данном случае это бы означало крах многих отраслей отечественного производства, продукция которых была бы вытеснена более дешевыми зарубежными товарами. Поэтому в условиях вступления России в ВТО было обговорено, что рост цен на энергоносители для российской промышленности будет постепенным и займет значительной время, достаточное для перестройки отечественного производства.

Достаточно сильно на внутреннюю и внешнюю политику России влияет наличие богатых природных ресурсов, прежде всего нефти. Так рядом исследователей говорится о том, что наличие богатой природной ренты, с одной стороны, усиливает борьбу властных органов за ее, борьбу за саму власть как средство получить часть этой ренты за ее перераспределение, стремление людей стоящих у власти остаться при ней. С другой стороны, у власти появляются возможности решать определенные социальные программы, что повышает степень удовлетворенности населением властью, его пассивность, снижает стремление контролировать власть. Все это является предпосылкой для нарастания элементов авторитаризма2.

Исследователи, оценивая нынешнее географическое положение России с точки зрения его влияния на политику, отмечают, что с распадом социалистического лагеря и СССР ситуация ухудшилась. Россия оказалась оттеснена в северную и северо-восточную часть Евразии, потеряла многие удобные выходы к мировому океану, оказалась отделена целым рядом суверенных государств от Западной и Центральной Европы, срединной Азии. Оценивая нынешнее географическое положение России, они видят различные варианты использования возможностей, предлагаемых ее нынешним пространственным расположением. Одни, видя ее близость к Европе, делают акцент на интеграции с другими европейскими странами, другие наиболее перспективным считают тихоокеанский вектор ее международных отношений. Большинство же считают, что Россия должна быть своеобразным мостом между Востоком и Западом и использовать тем самым преимущества своего серединного положения.

На сегодняшний день существует и расширенное понимание геополитики, как науки, изучающей наиболее общие вопросы международных отношений, внешней политики. Здесь «гео» понимается как планета Земля и отдельная страна видится как часть планетарной политической системы (о различных подходах к определению предмета геополитики в отечественной науке подробнее см.: Бурлаков В.А. Проблема определения предмета и места геополитики в современной политической науке // Полития. – 2008. - № 2).

Именно эти общие вопросы политики и место России в это планетарной политической системе и будут рассмотрены в последующих разделах.

Наши рекомендации