Внешняя политика и международные отношения

К середине 60-х гг. экономическая ситуация в стране резко ухудшилась. Хозяйственная реформа 1957 г., направленная на реформирование управления, по существу привела к обратным результатам. Бюрократия возродилась на местном уровне, нарушалась научно-техническая политика, стали рваться экономические связи.

Следующей попыткой реформирования экономики стали реформы 1965 г. В сентябре 1965 г. на пленуме ЦК партии была предложена новая система управления промышленностью. С одной стороны, восстанавливались отраслевые министерства, возрождались вертикальные (строго централизованные) линии управления. С другой стороны, значительно расширялись права предприятий, снижалось число показателей, часть доходов оставалась в распоряжении заводов и фабрик.

В области сельского хозяйства негативное положение было решено исправить новым повышением закупочных цен на сельхозпродукцию, расширить экономическую самостоятельность колхозов и совхозов, увеличить капиталовложения в развитие деревни. Это был крутой поворот в аграрной политике Советского государства.

Реформы 1965 г. дали временный положительный эффект, но в итоге закончились неудачей. Причинами неудач были: 1) ожесточенное сопротивление всем нововведениям со стороны административного аппарата; постоянный рост чиновников (если в 1957 г. число министерств было 37, то в 1970 г. – 60, а в 1977 г. число отраслевых министерств равнялось 80); 2) рост цен на промышленные товары свел на нет повышение закупочных цен; сельскохозяйственное производство вновь стало нерентабельным и было возвращено к административным методам управления; 3) реформы не затрагивали интересов тружеников.

В 70-е гг. происходило неуклонное снижение темпов экономического и социального развития страны. Эта ситуация сложилась в результате мирового энергетического кризиса, выходом из которого был переход на энергосберегающие технологии, полное использование достижений научно-технического прогресса. Однако плановые задания по внедрению высокоэффективных технологий хронически не выполнялись, достижения науки и техники оказывались неиспользованными. Рост производства достигался за счет увеличения добычи сырья и топлива. За 1956-1985 гг. добыча нефти выросла в 9 раз, природного газа – в 74 раза. Основой советского экспорта стала нефть, доходы от продажи которой расходовались на покупку промышленных и продовольственных товаров за рубежом.

В области сельского хозяйства производство росло крайне низкими темпами. В 1982 г. была принята продовольственная программа, которая должна была решить проблему продовольственного снабжения населения страны. Но к 1985 г. стало ясно, что ее выполнение было провалено. Резко обострилась зерновая проблема. На покупку зерна расходовались все доходы от экспорта нефти; вырос импорт, с 2,2 млн т (1970 г.) до 44,2 млн т (1985г.).

К середине 80-х гг. система управления хозяйством страны превратилось в своего рода «механизм торможения». Ее основными признаками были: 1) сверхцентрализация управления отраслями хозяйства; 2) оплата труда регулировалась искусственно созданной системой тарифов и должностных окладов; 3) цены на произведенную продукцию складывались не в результате спроса и предложения, а утверждались государственными органами ценообразования. Экономика СССР опять нуждалась в реформах.

Программа КПСС, принятая в 1961 г., провозгласила принцип мирного сосуществования государств с различным социальным строем основным принципом внешней политики Советского государства. Но само мирное сосуществование рассматривалось как особая форма классовой борьбы на международной арене. Политика противоборства двух мировых систем продолжалась. Ее осуществление приводило к стремлению советского руководства подавлять любые проявления самостоятельности среди союзников СССР. На Западе советская внешняя политика периода

1964 – 1972 гг. получила название «доктрины Брежнева». Ее вершиной стали события 1968 г. в Чехословакии, где была предпринята попытка демократического обновления общественно-политического строя («пражская весна»). Нежелание руководителей Чехословакии отказаться от проведения реформы вызвало раздражение руководителей СССР во главе с Л. Брежневым. В Чехословакию были введены войска стран Варшавского договора и под угрозой применения военной силы заставили свернуть реформы в этой стране.

В конце 60-х гг. резко обостряются отношения с Китаем. Не желая повторения «чехословацкого варианта» на своей территории, руководство Китая решило продемонстрировать СССР свою силу. 2 марта 1969 г. китайцы открыли огонь по советским пограничникам в районе острова Даманский; 15 марта провокация была повторена. Чтобы остановить дальнейшее разрастание пограничного конфликта в крупномасштабную войну, СССР использовал новые ракетные установки «град».

С 1970 г. начинается период, вошедший в историю как период разрядки международной напряженности. В это время были подписаны соглашения, понизившие опасность ядерной войны. 1972 г. – Договор между СССР и США об ограничении системы противоракетной обороны; Соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ – 1);

1973 г. – Соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны; 1974 г. – Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия.

Важными стали меры по обеспечению европейской безопасности. В 1970 г. были подписаны договоры ФРГ с СССР, США, Англией и Францией по Западному Берлину. Кульминацией разрядки явилось Совещание глав правительств 33 европейских стран, США и Канады в августе 1975 г. в Хельсинки. Заключительный акт, подписанный на этом совещании, закреплял основные принципы международных отношений: мирное сосуществование, уважение суверенитета всех государств, незыблемость существующих границ, неприкосновенность личности.

Однако и в годы разрядки противостояние двух систем продолжалось, был сделан новый виток гонки вооружений. Советское руководство выдвинуло лозунг создания и поддержания военно-стратегического паритета с США по всем видам вооружений. 70-е гг. стали временем самых интенсивных усилий СССР, направленных на создание и накопление всех видов вооружения.

Начало новому резкому обострению международной обстановки положило решение о вводе советских войск в Афганистан в 1979 г. для оказания помощи афганской революции. Страны Запада восприняли это событие как отказ от разрядки. В начале 80-х гг. милитаристские тенденции возобладали и среди западных стран. Президент США Р. Рейган взял курс на жесткую конфронтацию с СССР. Была выдвинута доктрина «ограниченной ядерной войны», которой предусматривалось нанесение первого обезоруживающего удара по пусковым установкам противника. Развернулись работы по созданию системы противоракетной космической обороны (СОИ). Гонка вооружений между СССР и США могла привести к непредсказуемым результатам.

Наши рекомендации