Значение, предметно зональных характер организации и методика общего надзора в деятельности органов прокуратуры РБ
Общенадзорная деятельность прокуратуры республики строится как правило, по зонально предметному принципу. Это значит, что прокуратура Рб как правило в центре так и на местах в том числе сотрудники специализированных прокуратур, там где позволяет количество штатных должностей выполняют свою работу по территориальному принципу. Всместе с тем организационно-методическиое руководство всей общенадзорной деятельностью осуществляется и на поднадзорных объектах – в министерствах, ведомствах, комитетах, управлениях, исполкомах Советов депутатов и воинских соединениях, отделениях железной дороги, в речных пароходствах и др. Управления и отделы общего надзора прокуратуры РБ, областей обобщают надзорную работу нижестоящих прокуратур и на этой основе вырабатывают практические рекомендации по более эффективному осущ общего надзора в целом. Разрабатывать отдельные методики ее осуществления высказывать обязательные рекомендации по использованию действенных средств выявления и устранения нарушений закона распространяют положительный опыт организации работы по общему надзору в стране.
52 полномочия прокуроров по надзорной деятельности при рассмотрении дел в судахПредметом надзора является законность и обоснованность решений, приговоров, определений и постановлений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях, а также соблюдение законодательства при их исполнении. При осущ надзора за соответствующим закону судебных решений прокурор вправе:1 участвовать в распорядительном заседании суда, судебного разбирательства дела по первой инстанции в кассационном и надзорном порядкею2. в случае и в порядке установленном законом, приносить частные кассационные и надзорные протесты на решения, приговоры, определения и постановления суда.3 направлять в суд представления о пересмотре решения определений постановлений о возобновлении уг дел по вновь открывшихся обстоятельствам. 4.в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело по которому решение, приговор определения или постановление вступили в законную силу; приносить протест в порядке надзора, либо если эта выходит за пределы его компетенции, обращаться с представлениями к вышестоящему прокурору о применении протеста .5 отзывать принесенные им протесты на решение, приговоры, определения, или постановления суда до начала рассмотрения протеста судом; 6 проверять законность исполнения рения, приговоров, определений и постановлений, и постановлений по уг делам ст27. во осуществление уг преступления прокурор выступает гарантом прав и законных интересов граждан в сферу правосудия по уг делам.
53 задача прокурорского надзора в стадии возобновления уголовных дел появляется серьезной гарантией соблюдения закона т.к. позволяет исправлять любую ошибку по уже вступившему в силу судебному акту, даже исполненному приговору, независимо от времени его постановления. По вновь открывшимся обстоятельствам дело пересматривается в порядке надзора, решений любой судебной инстанции и вплоть до постановлений, принимаемых Пленумом ВС РБ.. Так восстанавливается любое противозаконное действие судебной системы страны. Основаниями возобновления производства по уг делу, по вновь открывшимся обстоятельствам является: установленная вступившим в законную силу приговором суда заведомая ложность показаний потерпевшего, свидетеля эксперта подложность вещественных доказательств протоколов следствия и судебных действий иных документов.2 установление вступившим в законную силу приговором суда преступных действий должностных лиц, органов уголовного преследования, повлекшие постановление незаконного приговора, внесение незаконных операций и постановлений;3 установленные вступившим в законную силу приговоров суда: преступное действие судей, совершенные при рассмотрении данного дела; 4установление проверкой или расследованием иные обстоятельства, неизвестные суду при постановлении приговора, вынесением определения или постановления которое сами по себе свидетельствуют о невиновности осужденного или о совершении ими иного по степени тяжести преступления чем то, за которое он осужден либо о виновности оправданного лица или лица в отношении которого производство по делу было прекращено. пересмотр обвинительного приговора по вновь открывшимся обстоятельствам в пользу осужденного сроками не ограничен, а смерть осужденного не является препятствием к возобновлению производства по такому делу. Важно лишь, чтобы вновь открывшиеся обстоятельства носили бесспорный характер, а названные нами обстоятельства должны существовать на момент постановления судом приговора, а не появляться после вступления приговора в законную силу. Право возбуждения производства по вновь открывшимся обстоятельствам принадлежит прокурору. По окончании проверки или расследования п о вновь о ткрывшимся о бстоятельствам пр и нали чии оснований для возобновления производства по уголовному делу прокурор направляет дело со своим заключением, копией приговора или материалы проверки либо расследования в соответствующий суд При отсутствии оснований для возобновления производства по уголовному делу прокурор своим мотивированным постановлением прекращает возбужденное им производство по вновь открывшимся обстоятельствам Исходя из принципа стабильности приговора, закон устанавливает правило: пересмотр оправдательного приговора, определение или постановление о прекращении дела, а равно пересмотр обвинительного заключения по мотивам мягкого наказания допускается лишь в пределах сроков давности, установленных законом, и не позднее одного года со дня открытия новых обстоятельств по делу. Пропуск этого срока дает основание прокурору констатировать наличие нового обстоятельства и прекратить производство по делу. Течение давности приостанавливается, если лицо скрывается от следствия и суда.
Характер проверки прокурором уголовного дела перед направлением его в суд в плане надзора за работой следователя
прокурор, имея властно-распорядительные полномочия в сфере надзора на стадии предварительного расследования и дознания, согласно Закону о прокуратуре 1993 г., обязан проверить перед направлением в суд всю предварительную работу каждого следователя по конкретному уголовному делу. В процессе надзора прокурор или его заместитель обязаны проверить:1 имело ли место деяние, вменяемое обвиняемому и имеется ли в этом деянии состав преступления.2 нет ли в деле обстоящих влекущих его прекращение. 3 обосновано ли предъявленное обвинение имеющимися в уг деле документами.4 предъявлено ли обвинение по всем установленным м указанным в уг деле общеопасным деянием обвиняемого. 5 привлечены ли в качестве обвиняемого все лица изобличенные в совершении преступления; 6 правильно ли квалифицированы общеопастные деяния обвиняемого; 7 правильно ли применены меры пресечения и нет ли в деле оснований для ее изменения или отмены. 8. принят ли меры обеспечения гражданского иска о возможной конфискации имущества. 9. выявлены ли причины и условия способствующие совершению преступления и приняты ли меры их устранению. 10 произведено ли исследование обстоятельств уг дела всесторонне, полно и объективно; 11 составлено ли постановление о передаче уг дела прокурору для направления в суд в соответствии с требованием законодательства.12 не допущены ли при производстве предварительного расследования и нарушения уг процессуального закона. Прокурор должен принять по такому делу одно из следующих решений: направить уголовное дело в суд, согласившись с постановлением следователя, органа дознания. 2. прекратить предварительное расследование уголовного дела в отношении всех обвиняемых и в полном объеме на основаниях, предусмотренных законом; 3. возвратить уголовное дело следователю или органу дознания со своими письменными указаниями для производства дополнительно предварительного расследования, а также для предъявления нового обвинения в случае необходимости его дополнения, изменения на более тяжкое или существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от первоначального обвинения либо для составления нового постановления, если составленное по делу не соответствует требованиям процессуального закона
50 роль прокурора в координационной деятельности
Для раскрытия уг.преступности необходимы согласованные и скоординированные действия всех правоохранительных органов. Правоохранительные органы выработали определенные принципы и активно используемые ими в своей деятельности. К ним относятся:1 независимость и равенство субъектов в координационной деятельности. 2 их процессуальность при реализации уже совместно выработанных мер. 3 стремлене к достижению общих важных в борьбе мс преступностью. 4 соблюдение требований акона и норм уг процесса законодательства в разработке и реализации намеченных мероприятий. 5 объединение усилий правоохранительных органов в борьбе с преступностью для достижения желаемых результатов в сжатые сроки, с меньшими затратами сил и средств правоохранительных органов.6 обеспечение планомерности решения поставленных задач, целеустремленности и эффективности в осуществлении кардинальных мер в борьбе с преступностью.7 установление единого подхода к решению сложных проблем устранение дублирование в работе к решению возникнувших проблем и вопросов. Существуют 2 вида координации действий: 1 комплексно- материальная связь с разработкой обслуживанием и согласованностью осущ в совокупности соц, экономических, нравственных мер и мероприятий по укреплению законности в борьбе с уголовной преступностью на олпр.территории. 2ведомственная признана обеспечивать взаимосвязь и целеустремленность в работе различных правоохранительных органов, и гарантирует согласованность мероприятий прокурорских и др гос органов и общественных организаций по решению поставленных перед ними общих задач. прокуратура БР "взаимодействует с другими правоохранительными органами в деле укрепления правопорядка" (ст. 4 Закона о прокуратуре 1993 г.) на республиканском, областном и районном (городском) уровнях.
В настоящее время теория управления рекомендует практике следующие активные методы: проведение совместных совещаний и рабочих встреч; обсуждение вопросов на коллегиях прокуратуры, министерств и ведомств; совместные выезды представителей вышестоящих организаций на места для взаимодействия; создание из представителей заинтересованных органов рабочих (оперативных) групп, бригад при проведении сложных мероприятий; совместная проверка, рассмотрение отчетности, заслушивание, изучение конкретных материалов, распространение положительного опыта, подведение итогов
51 прокурорский надзор за исполнением законов при рассмотрении уг дел в судах Приговор, определение и постановление суда (судей) должны отвечать требованиям законности, обоснованности и справедливости. Надзор за соблюдением законности при рассмотрении уг дела в судах является сферой надзорной деятелности органов прокуратуры РБ и на этом направлении: он осущ во всех судебных инспекциях и звеньях судебной власти, начиняя с районного судов и аканчивая Верховным судом РБ. Надзорность осуществляется строго и принципиально. Прокуроры осуществляют полномочия и выполняют функции надзора на всех стадиях судебного производства, начиная с подготовки уг дела к лишению и продолжить это в процессе всего производства по уг делам по приговору, определению, и постановлению судов вступивших в законную силу. Предметом надзора во всех этих случаях является законность и обоснованность приговоров, определений и постановлений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушений, соблюдение законодательства при их исполнении. Все это направлено на то, чтобы неукоснительно выполнялось требование закона о всестороннем, полном и объективном разбирательстве судов каждого уголовного дела, обеспечении прав и законных интересов граждан, соблюдении принципа равенства всех перед законом и судом с тем, чтобы сохранялся и принцип
51 состязательности сторон. При осуществлении надзора за соответствием закону судебных решений прокурор вправе (а в случаях, предусмотренных законом, обязан):
> участвовать в распорядительном заседании суда, судебном разбирательстве дел но первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке;
> в случае и в порядке, установленных законом, приносить частные, кассационные и надзорные протесты на решения, приговоры, определения и постановления суда (судьи);
^ направлять в суд представления о пересмотре решений, определений, постановлений о возобновлении уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам;
> в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело (группу дел), по которому решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу; приносить протест в порядке надзора либо, если это выходит за пределы его компетенции, обращаться с представлением к вышестоящему прокурору о при несении протеста;
> отзывать принесенные им протесты на решения, приговор, определение или постановление суда (судьи) до начала рассмотрения протеста судом (судьей);
^ проверять законность исполнения решений, приговоров, определений и постановлений по уголовным делам