Сложное предложение с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью между частями
В7. Связь предложений в тексте: при помощи личных, притяжательных, указательных местоимений, частиц, лексического повтора, союзов, контекстных синонимов, антонимов, однокоренных слов, вводных слов.
В8. Средства выразительности:
цитирование(например: взяты слова другого человека, оформлены автором в кавычках)
лексический повтор (например: повторение одного и того же слова: «слово, дано было слово»)
ирония(например: ну, эка беда, не сделал)
риторический вопрос (вопрос, не требующий ответа) (например: Как может устареть понятие чести, которую можно только беречь?)
метафора (употребление слов и выражений в переносном смысле, например: сладкий плод учения, звон стали в слове, слово отливалось в свинец, духовное око, бросались на штурм, хлеб будней, пирог жизни, вино наслаждения, не прорастала жалостью)
развёрнутая метафора(например: языковая стихия; самая злокачественная болезнь нашей речи; свежий росточек таланта желтеет, сохнет)
ряд однородных членов (перечисление)
вопросно-ответная форма изложения(автор задаёт вопрос и сам на него отвечает)
просторечное слово(например: враньё, выпендрёж, раскрутка, шалела)
противопоставление (например: «можно спокойно прожить» и «без которых жить трудно»)
диалог с читателем (например: автор задаёт вопрос читателю: Вы хотели бы посетить этот музей? Хотели бы сводить туда своих детей?)
синтаксический параллелизм (повторение одинаковых слов в начале нескольких предложений: например: Хотела закричать… Хотела вернуться.)
книжная лексика (например: «испытать сладость победы», «не позволять властвовать»)
индивидуально-авторское слово (например: духоподъёмно, сверхделовой) разговорные синтаксические конструкции (например: включение в текст диалога)
инверсия (обратный порядок слов, например: пересчитать нельзя, потребность эта. Чихать я хотел на эту хитрость.)
сравнение (например: высматривает орлом; знаки препинания – это как нотные знаки)
литота(преуменьшение) (например: уничтожился в песчинку)
контекстные синонимы(например: неброской, неяркой, скромной; ярких, выразительных)
контекстные антонимы(например: обогащается – портится, потребительское отношение к искусству вместо активного, живого, творческого, примитивной – современной, дружба – насмешка, дружба – эпиграмма, не наблюдать, …а жить)
антонимы(например: много – мало, почётно – непочётно, интересно – неинтересно)
эпитеты(образные определения, например: убийственный, окаянный и зловредный; пронзительное счастье; раздёрганный; прозрачная, литая проза; неслыханный голос; удивительная гордая походка)
олицетворение(неодушевлённые предметы наделяются живыми чертами, например: деревья проснулись, буквы умрут. А шум – дерзкий парень. Душа спит, она мертва.)
риторическое восклицание(например: Дуэль! Да, «невольник чести», но ведь чести!)
эмоционально-оценочные слова(например: подлец, пошляк, сплетник)
метонимия(вид тропа, в котором представление о понятии даётся с помощью косвенных признаков или вторичных значений, например: серое пятно – речь идёт о просмотре телевизора)
термины(например: пиктография, идеограммы, буквенно-идеографическое письмо, экстравертная установка)
вводные слова(например: во-первых, во-вторых, в-третьих, конечно, в первую очередь и т.д.)
парцелляция(интонационное расчленение предложения на части или отдельные слова). (например: Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы.)
вопросительные предложения(в конце предложения стоит вопросительный знак)
сравнительный оборот(например: В столице она одна, как в пустынном поле. Как вздох своей земли.)
анафора (единоначатие, повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание; например:
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку…
фразеологизм(например: изо всех сил)
сопоставление(например: автор сравнивает работу художника над пейзажной картиной с созданием ландшафта целым народом)
общественно-политическая лексика(например: потребность, личность, ориентация, принципы).