Специфика политического конфликта. Типы политического конфликта.
Политические отношения носят разнообразный характер. Социальная дифференциация общества, различие уровней дохода, власти, престижа нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни.
Конфликт также и неотъемлемая часть политической жизни, политического процесса. Наиболее важные конфликты происходят в сфере политики. Понятие «конфликт» переводится с латинского, как столкновение.
Политические конфликты представляют собой вид социальных отношений, где взаимодействуют политические интересы и их носители, а также применяются политические методы борьбы и разрешения конфликтов.
Политический конфликт– это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов.
Причины политических конфликтов:
1. Социальная дифференциация общества.
2. Несовпадение статусов субъектов, их ролевых назначений и функций, интересов и потребностей.
3. Борьба за обладание ресурсами власти.
Таким образом, основным субъектом политического конфликта являются крупные социальные группы. Их потребности и цели могут реализовываться только через исполнительные власти. Поэтому, одни субъекты борются с другими за влияние в системе политических отношений, т.е. за власть и за политическое господство.
К средствам воздействия на участников конфликта для его разрешения можно отнести: средства убеждения, которые возможны при доверительном характере отношений; навязывание норм, т.е. опора на обычаи и традиции; материальный стимул, который применяется при далеко зашедшем конфликте; использование власти, т.е. запугивание, или фактическое применение силы.
Большое значение имеет послеконфликтная (постконфликтная) стадия, где необходимо окончательно устранить все противоречия.
Типология политических конфликтов:
1. Внутриполитические – это взаимодействие между различными субъектами власти
(т.е. между правящей и оппозиционной элитой; между партиями; между центральной и местной властью).
Внешнеполитические – происходят в сфере международных отношений
(т.е. между государствами; международными организациями). Эти конфликты могут происходить в виде различных войн.
2. Институциональные – осуществляются в рамках политической системы
(т.е. субъектами могут выступать политические институты, организации, осуществляющие власть и руководство).
Внеинституциональные – это конфликты между правящей элитой и народными массами.
При этом конфликте происходит недовольство государственной властью, или существующим политическим режимом.
3. Частичные – противоречия по поводу не основных интересов и ценностей
(т.е. в конфликте участвуют лишь некоторые институты и группы).
Радикальные – это противоречия между коренными политическими интересами и ценностями крупных социальных групп
(т.е. вовлекаются все политические институты и большие массы населения).
4. Открытые – манифестации, забастовки.
Закрытые (латентные) – невидимые для внешнего наблюдателя и проявляющиеся не сразу
(т.е. отставка видного чиновника, министра, или кабинета министров).
5. Вертикальные – это противоборство субъектов, принадлежащим к различным уровням власти, центральным и региональным элитам, органам федерального и местного самоуправления.
Горизонтальные – взаимодействия внутри правящей элиты, между правящими партиями.
Также выделяют такие конфликты, как национальные, расовые, религиозные (конфессиональные). Все конфликты могут быть как долговременными (например, мировая война), так и кратковременными (т.е. решаются за предельно короткое время).
Основным условием регулирования конфликта является его вскрытие. Т.е. это знание объекта конфликта, состава его участников, уровня напряжённости.
Понятие полиархии у Даля
Полиархия у Р. Даля - это демократия в действии. Полиархию он рассматривает как процесс приближения к демократии.
Поскольку полиархия - это состояние реальной политической действительности, то он выбирает и критерии полиархичности той или иной системы. Такими критериями у него есть степень оппозиционности или конкурентности элит и уровень участия населения при их выборе. Для того, чтобы достичь полиархии, все граждане должны: а) формулировать свои предпочтения б) высказывать свои пожелания согражданам и чиновникам в) заставлять чиновников рассматривать свои требования и таким образом контролировать процесс принятия политических решений.
Элитарная теория демократии (Р. Михельс, Г. Моска, И. Шумпетер, Р. Арон). Сторонники данной теории считают, что демократию нужно защищать от народа, поскольку только высококвалифицированные политики-профессионалы могут использовать сложные демократические механизмы реализации властных отношений в обществе.
Следовательно, к общих черт плюралистических моделей демократии можно отнести:
- Группы интересов - главный элемент политической системы общества, который гарантирует реализацию прав и свобод гражданина;
- Общая воля - результат компромисса различных политических групп;
- Соперничество и баланс групповых интересов - социальная основа демократии;
- Диффузия власти и элитизм;
- Наличие ценностного консенсуса, признание различными группами основных принципов государственного устройства.
К слабым сторонам данной теории относятся:
- Идеализация, преувеличение групповой идентификации граждан;
- Игнорирование, недостаточный учет неравного политического влияния различных социальных групп;
- Сложность принятия политических решений, когда нужно учитывать интересы и потребности большого количества социальных групп.
Политическая система США.
1787 год – принята конституция.
Большая часть полномочий в сфере государственного управления передана федеральному правительству Соединенных Штатов. При этом существенная доля государственных полномочий находится в ведении каждого отдельного штата.
Согласно конституции Соединенных Штатов Америки, определяющим в стране является принцип разделения властей. В соответствии с ним федеральное правительство делится на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, каждая из которых действует независимо друг от друга.
В политической системе США высшим органом законодательной власти является Конгресс, состоящий из двух палат. Нижняя – Палата представителей, верхняя – Сенат Соединенных Штатов.
Высшим органом исполнительной власти в стране является президент США. Он не только глава государства, но и главнокомандующий ее вооруженными силами. Имеется также пост вице-президента, который является вторым лицом в стране после президента. Раньше президентом и вице-президентом в США становились представители конкурирующих партий, что позволяло примирить амбиции противоборствующих сторон. Сегодня оба высших чиновника в Соединенных Штатах избираются из одной и той же партии.
Высшим органом судебной власти в США является Верховный суд. В его состав входит 9 судей, одного из них выбирают председателем. Обычно Верховный суд США действует как апелляционный, но в некоторых случаях (например, при рассмотрении дел, касающихся дипломатов), он осуществляет функции суда первой инстанции.
В политической системе США существуют две основные партии: демократическая и республиканская. Они ведут политическую борьбу между собой более 150 лет. Демократическая партия США создана в 1828 году, она является старейшей партией в мире. Ее неофициальным символом стал осел, что говорит об упрямом преодолении любых трудностей. Республиканская партия США действует с 1854 года, ее неофициальный символ – слон, что показывает мощь. Кроме этого, в США действуют и другие более мелкие партии, но на политической арене их голоса незаметны.