Типология политического конфликта.

- с точки зрения масштабов и уровней проявления различают внешнеполитические (межгосударственные ) и внутригосударственные конфликты.

- по степени публичности развития политических конфликтов различают открытые, выраженные в явных, внешне фиксируемых формах взаимодействия конфликтующих сторон, и закрытые политические конфликты, где доминируют теневые способы и приемы защиты субъектами своих интересов.

- по продолжительности действия политические конфликты подразделяют на кратковременные и долговременные.

- в зависимости от статусной принадлежности участников конфликта выделяют горизонтальные (между равными по рангу участниками) и вертикальные конфликты ( между выше- и нижестоящими субъектами).

- по степени и характеру нормативной регуляции выделяют институциализированные конфликты (порядок разрешения таких конфликтов четко прописан в нормативных актах) и неинституцианализированные конфликты (конфликты, не регулирующиеся законодательством).

Урегулирование конфликта – это предупреждение открытых форм проявления конфликтов, сопровождающихся насильственными действиями (войнами, массовыми беспорядками и т.п.). Политической наукой выработаны универсальные принципы технологии урегулирования конфликтов.

· публичная оценка истинных причин конфликтов, изучение внутренних и внешних факторов возникновения и развития конфликтов

· общественный и государственный контроль конфликтов, оперативное реагирование с целью предотвращения разрушительных социальных последствий.

· обязательное создание специальных (состоящих из экспертов, аналитиков, представителей власти, общественности) институтов по урегулированию конфликтов (они организовывают диалог, переговоры конфликтующих сторон, их консультирование).

· организация переговорного процесса участников конфликта, побуждение их к добровольному примерению.

Вопрос 28. Политический кризис: типы и виды. Политический кризис - это высшая точка социального напряжения, всеобщего недовольства и возмущения деятельностью политико-властных структур. Международный политический кризис проявляется в резком обострении противоречий между государствами. Политический кризис отражает резкое обострение социально-политических противоречий, расстройство прежних общественных отношений, недоверие масс правящей элите страны.

Правительственный кризис - отражает неспособность правительства управлять обществом;

парламентский кризис – связан с неспособностью представительных органов власти выполнять свои функции;

конституционныйкризис - отражает несовершенство конституционных норм государства;

общенациональный кризис - знаменует массовое недовольство властью и стремление общества к радикальным переменам. Как правило, он разрешается «сменой» властвующей элиты

внешнеполитический кризис - характеризуется обострением противоречий между государствами или какого-либо государства с мировым сообществом.

В зависимости от особенностей (характера) проявления принято выделять 5 основных форм политических кризисов:

Кризис легитимности отражает несоответствие политического режима ожиданиям и запросам общества, в результате резко снижается политическое влияние властных структур государства, растет недоверие к ним граждан.

Кризис участия характеризуется нарушениями принципов равенства политического участия общественных групп и углублением в связи с этим социальных и идеологических разногласий.

Кризис идентичности имеет своим следствием распад прежних идеалов и ценностей, составляющих сердцевину доминировавшей в обществе политической культуры.

Кризис распределения благ проявляется в массовом недовольстве граждан условиями и качеством жизни, ростом цен и низкой зарплатой, недоступностью материальных и духовных благ.

Кризис проникновения выражается в обострении противоречий между центральными и местными государственными органами, их стремлении к перераспределению полномочий и ресурсов власти в свою пользу

Вопрос 29.Термин «политическая культура» появился в ХVIII веке. Его впервые ввел в научный оборот немецкий философ Гердер. Теория политической культуры сформировалась в 50-60 гг. ХХ века.

Политическая культура – это система исторически сложившихся политических представлений, убеждений, ценностей, норм и методов политического поведения всех субъектов политического процесса.

Политическая культура является сложным образованием. В ее структуре выделяют следующие компоненты.:

1. познавательный компонент: доминирующие в обществе представления и знания о политической действительности.

2. эмоциональный – психологический компонент: чувства и эмоции, которые испытывает человек, участвуя в политической жизни общества

3. оценочный компонент: оценка политических явлений.

4. поведенческий компонент: мотивы и модели политического поведения.

СУБЪЕКТЫ И ФАКТОРЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Типология политического конфликта. - student2.ru

Политическая культура выполняет ряд функции, важнейшими из которых являются следующие:

Познавательная функция подразумевает усвоение гражданами необходимых общественно- политических знаний иформирование у нихкомпетентных политическихвзглядов.
Коммуникативнаяфункция способствует передачи из поколения в поколение политического опыта, традиций
Интегративная функция обеспечивает достижение согласия в обществе на основе общепринятыхполитических ценностей
Мобилизационная функция организует граждан на решение определенных политических исоциальных задач.
Нормативно-регулятивнаяфункция способствует регулированию политических отношений на основе политических решений государственных органов и сформировавшихся у граждан политических ориентаций и ценностей.
Социализирующая функция проявляется в обретении человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать свои гражданские права,политические функции и интересы.
ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Типология политической культуры.В современных обществах существуют различные типы политических культур. Классической является типология предложенная американскими политологами Г.Алмондом и С. Вербой. Они выделили 3 основных типа политической культуры:

1. Патриархальная политическая культура. Данную культуру характеризует политическая неразборчивость, отсутствие интереса к политике, неучастие в политической жизни. Такой тип культуры присущ начальным этапам формирования политической системы, но его проявления продолжают влиять и на вполне современные общества.

2. Подданническая политическая культура. Характеризуется сильной позитивной ориентацией граждан на политическую систему и слабой степенью личного участия. Отличается от патриархальной тем, что в ней присутствует интерес к политике, но отношение к политической системе в основном эмоциональное.

3. Активистская политическая культура. Отличается стремлением граждан играть существенную роль в политических делах, что предполагает и высокий интерес к политике и политическую активность индивида.

Вопрос 30. Международные отношения:

Международные отношения – совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова.

ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Политические (правовые, дипломатические, организационные и т.д.);– играют главенствующую роль и находят свое выражение в реальной политической деятельности элементов политической системы, прежде всего государства. Они гарантируют безопасность и создаютусловия для развития всех остальных отношений.  
Идеологические отношения – относительно самостоятельная часть политических отношений. Роль и значение идеологических отношений изменяется в зависимости от изменения роли идеологи в обществе. Но характернаобщая тенденция – к возрастанию роли идеологии, аследовательно, и идеологических отношений  

Экономические и научно-технические (финансовые, торговые, кооперативные). В современных условиях эти два вида международных отношений практически неотделимы. Состояние экономических отношений во многом определяется уровнем развития производства и производительных силгосударств, различными моделями экономики, наличием природных ресурсов и другими секторами.  
Международно-правовые отношения – предполагают регулирование взаимоотношений участников международного общения правовыми нормами и правилами.. Международно-правовые отношения носят универсальный характер и основываются на системеобщепризнанных принципов. Существуют и специфические нормы, которые регулируют специальныенаправления (дипломатическое право, морскоеторговое право, международный арбитраж, суд ит.д.).  
Военно-стратегические отношения- это отношения связанные с прямым или опосредованным созданием, наращиванием, перераспределением военной силы. Создание ядерного оружия радикально изменило характер, масштабы иинтенсивностьвоенно-политических отношений государств  
Культурные отношения связаны с процессами интернационализации общественной жизни, взаимопроникновением и обогащением культур, систем образования, бурнымразвитием средств массовой информации. В большинстве своем основное значение вих развитии имеютнеправительственные организации

Глобальные международные отношения – это отношения между системами государств, крупнейшими державами и отражающие мировой политический процесс в целом.

Региональные (субрегиональные) отношения – это отношения между государствами определенного политического региона во всех областях жизнедеятельности общества, имеющие более конкретные проявления и носящие многосторонний характер.

По горизонтали – групповые уровни:

Групповые (коалиционные, межкоалиционные) отношения. Они реализуются через взаимоотношения групп государств, международных организаций и т.д.

Двусторонние отношения. Это наиболее распространенная форма международных отношений между государствами и организациями.

Субъектами международных отношений являются, в первую очередь, государства.,различные межгосударственные и международные организации, двусторонние и многосторонние коалиции; экономические и военно-политические союзы (блоки), региональные организации. Субъектами международных отношений являются также партии, этнические, конфессиональные, демографические группы, туристические фирмы, СМИ, террористические группировки, отдельные личности.

В зависимости от характера отношений, складывающихся между участниками выделяют 6 типов международных систем.

1. Биполярная система характеризуется противостоянием двух сверхдержав или блоков государств.

2. Жесткая биполярная система представляет собой вариант обострения отношений между блоками.

3. Иерархическая система предполагает наличие одной сверхдержавы, остальные государства находятся в различной степени подчинения.

4. Универсальная система подразумевает передачу ряда международных политических полномочий универсальной международной организации.

5. Система «вето» предполагает наличие ряда государств, которые обладают одинаковым по силе оружием, не склонны вступать в союзы и являются сдерживающим фактором друг для друга.

6. Система баланса сил подразумевает, что основными участниками международных отношений являются только национальные государства с широкими военными и экономическими возможностями.

Вопрос 31.Первым употребил термин «геополитика» шведский профессор истории и политических наук Р.Челлен. Геополитика - это наука, которая изучает роль и воздействие природно- пространственных, географических факторов на политику любого государства

Формирование геополитики как самостоятельной науки (XIX- XX вв.)Появились научные школы, изучающие и по-разному трактующие геополитические проблемы. -англо-американская (А Мэхэн, Ф. Коломб, X. Маккиндер, Н. Спайкман, С. Коэн); X. МаккиндерКонцепция XМаккиндера— обоснование геополитических преимуществ «сухопутных» государств Евразийского простран­ства перед «морскими». Из нее следует вывод, что «морские» державы объективно заинтересованы в ослаблении могущества стран, контролирующих «Хартленд»; они не могут занять до­минирующее положение в мире, если не будут препятствовать выходу к морю и объединению евразийских государств, созда­вать противостоящие им блоки. -немецкая (Ф. Ратцель, К. Хаусхофер); Ф. Ратцель, обосновал тезис о естественной необходимости расширения жизненного пространства государства посредством территориальной экспансии. В этом Ф. Ратцельвидел гарантию мощи, суверенитета и безопасности государства, границы которого оказались «тесными» в силу «исторической несправедливости» и сдерживают его развитие. Геополитические идеи немецких ученых Ф. Ратцеля и К. Ха-усхоферапослужили теоретическим обоснованием и оправда­нием экспансионизма фашистской Германии. -российская( С. М. Соловьев, В. О. Ключев­ский, В. П. Семенов—Тян-Шанский, П. Н. Савицкий) – обоснование теорий евразийства. Евразийское учение базируется на постулате, согласно которое России предначертан особый исторический путь, и она занимает особое положение в геополитической структуре мира  
.

 

Теоретические основы геополитики.. Основным объектом геополитических исследований является географическая среда страны, которая характеризуется рельефом, размером и расположением территории в мировом геополитическом пространстве; типом и формой государственных границ; состоянием окружающей среды; наличием природных ресурсов.

государственная территория. Она представляет собой часть земного шара, над которой осуществляет суверенитет определенное государство. Государственная территория включает в свой состав сушу и водное пространство в рамках границ государства, а также воздушное пространство над сушей и водами и лежащие под ним недра.

«граница». С юридической точки зрения граница — это линия, фиксирующая пределы государственной территории. В политологическом плане под границей понимают рамки, ограничивающие пространство, на которое распространяется национальный суверенитет. Как показывает исторический опыт, распад государств часто начинался с размыва их границ, возникновения конфликтов в приграничных областях и ослабления их связей с центром.

Границы подразделяются на естественные и искусственные. Под естественными границами понимают созданные природой рубежи и преграды, которые используются для отделения территории одни государства от другого. Искусственные границы обустраиваются людьми с помощью специальных инженерных сооружений.

Важную роль в формировании геополитического пространства играют так называемые геостратегические линии. Под ними понимают оси, вокруг которых идет процесс геополитического структурирования и организации пространства в определенном регионе. В качестве таких линий обычно выступают: сухопутные и морские коммуникации (железные и шоссейные дороги, морские и океанские пути движения судов и т.п.); направления распространения культур, религий, идеологий, линии сотрудничества или соперничества между государствами.

Понятие «геополитическая стабильность» означает устойчивость и упорядоченность всех геополитических субъектов, их структур, функций, отношений между ними. Геополитическая стабильность обеспечивается как внутренним развитием каждого субъекта геополитики, так и характером его внешних взаимодействий.

Существуют определенные закономерности геополитического развития.

· Контроль над пространством теряют те геополитические субъекты, которые не обладают необходимыми возможностями для завоевания и удержания территории.

· Потеря контроля над пространством одним геополитическим субъектом всегда означает его приобретение другим.

· Стабильность, устойчивость и безопасность геополитического субъекта достигается некоторым оптимумом подконтрольного пространства, т.к. чем шире пространство, тем труднее оно поддается управлению со стороны субъекта.

· Геополитические позиции государств во многом зависят от степени развития их экономического и военного потенциала, обладания ядерным оружием.

· Количество населения, национальные черты и особенности народов обязательно рассматриваются в качестве важных геополитических факторов.

Вопрос 32.Внешняя политика – деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности.

Сущность внешней политики определяется целями, которые она ставит перед собой, и средствами их достижения.

Можно выделить следующую группу целей внешнеполитической деятельности современных государств.

1. Обеспечение национальной безопасности государства.

Укрепление национальной безопасности – одна из важнейших задач государства. В периоды наибольшей угрозы национальной безопасности государства обычно подчиняют все другие цели обеспечению своей безопасности с тем, чтобы создать эффективные гарантии от любой внешней угрозы

2. Обеспечение роста экономического и политического потенциала государства. Государство через свою внешнюю политику может способствовать эффективному экономическому развитию страны, повышению уровня жизни населения. Государство способно приумножить свое национальное достояние через участие в различных экономических и политических группировках.

3. Создание позитивного международного имиджа, престижа и прочных международных позиций среди государств мирового сообщества.

Внешняя политика выполняет определенные функции

ФУНКЦИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ.
СРЕДСТВА ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ.
Политические средства внешней политики используются в дипломатических отношениях. Дипломатия осуществляется в форме переговоров, переписки, повседневного представительства государства заграницей, участия в международных организациях.  
Охранительная функциясвязана с охраной прав и интересов данной страны и ее граждан за границей. Эффективная реализация данной функции зависит от способности государства опредилитьптенциальные источникиугрозы. Институтами, способствующими реализации охранительной функции,являются посольства, консульства, представительства.Специфические задачи охранительного порядкареализуют также разведка иконтрразведка.    
Информационно-представительская функция находит свое выражение в деятельности соответствующих органов по созданию положительного имиджа государства в мировом сообществе. Заключается в изучении внешнеполитическихпроцессов, накоплении и обработке достоверной информации о состоянии международной обстановке, ее анализе идоведении до сведения своегоправительства.  
Организаторская функция состоит в инициативных действиях направленных на поиск выгодных торговых, научно-технических и других контактов, а также на создание благоприятных условий для деятельности государства за рубежом.

Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны как для решения внутренних проблем, так и для воздействия на политику иных государств. Государство, обладающее сильной экономикой, имеет и прочные международные позиции. Важными средствами внешней политики являются также сырьевая база государства, внешняя торговля, лицензионная политика. Вмеждународной практике широко используются такие средства внешней политики, как эмбарго или режим наибольшего благоприятствованияв торговле.  
Военными средствами внешней политики принято считать военную мощь государства, т.е. численность армии, виды вооружений, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства часто используются в целях оказания косвенного давления на иные страны. Формами давления могут быть учения, парады,маневры, испытания новых видов оружия.
Информационно-пропагандистские средства (или идеологические). В международных системах пропагандистские средства проявляются скрытно и неравномерно в зависимости от международной обстановки.  

Наши рекомендации