Развитие политического конфликта

Конфликт не возникает внезапно. Он проявляет себя по­сле скрытого от широкой общественности периода постепен­ного обострения противоречий, его порождающих. Происхо­дит осознание субъектами политики этих противоречий и своих интересов в сложившейся ситуации, а также препят­ствий на пути к их удовлетворению. На этой стадии стрем­ление различных групп улучшить свой статус, добиться преимуществ в каких-либо сферах жизни вызывает напря­женность в обществе. Несовместимость интересов различных политических сил усиливает возникшую напряженность и приводит к открытому противостоянию, порождает кон­фликтную ситуацию.

В период развития конфликтной ситуации выдвигаются требования, отражающие интересы тех сил, которые хотели

развитие политического конфликта - student2.ru развитие политического конфликта - student2.ru бы изменить свое положение в обществе. Эти силы, исполь­зуя средства массовой информации, стремятся воздейство­вать на общественное мнение, склонить его на свою сто­рону. Предпринимаются действия, направленные на привле­чение в свои ряды новых сторонников. На этой стадии раз­вития конфликта проявляются его основные черты.

Во-первых, обозначен объект конфликта, то, из-за чего возникло противостояние. Это могут быть территории, гра­ницы, дискриминация этноса, расы, социальной группы, ус­ловия развития национальной культуры. Борьба может раз­вернуться вокруг вопроса о путях развития страны или методов, используемых в политике. Эти и другие вопросы находят отражение в требованиях, программах, заявлениях, с которыми выступают конфликтующие стороны.

Во-вторых, выявляется состав участников конфликта. Каждая из политических сил определяет свои позиции по обе стороны от «линии» конфликта. Определяется, на под­держку каких социальных групп они опираются. Выясняет­ся, какое положение в конфликте занимают политические деятели, партии, государство и какова степень вовлеченнос­ти в конфликт масс.

В-третьих, становится все заметнее растущая напряжен­ность в отношениях между участниками конфликта. Разда­ются угрозы, выражается намерение нанести ущерб против­никам. Постепенно угрозы становятся все более жесткими, принимают форму ультиматумов, т. е. требований, невыпол­нение которых влечет за собой применение санкций (напри­мер, в международном конфликте это могут быть экономи­ческие, политические или военные санкции). Стороны конфликта прибегают к демонстрации силы.

Происходит эскалация (от англ. escalation — восхождение с помощью лестницы) конфликта, его постепенное усиление. Возрастают масштабы политической конфронтации. По ме­ре развития конфликт, подобно воронке, втягивает в себя новые проблемы и вовлекает новых участников. К против­никам относятся уже как к врагам, над которыми нужно одержать победу. Ожесточаются формы политического пове­дения. Применяется насилие, происходит нанесение прямо­го физического ущерба.

В тех случаях, когда одной из сторон является государ­ственная власть, борьба ее противников грозит принять наи­более опасные формы. Это может быть бунт, т. е. идущая от низов, стихийно возникшая попытка разрешения кон­фликта между управляющими и управляемыми. Бунт часто выливается в беспорядки, захваты людей и учреждений, убийства, избиения, поджоги. Эта форма политического по­ведения имеет разрушительный характер, высокий уровень интенсивности, активности участников и является одним из

развитие политического конфликта - student2.ru развитие политического конфликта - student2.ru самых опасных вариантов развития конфликта. Его харак­терная черта — слепые, бессознательные действия, принося­щие беды и страдания значительной части населения.

В отличие от бунта, мятеж является вооруженным и ор­ганизованным выступлением. Он возникает как результат целенаправленной подготовки. Организаторами мятежа яв­ляются либо офицеры, либо нелегальные организации, веду­щие за собой вооруженные формирования.

Восстание носит черты мятежа и бунта, характеризуется некоторым уровнем организованности и, будучи массовым выступлением, может стать формой политической револю­ции, т. е. насильственного ниспровержения старой власти и установления новой.

Использование методов вооруженной борьбы обеими сто­ронами иногда приводит к гражданской войне в стране. Ха­рактерными чертами гражданской войны являются непри­миримость борющихся сторон, а также вовлечение в военные действия, помимо регулярных войск, больших групп гражданского населения. Последствия гражданских войн губительны для общества.

Международный конфликт не раз перерастал в войны между государствами.

Бунты, мятежи, восстания, войны (примеры которых из курса истории вы можете привести самостоятельно) наибо­лее острая фаза конфликта, попытка разрешить его силой. Это результат развития неурегулированных конфликтов.

УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ

Не все конфликты, к счастью, развиваются до наиболее острых форм противоборства, имеющих трагические, разру­шительные последствия. Бывает, что конфликт затухает или теряет свою остроту, будучи отодвинут на задний план дру­гими, более значительными и острыми конфликтами. Но по­лагаться на естественный ход событий опасно. Современное общество выработало методы предупреждения, регулирова­ния, разрешения конфликтов.

\ «Только время улаживает конфликты, но ему необхо-

ДИМО ПОМОЧЬ».

I У. Зартман, американский ученый

На этапе возникновения конфликта власти не должны игнорировать обостряющиеся противоречия. Следует глубо­ко изучать причины напряженности, своевременно прини­мать меры для ее ослабления, искать способы снятия или смягчения противоречий, чреватых разрастанием конфлик­та. Эти меры направлены на предупреждение перехода про­тиворечий в открытую фазу противоборства и дальнейшего нарастания политической напряженности.

развитие политического конфликта - student2.ru развитие политического конфликта - student2.ru развитие политического конфликта - student2.ru развитие политического конфликта - student2.ru Конфликт может закончиться сам собой, без участия тре­тьей стороны, если объект конфликта потерял былое значе­ние; если обнаружилось явное превосходство одной из сто­рон, с чем вынуждена считаться ослабленная сторона; если одна из борющихся сторон уничтожена. Стремясь предот­вратить массовое гражданское неповиновение или подавить восстание, государство использует полицию и армию, осуще­ствляя тем самым принуждение в отношении противостоя­щих сил.

Бывают и неразрешимые конфликты, ведущие в тупик. Тупиковая ситуация может возникнуть в условиях, когда каждый участник блокирует действия другого, но изменить его позицию не в состоянии. В этом случае конфликт затя­гивается на долгое время в тлеющем состоянии, угрожая но­выми вспышками.

В условиях начавшегося конфликта выработать меры его урегулирования намного сложнее. Теперь важно не только учитывать причины конфликта, реальные силы борющихся сторон, но также изучать тактику сторон, их намерения, го­товность или нежелание остаться в рамках установленных норм взаимоотношений.

В процессе регулирования конфликта между борющими­ся сторонами организуются переговоры, результатом кото­рых может быть компромисс — разумный способ разреше­ния конфликтов, основанный на соглашении участвующих сторон. Для компромисса важно осознание пределов усту­пок, на которые может пойти каждая из сторон, их готов­ность в какой-то степени отступить от первоначальных тре­бований.

Переговоры — это совместное обсуждение конфликтую­щими сторонами спорных вопросов с целью достижения со­гласия.

«Если речь идет о мире, нужно говорить даже с самим |
дьяволом». ;

Э. Эррио, французский государственный деятель }

Переговоры являются своеобразным продолжением кон­фликта и одновременно средством его преодоления. В тех случаях, когда участники конфликта пытаются вести пере­говоры с позиции силы, они демонстрируют свое превосход­ство над противником, чтобы добиться односторонней побе­ды. Такой стиль переговоров может не ослабить конфликт, а, напротив, обострить его. В лучшем случае достигается ча­стичное разрешение.

Когда стороны идут на переговоры с намерением вести честную дискуссию, с готовностью к уступкам и удовлетво­рению части требований сторон, возможно урегулирование конфликта.

развитие политического конфликта - student2.ru развитие политического конфликта - student2.ru Большую роль в примирении сторон может сыграть посредничество. Посредник — это третий независимый уча­стник переговоров. Он должен быть признан обеими конфликтующими сторонами как нейтральная фигура, не заинтересованная в выигрыше одной из них, способная со­хранить объективность в решении спора. Посредник должен помочь противникам понять друг друга, добиться соблюде­ния правил ведения переговоров, искать решение, которое бы удовлетворило обе противостоящие стороны.

В зависимости от полноты разрешения противоречия уча­стниками конфликта возможны три типа соглашения меж­ду ними.

Первый тип — соглашение о перемирии — означает пре­кращение на определенное время вооруженных столкнове­ний (если конфликт достиг вооруженной стадии). Переми­рие позволяет остановить насилие и предоставить время для переговоров, для обсуждения вариантов урегулирования конфликта мирным путем.

Результатом переговоров может быть урегулирование конфликта — соглашение (второй тип), при котором проис­ходит увязка интересов сторон и снижение остроты проти­воречий (но не их снятие).

Третий тип — соглашение, основанное на разрешении противоречий между конфликтующими сторонами, т. е. ликвидация конфликта. Разрешение конфликта означает либо устранение его причин, исчерпание самого предмета спора, либо такое изменение обстоятельств, которое породи­ло бы бесконфликтные отношения сторон, исключило веро­ятность возобновления разногласий.

В международных конфликтах наряду с соглашением сторон может иметь место и принуждение под угрозой при­менения санкций со стороны международных организаций. Наряду с посредничеством используется арбитраж. В отли­чие от посредников, арбитры принимают решения, имеющие для участников конфликта юридическую силу. ШШ Основные понятия:политический конфликт. И Термины:переговоры, компромисс, арбитраж.

Проверьте себя

1) Какова природа политических конфликтов? В чем заключаются их причины? Какое значение имеют конфлик­ты в политической жизни общества? 2) Как развивается конфликт? Чем характеризуются этапы эскалации полити­ческого конфликта? 3) Охарактеризуйте наиболее острые формы политического конфликта. 4) Каковы пути предот­вращения, урегулирования и разрешения конфликтов? 5) В чем заключается роль переговоров? роль посредничества? роль арбитража?

развитие политического конфликта - student2.ru развитие политического конфликта - student2.ru Подумайте, обсудите, сделайте

1. Русский философ Н. Ф. Федоров (1828—1903) писал:
«В том и состоит унижение, что не закон человечности

человек распространяет на животных, а себе усвояет живот­ный закон борьбы». Имеет ли это высказывание связь с про­блемой конфликтов? В чем эта связь состоит? Каково ваше отношение к этому высказыванию?

2. Приведите примеры межличностного конфликта, кон­
фликта социальных групп, конфликта политических орга­
низаций. Сравните их. Укажите общие черты и отличия.

3. Какой политический конфликт описан в вашем учеб­
нике истории наиболее обстоятельно? Обратите внимание на
такие внутриполитические события в России, как револю­
ции 1905—1907 гг. и 1917 г., Гражданская война, полити­
ческие события августа 1991 г. и октября 1993 г.; на меж­
дународные события: Первую и Вторую мировые войны,
Карибский кризис 1962 г. или другие по вашему выбору.
Проанализируйте выбранное вами событие с точки зрения
теории политического конфликта, представленной в данном
параграфе: выявите его причины, состав участников, разви­
тие, способ разрешения, влияние на политическую жизнь
общества. Если потребуется, обратитесь к дополнительным
источникам.

4. Германский государственный деятель Людвиг Эрхард
сказал: «Компромисс — это искусство разделить пирог так,
чтобы каждый был уверен, что лучший кусок достался
ему». Можно ли это суждение отнести к компромиссу в по­
литическом конфликте? Аргументируйте свой ответ. Пояс­
ните его на примере.

Поработайте с источником

Познакомьтесь с рассуждениями немецкого философа и социолога (XX в.) Р. Дарендорфа о регулировании конфликтов.

[...] Переговоры, т. е. создание органа, в котором кон­фликтующие стороны регулярно встречаются с целью веде­ния переговоров по всем острым темам, связанным с кон­фликтом, и принятия решения установленными способами, соответствующими обстоятельствам (большинством, квали­фицированным большинством, большинством с правом вето, единогласно). Однако редко бывает достаточно только этой возможности: переговоры могут остаться безрезультатными. В такой ситуации рекомендуется привлечение третьей сто­роны, т. е. не участвующих в конфликте лиц или инстан­ций. 2. Наиболее мягкой формой участия третьей стороны является посредничество, т. е. соглашение сторон от случая к случаю выслушивать посредника и рассматривать его предложения. Несмотря на кажущуюся необязательность

развитие политического конфликта - student2.ru развитие политического конфликта - student2.ru этого образа действий, посредничество (например, Генераль­ного секретаря ООН, федерального канцлера и т. д.) часто оказывается в высшей степени эффективным инструментом регулирования. 3. Тем не менее часто необходимо сделать следующий шаг к арбитражу, т. е. к тому, что либо обра­щение к третьей стороне, либо в случае такого обращения исполнение ее решения является обязательным. Эта ситуа­ция характеризует положение правовых институтов в неко­торых (в частности, международных) конфликтах. 4. В слу­чае если для участников обязательно как обращение к третьей стороне, так и принятие ее решения, обязательный арбитраж находится на границе между регулированием и подавлением конфликта.

Этот метод может иногда быть необходим (для сохране­ния формы государственного правления, возможно, также для обеспечения мира в международной области), но при его использовании регулирование конфликтов как контроль их форм остается сомнительным.

Нужно подчеркнуть еще раз, что конфликты не исчеза­ют путем их регулирования. Там, где существует общество, существуют также конфликты. Однако формы регулирова­ния воздействуют на насильственность конфликтов. Регули­руемый конфликт является в известной степени смягчен­ным: хотя он продолжается и может быть чрезвычайно интенсивным, он протекает в формах, совместимых с непре­рывно изменяющейся социальной структурой. Возможно, конфликт является отцом всех вещей, т. е. движущей си­лой изменений, но конфликт не должен быть войной и не должен быть гражданской войной. Пожалуй, в рациональ­ном обуздании социальных конфликтов заключается одна из центральных задач политики.

Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социс. — 1994. — № 5. — С. 146—147.

1111 Вопросы и задания к источнику. 1) Какую из двух позиций в оценке общественного конфликта разделяет автор? Подтвердите свое мнение словами из документа. 2) Какова роль посредничества в урегулировании конфликта? Почему автор называет его мягкой формой участия третьей стороны? В чем состоит отличие арбитра­жа от посредничества? 3) Почему обязательный арбитраж рассмат­ривается как форма, находящаяся на границе между регулирова­нием и подавлением конфликта? 4) Как вы думаете, что дает автору основание утверждать, что конфликты не исчезают путем их регулирования? Согласны ли вы с этим утверждением? На чем основана ваша точка зрения?

развитие политического конфликта - student2.ru развитие политического конфликта - student2.ru развитие политического конфликта - student2.ru § 27. Политический процесс

Вспомните:

политическая власть: что делает ее привлекательной? Что означает слово «процесс»? Имеется ли связь между политической деятельностью и повседневной жизнью граждан государства?

развитие политического конфликта - student2.ru В предыдущих параграфах мы подробно рассмотрели ха­рактеристики и основные особенности различных политиче­ских систем и политических режимов. Вместе с тем пони­мание мира политики, понимание того, как именно осуществляется власть в той или иной стране, невозможно без учета особенностей и параметров политического про­цесса.

В политической науке существуют разные интерпретации понятия «политический процесс». Некоторые российские и зарубежные исследователи фактически отождествляют поли­тический процесс и политику в целом. Политика в этом смысле представляется процессом взаимодействия субъектов в борьбе за власть и влияние. Нередко под политическим процессом понимается прежде всего деятельность субъектов политики, направленная на реализацию своих целей и интересов, на завоевание власти. Сторонники системного подхода и школы структурно-функционального анализа интерпретировали политический процесс как форму функ­ционирования политических систем и составляющих эти системы элементов. Попробуем разобраться в том, чем же является и что включает в себя понятие «политический про­цесс».

Наши рекомендации