Становление многопартийности в РФ. Особенности патрогенеза в России. Нормативно-правовая база деятельности российских политических партий

С 1990г в СССР был принят закон об общественных движениях – начало формирования многопартийной системы. Это 2 попытка после 1905г, когда на основе законов 1906г было разрешено право на объединение. В России до 1917г было около 50 партий.

В советский период сложилась однопарт система, в которой руководящая роль отводилась КПСС и она была зафиксирована в Конституции СССР 1977г.

СССР в эпоху перестройки процесс образования полит партий происходил на основе «де-факто» (т.е. до принятия закона): В 1988г – Демократический Союз (Новодворская). Выступала за смену эконом-полит системы + создание демократических институтов. В 1989 – 1990 гг - ЛДПР, «Демократическая партия России» (Травкин), «Христианская демократич. партия» (Огородников), «Конституционно-демократическая партия» и др.

Возникновение партий шло по 2-м направлениям:

1) Появление лагерей инакомыслия внутри КПСС: а) реформаторы умеренные во главе с Горбачевым. Они выступали за сохранение социализма, но его реформирование в направлении западной социал-демократии.

б)Ортодоксальные коммунисты (пуристы – выступали за чистоту марксизма - коммунизма - сталинизма). ВКП(б).

в)Радикалы, которые выступали за западную систему ценностей;

г)«Болото»

2)Возникают политические объединения оппозиционных КПСС.

Бурный рост полит партий начался, когда была отменена 6ст. в Конституции СССР и принят закон об общественных объединениях. В 1997г министерство юстиции зарегистрировало примерно 3000 общественных объединений.

Особенности российского партогенеза:

1. Нарушена логика образования политических партий. На Западе партии являются результатом формирования групповых интересов для выражения и представительства которых нужны были партии. В России появл лидеры, которые затем пытались обеспечить себе социальную базу.

2. Клиентарный характер рос партий, которые прелставляли себя немногочислен объединения форм вокруг конкретноголидера, которых в структурах власти проводил из интересы, т.е. они являлись его клиентами.

3. Большинство населения было настроено к партии либо враждебно, либо нейтрально. На западе более 50% населения явл партийноориентированными. В России 54% избирателей не имели четкой парт ориентации, такую имели только 10%.

Причины: 1) постоянный тоталитарный синдром, т.е. реакция на монопольную правящую партию в сов. период.

2) Партии не выпол свои основные функции – агригирование интересов, политическая социализация; представительство интересов, поскульку активизировали свою деятельность в период избирательной компании.

3) Полит партии никакого влияния на власть, которая практически единолично принимает решения, а формирование правительства никак не связано с принятием решения.

4)

4)Рос партии называются «диванными», «карликовыми», поскульку они были маленькими.

5) Не склонность полит партий в объединение полит блоков и общественных объединений. Этот процесс пошел с лета 1992г. – движение «Демократическая партия России» вклячала более 30 групп и объединений.

С приходом к власти Путина партийная система приобрела опред контуры, благодаря принятому в 2001г закону о «полит партиях» с поправками 2004, 2008 и 2009 гг.

Изменения в партийной системе:

· Резко сократилось кол-во партий, примерно со 140 (1999г) до 7 (2009-2010): ЛДПР, КПРФ, ЕР, Правое дело(СПС), ЯБЛОКО, СР, Патриоты РОссии.

· Сократилось кол-во полит объединений и партий, которые участвовали в выборах.(2005-35, 2006 -17, 2007- 15, 2009 -10, 2010 -5).

В 1993г. зарегистрировано 26 юридич законом + 20 де-факто. С 1993 – 1995гг 75 партий. В 1999г ок 140 партий.

Причины сокращения полит партий:

1. Требования к партиям для регистрации в Министерстве юстиции. Кол-во членов партий: 2001 -10тыс, 2004-50тыс,2008-40-45тыс. Представительство в субъектах РФ: не менее, чем в половине субъектов. Численность региональных отделений: 2001-не менее 100, 2004-не менее 500.

2. Партии были объявлены общественными объединениями, которые имеют право на выдвижение депутатов на кандидаты и другие выборные должности.

Полит партия, не принявшая участие в выборах в течении 5 лет подряд принадлежала ликвидации. Каждая партия должна отчитываться ежегодно о своей финансовой деятельности в СМИ. Для многих партий одним из основных источников является федеральный бюджет. В 2004г партия, которая набрала не менее 3% голосов избирателей или не менее 12 депутатов-одномандатников, гос-во финансировало 50 коп за 1 голос. В 2006г – 5руб за 1 голос.

Партии Результат на думск выборах 2008г (%) V финансирования в 2006г(тыс)
ЕР 37,57 113,881
КПРФ 12,61 38,239
ЛДПР 11,45 34,751
Яблоко 4,30 13,050
СПС 3,97 12,042

При Медведеве:1) Численность партий сократилась до 45тыс.

2) Отменен избир закон и партии обязаны собирать подписи в свою поддержку: с 200 до 150 тыс, а в послед избир компании до 120тыс.

3) Сократилось кол-во подписей, которые можно собрать в одном регионе более 10тыс, а на послед выборах не более 5тыс.

4)От сбора подписей освобожд партии, в списках которых дапущены к распределению канд мандатов в закон органов, не менее, чем в 1/3 субъектов РФ.

5) Закон «о выборах депутатов ГД» также регулир деятельность полит партий: пропорциональная система.

ВЫВОД: в РФ сложилась многопартийная система с доминирующей партией→ от крайнего плюрализма с доминир партией в лице ЕР.

Наши рекомендации