Становление многопартийности в РФ. Особенности патрогенеза в России. Нормативно-правовая база деятельности российских политических партий
С 1990г в СССР был принят закон об общественных движениях – начало формирования многопартийной системы. Это 2 попытка после 1905г, когда на основе законов 1906г было разрешено право на объединение. В России до 1917г было около 50 партий.
В советский период сложилась однопарт система, в которой руководящая роль отводилась КПСС и она была зафиксирована в Конституции СССР 1977г.
СССР в эпоху перестройки процесс образования полит партий происходил на основе «де-факто» (т.е. до принятия закона): В 1988г – Демократический Союз (Новодворская). Выступала за смену эконом-полит системы + создание демократических институтов. В 1989 – 1990 гг - ЛДПР, «Демократическая партия России» (Травкин), «Христианская демократич. партия» (Огородников), «Конституционно-демократическая партия» и др.
Возникновение партий шло по 2-м направлениям:
1) Появление лагерей инакомыслия внутри КПСС: а) реформаторы умеренные во главе с Горбачевым. Они выступали за сохранение социализма, но его реформирование в направлении западной социал-демократии.
б)Ортодоксальные коммунисты (пуристы – выступали за чистоту марксизма - коммунизма - сталинизма). ВКП(б).
в)Радикалы, которые выступали за западную систему ценностей;
г)«Болото»
2)Возникают политические объединения оппозиционных КПСС.
Бурный рост полит партий начался, когда была отменена 6ст. в Конституции СССР и принят закон об общественных объединениях. В 1997г министерство юстиции зарегистрировало примерно 3000 общественных объединений.
Особенности российского партогенеза:
1. Нарушена логика образования политических партий. На Западе партии являются результатом формирования групповых интересов для выражения и представительства которых нужны были партии. В России появл лидеры, которые затем пытались обеспечить себе социальную базу.
2. Клиентарный характер рос партий, которые прелставляли себя немногочислен объединения форм вокруг конкретноголидера, которых в структурах власти проводил из интересы, т.е. они являлись его клиентами.
3. Большинство населения было настроено к партии либо враждебно, либо нейтрально. На западе более 50% населения явл партийноориентированными. В России 54% избирателей не имели четкой парт ориентации, такую имели только 10%.
Причины: 1) постоянный тоталитарный синдром, т.е. реакция на монопольную правящую партию в сов. период.
2) Партии не выпол свои основные функции – агригирование интересов, политическая социализация; представительство интересов, поскульку активизировали свою деятельность в период избирательной компании.
3) Полит партии никакого влияния на власть, которая практически единолично принимает решения, а формирование правительства никак не связано с принятием решения.
4)
4)Рос партии называются «диванными», «карликовыми», поскульку они были маленькими.
5) Не склонность полит партий в объединение полит блоков и общественных объединений. Этот процесс пошел с лета 1992г. – движение «Демократическая партия России» вклячала более 30 групп и объединений.
С приходом к власти Путина партийная система приобрела опред контуры, благодаря принятому в 2001г закону о «полит партиях» с поправками 2004, 2008 и 2009 гг.
Изменения в партийной системе:
· Резко сократилось кол-во партий, примерно со 140 (1999г) до 7 (2009-2010): ЛДПР, КПРФ, ЕР, Правое дело(СПС), ЯБЛОКО, СР, Патриоты РОссии.
· Сократилось кол-во полит объединений и партий, которые участвовали в выборах.(2005-35, 2006 -17, 2007- 15, 2009 -10, 2010 -5).
В 1993г. зарегистрировано 26 юридич законом + 20 де-факто. С 1993 – 1995гг 75 партий. В 1999г ок 140 партий.
Причины сокращения полит партий:
1. Требования к партиям для регистрации в Министерстве юстиции. Кол-во членов партий: 2001 -10тыс, 2004-50тыс,2008-40-45тыс. Представительство в субъектах РФ: не менее, чем в половине субъектов. Численность региональных отделений: 2001-не менее 100, 2004-не менее 500.
2. Партии были объявлены общественными объединениями, которые имеют право на выдвижение депутатов на кандидаты и другие выборные должности.
Полит партия, не принявшая участие в выборах в течении 5 лет подряд принадлежала ликвидации. Каждая партия должна отчитываться ежегодно о своей финансовой деятельности в СМИ. Для многих партий одним из основных источников является федеральный бюджет. В 2004г партия, которая набрала не менее 3% голосов избирателей или не менее 12 депутатов-одномандатников, гос-во финансировало 50 коп за 1 голос. В 2006г – 5руб за 1 голос.
№ | Партии | Результат на думск выборах 2008г (%) | V финансирования в 2006г(тыс) |
ЕР | 37,57 | 113,881 | |
КПРФ | 12,61 | 38,239 | |
ЛДПР | 11,45 | 34,751 | |
Яблоко | 4,30 | 13,050 | |
СПС | 3,97 | 12,042 |
При Медведеве:1) Численность партий сократилась до 45тыс.
2) Отменен избир закон и партии обязаны собирать подписи в свою поддержку: с 200 до 150 тыс, а в послед избир компании до 120тыс.
3) Сократилось кол-во подписей, которые можно собрать в одном регионе более 10тыс, а на послед выборах не более 5тыс.
4)От сбора подписей освобожд партии, в списках которых дапущены к распределению канд мандатов в закон органов, не менее, чем в 1/3 субъектов РФ.
5) Закон «о выборах депутатов ГД» также регулир деятельность полит партий: пропорциональная система.
ВЫВОД: в РФ сложилась многопартийная система с доминирующей партией→ от крайнего плюрализма с доминир партией в лице ЕР.