Условия общественно-политического контроля за деятельностью органов исполнительной власти
К общественно-политическим видам контроля относят такие, как
Ø контроль со стороны института по правам человека (служба омбудсмена)1;
Ø контроль «мозговых трестов» (разнообразных институтов общественно-политической экспертизы, консультирования, советничества);
Ø медиаконтроль со стороны средств массовой информации;
Ø партийный контроль (контроль, прежде всего, со стороны политической оппозиции) и т. д.
Важнейшие условия общественно-политического контроля над органами исполнительной власти:
Ø норма юридической ответственности исполнительной власти за принимаемые решения;
Ø обязательное публичное оглашение решений, принятых исполнительной властью;
Ø публичное обоснование принятия тех или иных решений исполнительной властью с тем, чтобы граждане имели основания выносить свое суждение о степени их обоснованности;
Ø возможность доступа граждан к документам исполнительной власти и реальное обеспечение этой нормы;
Ø наличие практики прямого обжалования действий органов исполнительной власти;
Ø существование протосудебных (альтернативных судебным) процедур примирения сторон, участвующих в конфликте граждан и чиновников органов исполнительной власти.
Механизм общественно-политического контроля предполагает наличие определенных принципов, без которых он не может состояться. К ним относятся: законность, гласность, объективность, своевременность, всесторонность, полнота, действенность, систематичность, демократичность, альтернативность. Несоблюдение этих принципов ведет к искажению процедуры надзора и контроля общества за деятельностью государства.
Важнейшими принципами общественно-политического контроля являются гласность, открытость, прозрачность деятельности администрации, без чего контроль может превратиться в фикцию. Он согласуется с публичностью принимаемых исполнительной властью решений, т. е. опубликованием соответствующих документов, уведомлением, объявлением через средства массовой информации. Обязательным в демократическом государстве является обоснование органами исполнительной власти своих решений. Для них эта акция является фактором самоконтроля, ибо, формулируя мотивы своих действий, администрации вынуждены еще раз продумать и уточнить свою позицию. Создание механизма доступа граждан к документам, неотвратимость наказания за безответственные, корыстные решения исполнительной власти также становятся естественными нормами в работе исполнительной власти в условиях демократии.
В мировой практике есть многочисленные примеры воплощения этих условий и принципов в жизнь. Так, в 1966 г. конгрессом США был принят закон о свободе информации, который известен как «закон о праве знать». Согласно ему, каждый американский гражданин получил право знакомиться с архивами любого государственного учреждения. Свобода доступа к информации достигается путем публикации документов в бюллетене «Federal Register», а также предоставлением гражданам права знакомиться с документами и копировать их. С этой целью в большинстве правительственных учреждений созданы читальные комнаты. Известны случаи, когда отсутствие опубликованных документов в ряде судебных разбирательств привело к признанию решений недействительными. Учреждение обязано не только предоставлять общественности свои документы, но и создавать условия для их быстрого поиска, регулярно издавая указатели. Гражданам не нужно объяснять причины своего запроса на получение информации. Установлены жесткие сроки ответов на такие запросы граждан. Отказ учреждения предоставить информацию может быть обжалован в окружном суде. Закон поставил под контроль судебной власти засекречивание документов правительством.
Однако у закона есть и определенные ограничения. Он распространяется на документы всех уровней власти, кроме документов президента США и его непосредственных советников, конгресса США и его комитетов, а также находящихся под его непосредственным контролем учреждений (Библиотека конгресса и органы федеральной судебной системы). Закон также не распространяет свое действие на органы исполнительной власти штатов, местного самоуправления, открытость которых регулируется законами штатов, хотя местные отделения федеральной власти (например, налогового управления) обязаны ему подчиняться.
Подобный американскому закон «О мерах по улучшению отношений между администрацией и населением» появился во Франции в 1978 г. Согласно ему доступ граждан к административным документам является одной их гражданских свобод: он вытекает из права любого лица на информацию. Список документов, на которые распространяется это положение, весьма обширен. В него входят досье с подборками документов, доклады и исследования, отчеты и протоколы, статистические данные, директивы, инструкции, циркуляры, министерские докладные записки и ответы на них, а также заключения, прогнозы и решения в письменной или аудиовизуальной форме, в виде компьютерных данных, за исключением «именных» документов личного характера. В соответствии с законом была учреждена «Комиссия до доступу к административным документам», которая следит за соблюдением этого законного права.
Примерно такая же норма действует и в ФРГ. Согласно закону об административной процедуре от 1976 г., неоднократно дополнявшемуся, принятый в установленной форме акт для вступления в силу должен быть опубликован и вне учреждения, его издавшего. Предусматривается и «гарантийный» срок, в течение которого с актом могут ознакомиться те, кому он адресован. Этот срок исчисляется с момента опубликования акта до вступления его в силу. Все акты правительства федерации должны публиковаться в правительственном вестнике или собрании законов федерации. Правительственные распоряжения могут вступать в силу только спустя 14 дней после их опубликования. Более того, для вступления в силу актов, изданных федеральными органами, необходима не только их публикация, но и доставка на территорию их действия, чтобы граждане могли ознакомиться с ними и выразить свое отношение.
Важным условием для общественно-политического контроля за исполнительной властью стало провозглашение нормы административной ответственности. Непросто приживалось это правило в государствах старой демократии. Например, во Франциипредставление о том, что государство должно отвечать перед жертвами своих незаконных действий, начало формироваться еще в эпоху Великой французской революции. Тогда Учредительное собрание, борясь с произволом абсолютной монархии, утвердило общий принцип административной ответственности в законе от 13 —19 декабря 1790 г., где указано: «Полагать, что целью любой политической группы является обеспечение прав граждан, и что справедливое вознаграждение положено тому, чей частный интерес был ущемлен ради общего блага».
Однако во время наполеоновской империи ответственность администрации была закреплена лишь в определенных сферах, в частности, речь шла о возмещении ущерба, связанного с общественными работами и общественными беспорядками. В дальнейшем законодательство расширило области применения этих положений, и пришлось снова провозгласить принцип гражданско-правовой ответственности администрации, который в наши дни регулируется нормами современного французского административного права.
Рассмотрим подробнее некоторые виды общественно-политического контроля.