Состояние и перспективы укрепления и развития статуса прав человека и гражданина
Современная концепция прав человека наглядно свидетельствует о том, что закреплённые в международных соглашениях нормы в этой области являются результатом деятельности государств на внешнеполитической арене. Окончание холодной войны подарило мировому сообществу надежду на то, что международные принципы, в том числе и в области прав человека, станут в ближайшее время по-настоящему всеобщими. Однако завершение противостояния двух сверхдержав не способствовало снижению напряжённости в мире. К тому же оказалось, что значительное число противоречий и разногласий предыдущих эпох и исторических периодов никуда не исчезло, а лишь было отодвинуто на второй план блоковым противостоянием и идеологической войной XX в. Именно поэтому в настоящее время особенно остро встал вопрос о роли ООН в формировании нового мирового порядка, а вопросы прав человека приобрели приоритетное значение.[45]
На сегодняшний день, отмечая огромную гуманистическую и нравственную сущность прав человека, нельзя вместе с тем не затронуть вопрос о том, почему права человека в современном мире – явление не всеобщее, ведь это кажется столь выгодным как для государства, так и существующего общества. В наши дни большинство государств мира не являются правовыми даже тогда, когда юридически и фактически в нормативно - правовых актах это закреплено. А даже если права обеспечиваются то, зачастую, не в полном объёме или с существенными оговорками не в пользу граждан. Всё это во многом зависит и от установившегося режима в стране - они могут быть авторитарными, тоталитарным, а также вообще лишенными каких-либо четких характеристик[46]. Даже не смотря на то, что сегодня чистых тоталитарных режимов нет в мире, то стран, следующих традициям этого режима более чем достаточно. А это значит, что до утверждения и тем более обеспечения и не говоря уже о защите, ещё очень и очень далеко. Другие причины кроятся во внутренней политике государств и в особенности, стоящей у власти элиты. Иногда ограничение прав человека и гражданина идёт намеренным путём. Этого подчас не скрывают и руководящие лица. Создаётся впечатление, что государство в лице своих лидеров забывает об одной из главных своих функций – обеспечение, предоставление и охрана гарантированных прав и свобод.
Ответы на многие эти вопросы связаны не только с правовыми характеристиками, они охватывают более широкую сферу общественных отношений. В условиях одного и того же государства могут существовать различные отношения к правам человека, правовому статусу личности, да и к самому понятию правового государства.
Тем не менее не всё так мрачно как могло показаться. Развитые страны мира всё больше и больше не только сами пытаются в должной мере обеспечить и расширить права человека и гражданина, но и активно ведут пропаганду по всему миру этих важнейших принципов. Без воплощения и учреждения идеи верховенства права невозможно построить настоящего гражданского общества со всеми его основами. Следовательно, невозможно будет даже теоретически построить и демократию в любой стране.
В условиях современной глобализации проблема состояния прав человека и гражданина приобретает и всеобщий, международный характер. Увы, это даёт как и преимущества, так ведёт и к минусам. Основное преимущество это даёт странам, не просто заинтересованных в вопросе гарантии и обеспечения прав и свобод, но и где хотя бы попытки этих мероприятий уже дают свои плоды. В особенности это в сферах интересов стран Запада и ведущих мировых держав в других частях света. Стараются не отставать и страны второго эшелона, ведь и от успехов в вопросе по правам человека и гражданина зависит их успешная дальнейшая интеграция в мировое сообщество. Межгосударственное сотрудничество – сложный и очень противоречивый процесс, особенно когда это касается таких непростых вопросов, как права человека. Это объясняется многообразием современного мира, разной степенью и характером развития государств, различием их законодательств, множественностью религий, особенностью обычаев, самобытностью культур и традиций. Именно поэтому всем участникам мировых процессов при рассмотрении вопросов, касающихся прав человека, необходимо проявлять максимальное терпение и такт.
Важную координирующую роль по многим и в частности по этим вопросам призваны взять на себя всемирные организации, прежде всего ООН.Со времени принятия Всеобщей Декларации правового статуса человека и гражданина ООН ведет кропотливую работу по согласованию целого ряда конвенций, протоколов и деклараций по правам человека. Эти документы подробно определяют экономические, социальные, культурные, политические и гражданские права и создают систему их защиты[47].
Каждая страна внесла свой вклад в формирование универсальной концепции прав человека. Помимо документов, принятых в рамках ООН, существует также целый ряд региональных международно-правовых документов в этой области (правовые акты Совета Европы, ОБСЕ, Американская конвенция о правах человека 1969 г., Африканская хартия прав человека и народов 1981 г., Всеобщая исламская декларация прав человека 1981 г.). К тому же в законодательстве многих стран мира юридически закреплены важнейшие положения всевозможных документов ООН в области защиты прав человека.Однако некоторые государства, в первую очередь африканские и азиатские страны, периодически поднимают вопрос об универсальности принципа прав человека. По их мнению, концепция прав человека, базирующаяся на европейских ценностях, не учитывает национальные, религиозные, исторические и другие особенности каждого государства. Данная проблема постоянно находится в поле зрения мирового сообщества, ведь права человека всё же не абсолютный критерий. Поэтому международные успехи не так велики, но достаточно эффективны в некоторых аспектах, а это уже кое-что.[48]
Сегодня немногие оспаривают успехи, достигнутые в области четкого определения прав, однако несмотря на прогресс в решении этой проблемы, совершенно очевидно, что права человека повсеместно нарушаются, зачастую в широких масштабах . Это обстоятельство является одной из основных причин, обуславливающих решения Генеральной Ассамблеи ООН на проводимых Всемирных Конференциях по правам человека и гражданина. Главная цель Конференций - создать защиту правового статуса человека и гражданина неотъемлемой частью социально-экономического развития во всем мире. Эти Конференции бывают посвящены изучению прогресса по данной проблеме, достигнутого со времени проведения в 1968 г. в Тегеране (Иран) первой Всемирной конференции. ООН также рассмотрела возможности дальнейшего уточнения категорий правового статуса человека и гражданина и пути совершенствования и укрепления существующих систем с целью поощрения и защиты правового статуса человека и гражданина на международном, региональном и национальном уровнях. При этом на национальном уровне особое значение имеет разграничение и обеспечение прав и свобод на "права человека" и "права гражданина". [49]Употребление применительно к человеку двух терминов - "человек" и "гражданин" имеет свой особый смысл. Каждый человек как часть природы вправе иметь достойное существование. Поэтому ему должны принадлежать естественные или неотъемлемые права и свободы, такие как право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность и др. Все эти права относятся к так называемым личным правам и свободам человека и принадлежат ему независимо от гражданства. [50]Гражданин же является политической личностью, поэтому ему принадлежат такие политические права и свободы, как право участвовать в управлении государством, право доступа к государственной жизни и др. Отсюда положение человека рассматривается с двух позиций: а) существование его в гражданском обществе, когда он выступает носителем естественных прав и свобод. При этом под гражданским обществом" понимается "совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, национальных и т.п. б) существование в обществе, рассматриваемом с политической стороны, т.е. положение гражданина в государстве . С последним тесно связано существование правового государства, под которым обычно понимается демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и судом. Правовое государство обеспечивает соблюдение и охрану прав и свобод человека.[51]
Каждый человек пользуется только теми правами и свободами: со-циальными, экономическими, политическими, гражданскими, - которые предусмотрены в Конституции и законах его страны. Вспомним, что впервые конституционный принцип закрепления основных прав и свобод человека был применен в Билле о правах США 1789 г., а также в Польской Конституции от 3 мая 1791 г. В наше время практически все Конституции содержат основной перечень прав и свобод, предоставляемых гражданам своей страны, а в ряде случаев иностранцам и лицам без гражданства[52]. Законодательство любого государства определяет правовое положение, объем прав и обязанностей всех без исключения лиц, находящихся на его территории: прежде всего граждан данного государства, а также иностранцев и апатридов. Как круг, так и характер их прав и свобод зависит от экономических, социальных и национальных особенностей развития каждой конкретной страны. Поэтому в государствах с различным социально-политическим строем по-разному определяются содержание правового статуса человека и гражданина, сущность и пределы основных свобод личности. С учетом внутренних условий и возможностей решается проблема правового статуса человека и гражданина и в нашем государстве. Новая Конституция Российской Федерации 1993 г. исходит из того, что соблюдение прав и свобод, чести и достоинства - главная обязанность государства. В первой статье Конституции Российская Федерация провозглашается правовым государством . В основном законе закреплены не только идеи, но и принципы, присущие правовому государству, о которых говорилось выше. В главе 2 Конституции РФ устанавливаются основные права и свободы человека и гражданина. Здесь подтверждается, что Российская Федерация признает и гарантирует права и свободы согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Все права и свободы человека и гражданина объявляются непосредственно действующими (ст.18) [53],т.е. все законы и вся деятельность государственных органов и органов местного самоуправления должны обеспечивать и защищать их. Конечно, законодательного закрепления положений, составляющих основу правового государства, еще недостаточно для его фактического построения. Необходимо, в том числе, преодолеть многие пробелы в правовом сознании и культуре российских граждан. Для любого гражданина страны со сложившимися демократическими традициями сам термин "права человека" понятен, поскольку выросли поколения людей, образ жизни которых впитал в себя принцип уважения прав других людей. В нашем государстве дефицит правовой культуры ощущается повсеместно. В деле формирования правовой культуры нашего общества необходимо использовать накопленный человечеством опыт взаимоотношений личности и государства. Признание у нас приоритета общечеловеческих ценностей, демократизация и гуманизация общественных процессов поставили на повестку дня вопрос о новых подходах в работе по формированию правовой культуры граждан.
Закрепление прав человека и гражданина и основных свобод как одной из основ современного государственного строя предполагает многообразие и свободный выбор взглядов, жизни и деятельности личности, ограниченный только одним условием: запретом действий, разрушающих личные права других людей. Уважение и защита правового статуса человека и гражданина - это фундамент, на котором строится демократизм государственной власти, политическая структура человеческой свободы. Свобода человека, оберегаемая государством, порождает волю и способность к экономическому и социальному прогрессу, который, в свою очередь, обеспечивает подлинный мир и расцвет всего человечества .
Ситуация в мире в начале 21 века в области прав человека крайне противоречива. С одной стороны, вроде бы закончилась холодная война. Падение режимов власти в СССР и странах Восточной Европы, конец идеологической конфронтации казались предвестниками неминуемого улучшения положения с правами человека. Позади большая работа, проведенная ООН по международной защите прав человека. С другой стороны, права человека сегодня попираются во многих странах столь же безнаказанно, как и раньше. Международное сообщество не сумело этому воспрепятствовать ни в Югославии, ни в Сомали. Положение с правами человека на территории бывшего Союза стало хуже, чем было. Пролилась кровь, появилось много беженцев. В то время, как во Всеобщей Декларации прав человека в качестве одного из основополагающих записано право на жизнь, каждый день в мире сорок тысяч детей умирают от голода. Миллионы людей не имеют крыши над головой. Что говорить об Африке или Азии, когда в благополучной Европе имеются факты нарушений прав человека.
Следовательно, говоря о перспективах, мы не можем не сказать, что теоретическая база по проблеме прав человека и гражданина настолько широка и разнообразна, что принято считать это не только плюсом, но и существенным минусом. Так как пропадает конкретизация подхода к решению возникающих проблем в данном вопросе. Учесть все стороны и нюансы всех мнений и положений и соединить в одно универсальное невозможно, следовательно это приведёт к кризису и застаиванию путей решения, тогда как необходимы будут быстрые и радикальные меры, то их просто не будет и система может потерпеть крах. С другой стороны, поэтапное преодоление противоречий и конфликтов в форме мирного диалога – один из немногих верных способов для применения в настоящее время. И поэтому говорить о том, что перспектив дальнейшего продвижения, становления, обеспечения, укрепления статуса прав человека и гражданина говорить просто неверно.
III. Заключение
Итак, в данной курсовой работе, в рамках выбранной темы были рассмотрены многие аспекты и особенности по данному вопросу. А именно, были озвучены методологические особенности интерпретации проблемы прав человека. Рассмотрен так же весь возможный спектр определений и понятий и если провести анализ для выявления наиболее общих черт, то можно будет сформулировать наиболее общее понятие, например права человека и гражданина - это возможности, правомочия, потенции действий человека в определенной, указанной в законе сфере. Из чего делаем вывод, что права человека и гражданина – это универсальная категория, требующая собственных методологий для изучения, имеющая различные подходы, переплетающиеся с сопредельными науками. Так же выяснили, что основу понятия прав человека и гражданина составляет само понятие права.
Так же необходимо различать понятия права человека и права и гражданина. Впервые такое разграничение ввела французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Оно вытекает из теории правового государства и гражданского общества. Человеку отводится отдельное поле деятельности, независимое от государства, и движущей силой выступают его личные интересы. Реализация таких интересов осуществляется в гражданском обществе, основанном на частной собственности, семье, всей сфере личной жизни, и опирается на естественные права человека, принадлежащие ему от рождения. Государство, воздерживаясь от вмешательства в эти отношения, призвано ограждать их не только от своего, но и от чьего бы то ни было вмешательства. Так же выяснено, что указанное деление всё более утрачивает свой смысл, поскольку прирожденные права человека давно признаны всеми развитыми демократическими государствами и. таким образом, выступают одновременно и в качестве прав гражданина. Во всяком случае, внутри государства разграничения прав на «два сорта» лишено практического значения .В лексиконе средств массовой информации, в обиходе, да и в науке под правами человека обычно понимается то же самое, что и под правами гражданина. Были выявлены и охарактеризованы принципы прав человека и гражданина. Непосредственно к основным можем отнести: всеобщность и универсальность прав человека, неотчуждаемость (неотъемлемость) прав человека, неделимость и взаимозависимость прав человека, равенство и запрет их ограничений по дискриминационным основаниям. Затем, был сделан вывод о том, что права человека и гражданина - одни из базовых понятий в современной политической практике любого государства. Они обеспечивают законность и справедливость во взаимодействии института государства и личности.
Был так же произведён исторический анализ по выбранной теме. Поэтапно выделены основные мысли и положения у представителей различных эпох, а так же проанализированы важнейшие документы ставшие отправными пунктами для дальнейшего развития прав человек, затем и гражданина.
Так общей особенностью античного периода можно назвать сам факт зарождения идей по правам человека. Уже на раннем этапе уделялось особое место именно этому вопросу, что говорит о его большом потенциале в плане актуальности. Всё это было правда на достаточно примитивном уровне и включалось в рамки рассмотрения общих концепций о государстве и праве. То есть как самостоятельной области знаний по проблеме прав человека и гражданина ещё не существовало. Так же многообразие различных взглядов связывается со стремлением философов того времени обосновать и воплотить в жизнь свои программы «идеального государства», где все будут свободными и обладать полным спектром прав и свобод. Немало в связи с этим было утопических идей, но даже они оказали существенное влияние на общий ход эволюции прав человека.
В эпоху средних веков концепции прав человека и гражданина получили дальнейшее своё развитие. Правда не приходится говорить о том же темпе, что и в античности. Нельзя в тоже время и сказать, будто под влиянием господствовавшей то время религии развитие идей по правам человека остановилось. Оно существенно замедлилось, приняло свою особенную специфику, характерную для периода средневековья. Много правды и в том, что эпоху средних веков характеризуют как «тёмными веками», временем невежества, черни , порока и упадка. Следовательно некоторые приходят к мысли, что ни о каких правах и свободах говорить не приходится, но разработки в области права не стояли на месте. Они получили распространение в трудах религиозных деятелей, таких как Фома Аквинский и Августин Блаженный, которые путём синтеза идей о государстве, праве и религии выводили собственные концепции, не шедшие в разрез с особенностями периода, и тем не менее ставившие основной вопрос о правах человека в один ряд с другими общезначимыми.
Вехой в теории прав человека на данном этапе стали события в Англии. Результатами которых стало принятие Великой хартии вольностей. В ней содержатся статьи, направленные на обуздание произвола королевских чиновников, требования не назначать на должность судей, шерифов и констеблей лиц, не знающих законов либо не желающих их выполнять.
Особенное место в истории прав человека и гражданина занимают разработки величайших мыслителей эпохи возрождения, такие как Вольтер, Руссо, Монтескье. Много было и представителей в других странах Европы и на тот момент колоний Англии в Северной Америке, на взгляды которых повлияли просветители Франции. Особенностями данного периода можно назвать возвращение к ценностям античности, в частности и по вопросам права. Центральное место почти во всех философских системах этого периода занимает человек не только как уникальное существо, но и как новый субъект права и политических отношений.
В эту эпоху появляются разработки по вопросу разделения властей на несколько ветвей. Одна сторона, главным теоретиком которого был тогда Монтескье, отстаивала идею о разделении власти на три независимые, самостоятельные друг от друга ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Другая сторона этого вопроса была представлена в лице Руссо, который отстаивал идею о разделении только на две, законодательную и судебную, аргументируя это тем, что суды вершат правосудие по законам, принятые законодательной властью, следовательно судебная не является независимой и не может претендовать на свою самостоятельность. Разработки в этой области значительно укрепили концепцию прав человека и гражданина, ведь ограничение власти подразумевало и гарантию, расширение, должную нормативную защиту.
В этот период особенно стоит отметить события во Франции, а именно революцию, итогом которой стало принятие Декларации прав человека и гражданина 26 августа в 1789 году. В основу идей Декларации положена концепция равноправии и свободы, принадлежащей каждому от рождения. Естественными правами человека и гражданина объявлялись свобода личности, свобода слова, свобода убеждений, право на сопротивление угнетению. Впервые именно в этом документе было нормативно закреплено разделение прав на права человека и права гражданина. Именно эти события и идеи легли в основу современных конституций и современных способов интерпретации идей по проблеме прав человека и гражданина на современном этапе.
Говоря о наших днях, то стоит отметить, не смотря на утверждение базовых принципов правового статуса личности во многих странах мира, данная тема не потеряла своей актуальности и сегодня. Существует много проблем, особенно по вопросу о способах и методах организации, охраны, обеспечения прав человека и гражданина. Различные страны по своему видят пути осуществления мероприятий по данному вопросу. Но не стоит забывать, что современные процессы глобализации заставляют по иному смотреть на многие вопросы, в том числе и по проблеме прав человека. Особую роль в этом вопросе начинает играть международная организация ООН. Которая призвана выступить арбитром и координирующим инструментом для успешного воплощения важнейших принципов правового статуса личности. Для решения наиболее острых и конфликтных задач, а так же для подведения итогов организуются международные конференции. Кульминацией таких мероприятий служит принятие новых договоров и соглашений, призванных обеспечить успешные выходы из различных сложных ситуаций.
В общем, подводя общий итог считаю необходимым отметить, что принципы воплощения прав человека и гражданина в условиях глобализирующегося мира перестало быть только проблемой отдельных стран. Это уже приобрело всемирный и всеобщий характер. Проблемы реализации, гарантии, обеспечения правового статуса личности не иссякли и по сей день, и скорее всего будут существовать всегда на всех путях к совершенствованию. Данная проблематика по выбранной теме курсовой всегда и во все времена была достаточно актуальной в различных аспектах её рассмотрения. Ведь человек – основной объект всех существующих взаимоотношений в мире. Этому миру и обществу нужен полноценный человек. Последний может считаться именно таковым благодаря ряду условий, один из важнейших который, наделение его правами и свободами для саморазвития, самораскрытия и реализации своей деятельности в сферах государственного и негосударственного секторов.
IV. Список использованной литературы