Показатели, характеризующие процесс воспроизводства со стороны спроса.
Система показателей общественного воспроизводства. Систематизировать показатели общественного воспроизводства можно на основе схем кругооборота ресурсов и продукции. При этом следует выделить, по крайней мере, схему взаимосвязи экономических переменных со стороны спроса и со стороны предложения.
Показатели взаимосвязи экономических переменных со стороны спроса.
Для нужд среднесрочных расчетов необходимо опираться на схему общественного воспроизводства, отражающую взаимосвязи экономических переменных со стороны спроса. В структуре воспроизводственного процесса при отражении его со стороны спроса можно выделить следующие блоки макроэкономических показателей: процесс образования стоимости ВВП (факторные доходы), процесс распределения ВВП по направлениям конечного использования, взаимосвязь этих показателей опосредована показателями, отражающими перераспределительные процессы в экономике.
а. Показатели образования стоимости ВВП
ВНП, измеренный через доходы, представляет собой сумму факторных доходов экономических агентов от в виде заработной платы, выплаченных процентов, прибыли владельцев предприятий, а также чистых факторных доходов секторов-резидентов из-за рубежа.
1) Факторные доходы - денежные и натуральные поступления от использования факторов производства. а) личный доход - доход отдельного физического лица до уплаты налогов. б) национальный доход - доход от национального производства, сумма всех видов доходов в экономике. Включает заработную плату, рентный доход, доходы корпораций, чистый процент и доходы от собственности. Может рассчитываться также как разность между величиной ВНП и суммарными затратами на потребление основного капитала и косвенными налогами.
2) Амортизация - Издержки применения основного капитала в процессе производства продукта, снижение стоимости капитальных ресурсов в течение определенного периода их функционирования и постепенное перенесение их стоимости на производимый продукт; целевые отчисления денежных средств и ж накопление для последующего использования на возмещение взноса основных фондов.
3) Заработная плата - доходы занятых в производстве продукции или издержки применения живого труда в процессе производственной деятельности.
4) Сбережения - часть располагаемого дохода, которая не используется на потребление.
б. Показатели распределения и перераспределения ВВП.
ВНП, измеренный через конечное потребление, есть совокупная рыночная стоимость товаров и услуг, приобретенных агентами производственной деятельности. Его можно также назвать совокупным спросом или совокупными расходами, в которые включаются государственные потребительские расходы, потребление частного сектора, суммарные инвестиции и сальдо экспортно-импортных расходов.
1) Склонность к сбережению - доля сбережений в доходе.
2) Склонность к импортированию - доля расходов на импорт в доходе.
3) Склонность к инвестированию - доля национального дохода, идущая на капиталовложения.
4) Склонность к потреблению - доля потребительских расходов в доходе.
5) Индекс цен производителей - показатель среднего уровня изменения цен на сырье, материалы и товары промежуточного потребления относительно базисного периода. Как правило, используется для пересчета в сопоставимые цены максимально детализированных компонентов ВНП.
в. Показатели, характеризующие взаимную связь экономических переменных при отражении процесса воспроизводства со стороны спроса:
1) Общее экономическое равновесие - рыночная ситуация, при которой отсутствует как избыточный спрос, так и избыточное предложение, а, следовательно, покупатели могут купить все, что им необходимо, и продавцы могут продать, все, что они произвели, по существующим рыночным ценам.
2) Спрос избыточный - экономическая ситуация, в которой при существующих ценах спрос на товары и услуги превышает их предложение. Также называется дефицитом.
3) Предложение избыточное - экономическая ситуация, в которой при существующих ценах предложение товаров и услуг превышает спрос на них. Также называется перепроизводством.
4) Национальное счетоводство - система счетов и балансовых таблиц, представляющая собой количественное описание взаимосвязей финансовых величин в экономике. В макроэкономическом анализе используются следующие агрегатные национальные счета: создание ВНП, распределение и использование национального дохода, капиталообразование, операции в внешним миром.
55. Форма государства: понятие, составляющие элементы.
Форма государства – это совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти.
На форму государства могут оказывать влияние следующие факторы:
1. социально-экономические, культурные;
2. исторические, национальные и религиозные традиции;
3. природные и климатические условия;
4. расстановка политических сил и т. д.
Чтобы иметь более полное представление о форме конкретного государства, необходимо проводить анализ его структурных элементов:
1) форма правления – организация высших государственных органов, порядок их образования, структура, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом. Основные формы правления: монархия и республика;
2) форма государственного устройства – отражает политико-территориальную организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властью. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные;
3) государственно-правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти. Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный.
Таким образом, форма государства определяет:
1. порядок формирования органов государственной власти;
2. структуру государственных органов;
3. особенность территориальной самостоятельности населения;
4. характер взаимоотношений органов государственной власти друг с другом;
5. специфику отношений государственных органов и населения;
6. приемы, способы, методы осуществления политической власти.
В соответствии с указанной выше классификацией элементов государства рассмотрим форму современного Российского государства. Российская Федерация в соответствии с Конституцией (ст. 1) является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. В результате можно выделить характерные черты государственного строя Российского государства:
1. демократизм;
2. федерализм;
3. республиканская форма правления;
4. разделение властей;
5. политическое, идеологическое многообразие;
6. признание и гарантирование Основным Законом государства местного самоуправления;
7. государственный суверенитет, носитель которого – многонациональный народ Российской Федерации;
8. правовое государство;
9. социальный характер, в соответствии с ним политика государства сориентирована на создание условий, которые обеспечивают человеку достойную жизнь и свободное развитие.
Российская Федерация является полупрезидентской республикой. По своему государственному устройству Российское государство является федерацией, которая построена на следующих характерных признаках федерализма:
1.добровольное вхождение в состав Федерации субъектов РФ;
2. равноправие субъектов Российской Федерации;
3. самоопределение народов, наций и национальностей;
4. государственная целостность;
5. разграничение полномочий между федеративными органами государственной власти РФ и органами власти субъектов Российской Федерации и др.
Государственно-правовым режимом Российской Федерации является демократический режим.Основными характеристиками демократического режима являются следующие: 1. провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина; 2. решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства; 3. предполагается существование правового государства и гражданского общества; 4. выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям; 5. силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества; 6. доминируют методы убеждения, компромисса; 7. политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции; 8. гласность; средства массовой информации свободны от цензуры; 9. реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений)