Как угроза национальной безопасности России

Выдающиеся экономисты А. Смит, В. Петти, Т. Мен, С. Фортрей, А. Серра ещё двести – триста лет тому назад пришли к выводу, что приумножение численности населения является главным условием процветания государства, основой его экономической и военной мощи[46].

Общее представление о динамике численности населения Российской Федерации даёт график[47].

Как угроза национальной безопасности России - student2.ru

Представленная на графике картина свидетельствует: в течение последних 20 лет в России наблюдается устойчивое снижение (убыль) численности населения, в худшие годы (2003) приближавшаяся к 900 тыс. человек в год.

В 2011 году, согласно данным Росстата, рождаемость в России составила 1793,8 тыс. чел. (прирост к 2010 году 4,2 тыс. чел.), смертность – 1925,0 тыс. чел. (снижение на 106,0 тыс. чел. к уровню 2010 г.). Естественная убыль населения в 2011 году составила 131,2 тыс. чел., что на 110,2 тыс. чел. меньше, чем в 2010 г.

Из-за катастрофического превышения смертности над рождаемостью с 1990 по 2011 г. наша страна потеряла около 13 млн. человек, изменение ситуации к лучшему идёт медленными темпами.

Если на 1 января 1990 года численность населения России составляла около 147,7 млн. человек, то согласно прогнозу Росстата, подготовленному в 2009 году, численность населения России к 2030 году по низкому варианту должна составить около 127 млн. человек, по среднему варианту – около 139 млн. человек, по высокому варианту – около 148 млн. человек. Все варианты предполагают отрицательное значение естественного прироста в течение всего прогнозного периода (превышение смертности над рождаемостью). Возможный прирост населения будет предопределяться процессами внешней миграции.

Причинами низкой рождаемости в современной России являются:

- низкий денежный доход многих семей;

- отсутствие нормальных жилищных условий;

- современная структура семьи (ориентация на малодетность, увеличение числа неполных семей);

- тяжёлый физический труд значительной части работающих женщин (около 15 процентов);

- условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам;

- низкий уровень репродуктивного здоровья;

- высокое число прерываний беременности (абортов)[48].

Основной причиной низкой продолжительности жизни населения в Российской Федерации является высокая смертность граждан трудоспособного возраста. Из общего числа умерших почти треть составляют граждане трудоспособного возраста, около 80 процентов из них – мужчины. Смертность от заболеваний сердечно-сосудистой системы, составляющая 55 процентов смертности от всех причин, в России в 3 - 4 раза выше, чем в европейских странах. Среди причин смерти в трудоспособном возрасте значительную долю (более 30 процентов) составляют внешние причины – случайные отравления, самоубийства, убийства, транспортные происшествия, прочие несчастные случаи.

Уровень смертности обусловлен также высоким уровнем заболеваемости населения, распространенностью алкоголизма, наркомании, табакокурения. Не созданы условия, побуждающие людей бережно относиться к собственному здоровью и здоровью своих детей. Недостаточно развиты формы досуга, способствующие ведению здорового образа жизни (физическая культура, спорт, туризм, активный отдых и другие).

Показатель младенческой смертности в Российской Федерации примерно в 2 раза выше, чем в развитых европейских странах, Канаде и США.

Приведённая выше динамика расценивается как стойкий демографический кризис.

Между тем ещё совсем недавно – во второй половине прошлого века в Российской Федерации ежегодно рождались 2 - 2,5 млн. детей, умирали 1 - 1,5 млн. человек. Продолжительность жизни граждан постоянно увеличивалась и приближалась к показателям европейских стран[49].

Осознавая неотложную необходимость изменения демографической ситуации в стране, Президент РФ В.В. Путин в октябре 2007 года утвердил Концепцию демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Согласно Концепции целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются:

- стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142 - 143 млн. человек и создание условий для её роста к 2025 году до 145 млн. человек;

- повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет.

Достижение целей демографической политики Российской Федерации в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая

а) обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения

б) снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам

в) интенсивное развитие человеческого капитала

г) создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения)

д) создание рынка доступного жилья

е) создание гибкого рынка труда

ж) улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.

Основными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются:

- сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин;

- сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

- сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;

- повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;

- укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;

- привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учётом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

Решение задачи по сокращению уровня смертности населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста, включает в себя:

- сокращение уровня смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы за счёт создания комплексной системы профилактики факторов риска, ранней диагностики с применением передовых технологий, внедрения образовательных программ, направленных на предупреждение развития указанных заболеваний;

- улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих помощь, в том числе экстренную, больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, оснащение и кадровое обеспечение учреждений здравоохранения в соответствии со стандартами, создание необходимых служб в муниципальных и региональных учреждениях здравоохранения, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи указанным больным, а также развитие системы восстановительного лечения и реабилитации этих больных;

- сокращение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий за счёт повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, а также за счёт повышения оперативности, качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на всех ее этапах;

- сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счёт перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счёт экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда;

- сокращение уровня смертности от самоубийств за счёт повышения эффективности профилактической работы с гражданами из групп риска, направленной на предупреждение суицидов;

- сокращение уровня смертности от онкологических заболеваний за счёт внедрения программ профилактики, а также за счёт скрининговых программ раннего выявления онкологических заболеваний;

- сокращение уровня смертности от ВИЧ/СПИДа и туберкулёза за счёт совершенствования программ профилактики и лечения этих заболеваний, а также за счёт применения новых инновационных технологий лечения;

- внедрение специальных программ для населения старших возрастных групп;

- повышение доступности медицинской помощи для жителей сельской местности и отдаленных районов.

В рамках мероприятий по реализации данного направления демографической политики Постановлением Правительства РФ от 10.05.2007 № 280 утверждена федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2012 годы)». Аналогичные программы приняты и реализуются в субъектах Российской Федерации[50].

В Белгородской области в 2005 – 2007 гг. реализована областная целевая программа «Совершенствование кардиологической помощи населению Белгородской области», решавшая следующие задачи:

- совершенствование системы оказания специализированной помощи больным с заболеваниями сердечно-сосудистой системы;

- укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений области;

- создание и развитие системы оказания кардиохирургической помощи населению Белгородской области;

- расширение объёма мероприятий по первичной и вторичной профилактике сердечно-сосудистых заболеваний.

Решение задач по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, укреплению репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков включает в себя:

- повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным детям за счет развития семейно ориентированных перинатальных технологий, снижающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, укрепления материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства и детства в соответствии со стандартами оснащения родовспомогательных учреждений, развития высокотехнологичной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и новорожденным детям;

- обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи по восстановлению репродуктивного здоровья, в том числе вспомогательных репродуктивных технологий, снижение доли рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в целях сохранения репродуктивного здоровья;

- проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья детей и подростков, обеспечение доступности первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям, совершенствование системы оказания реабилитационной помощи детям и подросткам, восстановительной медицины, усиление профилактической работы по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения, нежелательной беременности;

- развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях, организация качественного горячего питания школьников и учащихся учреждений начального профессионального образования, в том числе бесплатного питания для детей из малообеспеченных семей, обязательность занятий физической культурой во всех типах образовательных учреждений.

Серьёзную проблему составляет безопасность детства. Президент Д.А. Медведев приводит официальные данные МВД, согласно которым в 2009 году от преступных посягательств пострадали более 100 тысяч детей и подростков[51].

В рамках мер по защите детства Указом Президента РФ от 01.09.2009 986 учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Аналогичные должности учреждены в субъектах Российской Федерации[52].

Утверждённая Правительством РФ Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года предусматривает создание в соответствующих субъектах РФ, включая Белгородскую область, перинатальных центров, оснащаемых необходимым современным оборудованием в соответствии со стандартом оснащения перинатального центра[53].

Решение задач по укреплению здоровья населения, существенному снижению уровня социально значимых заболеваний, созданию условий и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни включает в себя:

- формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни путем повышения информированности граждан через средства массовой информации о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения, привлечения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, организации отдыха и досуга независимо от места жительства, а также разработку механизмов поддержки общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения;

- разработку мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, регулирование производства, продажи и потребления алкогольной продукции, осуществление в образовательных учреждениях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками;

- создание эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития;

- обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной индустрии, направленной на обеспечение максимальной социализации инвалидов;

- внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ по сокращению сроков восстановления здоровья после перенесенных заболеваний и травм, развитие услуг, предоставляемых санаторно-курортными организациями и оздоровительными учреждениями;

- разработку мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, развитие геронтологической помощи.

Решение задачи по повышению уровня рождаемости включает в себя:

- усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая поддержку семьи в воспитании детей, для чего необходимо:

- развивать систему предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей (включая регулярные пересмотр и индексацию их размеров с учетом инфляции);

- усилить стимулирующую роль дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления материнского (семейного) капитала, расширяя в связи с этим рынок образовательных услуг для детей и масштабы строительства доступного жилья для семей с детьми;

- создать механизмы оказания дополнительной поддержки неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами, семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, имеющих детей-инвалидов, включая изменение размеров налоговых вычетов для работающих родителей в зависимости от дохода семьи и количества детей, формирование государственного заказа на оказание организациями различной организационно-правовой формы социальных услуг семьям с детьми;

- обеспечить потребность семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (государственных, частных), повышения доступности и качества их услуг, в том числе на основе принятия стандартов оказываемых услуг, стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста;

- создать в городах и сельской местности среду обитания, благоприятную для семей с детьми, включая установление соответствующих требований к градостроительным решениям, а также к социальной и транспортной инфраструктуре;

- создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми, в первую очередь для молодых семей с детьми, за счет:

- развития ипотечного кредитования, внедрения новых кредитных инструментов, расширения строительства доступного жилья, отвечающего потребностям семей, с одновременным строительством объектов социальной инфраструктуры, необходимых семьям с детьми;

- реализации региональных программ обеспечения жильем молодых семей, разработки системы дополнительных мер, направленных на обеспечение жильем малоимущих граждан с детьми, нуждающихся в жилых помещениях, включая меры по расселению семей с детьми из неприспособленных и ветхих жилых помещений, первоочередному предоставлению жилья детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации;

- развития системы адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального положения семьи;

- реализацию комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, в целях обеспечения совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, в том числе:

- создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности, организацию системы повышения их квалификации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда;

- расширение использования гибких форм занятости (в том числе надомный труд, частичная занятость), позволяющих совмещать работу с выполнением семейных обязанностей;

- разработку специальных программ, позволяющих женщинам получить новые профессии в случае их перевода (высвобождения) с рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда на новые рабочие места.

Решение задач по укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений включает в себя:

- развитие системы консультативной и психологической поддержки семьи в целях создания благоприятного внутрисемейного климата, профилактики семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовки и комплексного сопровождения семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

- пропаганду ценностей семьи, имеющей нескольких детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющих нескольких детей или принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

- реализацию комплекса мер по дальнейшему снижению числа преждевременного прерывания беременности (абортов);

- повышение обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребенка;

- создание специализированной системы защиты прав детей, включая дальнейшее развитие института уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, внедрение в работу органов исполнительной власти и судебных органов современных технологий профилактики правонарушений, защиты прав детей, социальной реабилитации и последующей интеграции в общество несовершеннолетних правонарушителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Решение задачи по привлечению мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития включает в себя:

- содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а также стимулирование возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов;

- привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших учебных заведений, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, привлечение молодежи из иностранных государств (прежде всего из государств - участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики) для обучения и стажировки в Российской Федерации с возможным предоставлением преимуществ в получении российского гражданства по окончании учебы;

- совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации;

- разработку социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности территорий, из которых происходит отток населения и которые имеют приоритетное значение для национальных интересов, разработку и внедрение федеральных и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для адаптации иммигрантов к новым условиям и интеграции их в российское общество на основе уважения к российской культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу россиян;

- создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество и развития терпимости в отношениях между местным населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов.

Аналитики и исследователи полагают, что намеченные Концепцией демографической политики РФ меры требуют дополнительных усилий.

Профессор Т.М. Чапурко утверждает: в условиях всеобъемлющей трансформации отечественного социума наиболее уязвимыми и незащищёнными оказались многодетные семьи, дети и подростки, а также представители старшего поколения. Более того, сам институт современной семьи оказался во многом дисфункциональным[54].

Проблема, по мнению автора, заключается в общей деградации культуры воспитания детей, в неисполнении родителями своих обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, что является преступлением, наносящим ущерб правам человека.

Автор приходит к выводу: в современной России наблюдается институциональный кризис семьи, который имеет системный характер. Признаками этого кризиса являются снижение социальной ответственности родителей за воспитание детей и соблюдение их гражданских прав.

Автор настаивает на необходимости выработки действенных механизмов исполнения Российской Федерацией её обязательств, вытекающих из Конвенции о правах ребёнка[55]:

1. Обеспечить ребенку возможность находиться с его родителями, если только нет необходимости оградить его от жестокого обращения со стороны родителей, а также в случае, когда родители не заботятся о нем (ст. 9 Конвенции).

2. Обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях опекуны несут основную ответственность за воспитание ребенка (ст. 18).

3. Принимать все необходимые меры для защиты детей от всех форм насилия, отсутствия заботы или небрежного обращения, эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке (ст. 19).

4. Предоставлять особую защиту детям, которые временно или постоянно лишены семейного окружения или не могут в собственных интересах оставаться в таком окружении (ст. 20 Конвенции о правах ребёнка)

Профессор И.В. Силуянова и В.В. Яковлев акцентируют внимание на недопустимо высоком уровне абортов. С одной стороны, отмечают авторы, в стране фиксируется устойчивая тенденция падения рождаемости, с другой – не предпринимается никаких мер для ограничения самого большого в мире (от 1,5 до 7 миллионов в год!) – производства абортов как основного фактора регулирования рождаемости[56].

Авторы считают одной из основных причин демографического кризиса существующее правовое регулирование аборта, которое не отвечает требованиям времени и особенностям современного положения России, предлагают разумные поправки в действующее законодательство о защите здоровья граждан.

Действительно, если бы удалось сократить численность абортов в России хотя бы на половину от минимальной из названных цифр, не говоря о максимальной, в стране наблюдался бы устойчивый демографический рост.

Низкий уровень рождаемости ведет к демографическому старению населения, сокращению доли трудоспособного населения, росту доли пенсионеров в структуре населения страны.

По прогнозу западных аналитиков численность населения России уже к 2025 г. должна составить 129,3 млн. человек, к 2050 г. - 110,1 млн. человек. По критериям рейтингов интегральной мощи снижение численности населения ниже 120 млн. человек автоматически отбрасывает страну на позицию региональной державы[57].

В общемировой практике для стран с отрицательной демографической динамикой в контексте национальной безопасности наиболее опасными являются следующие тенденции:

- сокращение численности потенциально военнообязанного контингента;

- старение населения;

- замещение коренного населения новоприбывшими мигрантами.

Сокращение численности молодого, потенциально военнообязанного контингента мужского населения в условиях современных войн приводит к ослаблению обороноспособности страны. Именно это наблюдается в современной России: из года в год уменьшается число юношей призывного возраста, оставляет желать лучшего состояние здоровья многих из них. Следовательно, снижается их физическая готовность проходить службу в Вооружённых Силах Российской Федерации.

Израиль в условиях острых внешних угроз безопасности и дефицита необходимых для обеспечения обороноспособности людских ресурсов был вынужден распространить на женщин действие закона о воинской обязанности.

Старение населения ведёт к сокращению доли трудоспособного населения, обеспечивающего функционирование экономики страны, в том числе отраслей оборонно-промышленного комплекса.

Увеличение доли мигрантов в структуре населения страны вследствие изменения этнического состава приводит к возрастанию вероятности межэтнических, межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Возрастание напряжённости на этой почве отмечается в ряде стран Западной Европы - во Франции, Дании, Голландии и др.

Обострение демографической ситуации Стратегия национальной безопасности Российской Федерации рассматривает в качестве одного из факторов, оказывающих негативное влияние на состояние национальной безопасности.

Противодействие угрозам национальной безопасности в данной сфере Стратегия видит на пути содействия росту благосостояния, сокращению бедности, создания условий для ведения здорового образа жизни, стимулирования рождаемости и снижения смертности населения.

Для решения указанных задач в Российской Федерации созданы определённые правовые и организационные предпосылки.

Правовая база решения демографических проблем включает ряд федеральных законов и иных нормативно-правовых актов федерального уровня. В состав данной базы входят специальные меры, направленные на сохранение здоровья граждан[58], защиту детства, материнства, семьи[59]. Продолжается реализация федеральной целевой программы «Дети России», имеющей целью создание условий для повышения качества жизни и здоровья детей. Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 – 2015 гг. содержит подпрограмму «Обеспечение жильём молодых семей».

Специальные меры социальной поддержки закон предусматривает для сотрудников органов внутренних дел и членов их семей[60].

Собственную нормативно-правовую базу по данному направлению формируют субъекты Российской Федерации[61].

В Белгородской области действует областная комплексная программа улучшения демографической ситуации в Белгородской области[62].

Реализация программы позволит к окончанию 2025 года достичь стабилизации темпов убыли населения и следующих значений важнейших целевых индикаторов:

- суммарного коэффициента рождаемости (число рождений на одну женщину) - 1,552;

- коэффициента смертности населения в трудоспособном возрасте от управляемых причин (на 100000 населения) - 534,3;

- коэффициента материнской смертности (на 100000 родившихся живыми) - 6,23;

- коэффициента младенческой смертности (на 1000 родившихся живыми) - 4,5;

- коэффициента брачности (на 1000 населения) - 10,5;

- коэффициента разводимости (на 1000 населения) - 3,8.

Принята также долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильём молодых семей Белгородской области на 2011 - 2015 годы».

Цель Программы - поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Задачи Программы:

- предоставление молодым семьям – участникам Программы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса;

- создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

Реализация программы позволит за шесть лет обеспечить жильём 650 семей. Это, конечно, совсем немного даже для небольшой Белгородской области, если учесть, что только в Белгороде ежегодно заключается белее трёх тысяч браков.

Мы полагаем, что действенным средством решения демографической проблемы в России стало бы создание государственного или муниципального резервного фонда социального жилья, предоставляемого на условиях социального найма молодым семьям. Подобный опыт имеется в ряде стран Западной Европы и положительно зарекомендовал себя в качестве одного из стимулов рождаемости в молодых семьях.

Академик РАН В.И. Жуков достаточно оптимистично оценивает демографический потенциал современной России, полагая, что при создании благоприятных социально-экономических, политических и иных условий численность населения России в ближайшие 20 лет может достигнуть 160 – 165 миллионов человек[63].

Наши рекомендации