Управление природопользованием и охраной окружающей среды
Природа представляет собой систему взаимосвязанных экологических подсистем, которые охватывают живую и неживую материю и самого человека. Для человека природа выступает в разных качествах: как естественные условия его жизни и деятельности; как источник и средство производства материальных благ; как объект его хозяйственной и культурной деятельности; как источник и средство морального воспитания и эстетического удовлетворения.
Статья 13 Конституции Республики Беларусь закрепляет положение о том, что недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.
Понятия «использование» и «охрана природных ресурсов» во многом взаимосвязаны, но было бы неверно полностью отождествлять их.
Использование природных ресурсов направлено на получение из природных ресурсов определенных полезных как для общества в целом (например, в хозяйственных целях), так и для отдельных индивидов (например, для оздоровительных целей) свойств.
Цель охраны природных ресурсов - предотвращение экологически вредных последствий их использования, сохранение в первозданном состоянии отдельных компонентов окружающей среды, ее экологического баланса. Следует подчеркнуть особое значение охраны природных ресурсов в контексте реализации конституционного положения о праве граждан на благоприятную
окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права (ст. 46 Конституции Республики Беларусь).
В системе управления использованием и охраной природных ресурсов значительные полномочия имеют государственные органы, деятельность которых направлена на решение широкого круга вопросов. К ним относятся: Совет Министров Республики Беларусь, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь и иные республиканские органы государственного управления в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Совет Министров Республики Беларусь в соответствии с Законом «Об охране окружающей среды»: определяет единую государственную политику Республики Беларусь в области охраны окружающей среды; принимает нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды; обеспечивает разработку и выполнение государственных программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды; устанавливает порядок разработки территориальных комплексных схем охраны окружающей среды и их финансирования; определяет меры по охране окружающей среды, научно обоснованному использованию природных ресурсов и улучшению качества окружающей среды; устанавливает порядок использования природных ресурсов; определяет виды вредного воздействия на окружающую среду; устанавливает в соответствии с законодательством Республики Беларусь нормативы оплаты и (или) налоговые ставки за использование природных ресурсов, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов, другое вредное воздействие на окружающую среду; определяет в соответствии с законом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год направления использования средств республиканского и местных целевых бюджетных фондов охраны природы; утверждает Положение о Красной книге Республики Беларусь; осуществляет международное сотрудничество
в области охраны окружающей среды; осуществляет иные полномочия, возложенные на него законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои территориальные органы. К его функциям, в частности, относятся: разработка и принятие нормативных актов в области охраны окружающей среды; организация разработки территориальных комплексных схем охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; утверждение лимитов на изъятие объектов растительного и животного мира; координация деятельности республиканских органов государственного управления в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов; проведение государственной экологической экспертизы;1 организация учета и оценки природных ресурсов и др.
Управление использованием и охраной природных ресурсов на территориях соответствующих административно-территориальных единиц осуществляют местные исполнительно-распорядительные органы. К их полномочиям отнесены: разработка и реализация утвержденных законом программ рационального использования земель, лесов, повышения плодородия земель, находящихся в государственной собственности; разработка и реализация региональных экологических программ; осуществление мероприятий по возмещению убытков, причиненных нарушением законодательства об охране окружающей природной среды предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами; организация работы по ликвидации последствий экологических аварий, привлечение к этой работе предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности и граждан, и др.
Непосредственное управление использованием и охраной природных ресурсов осуществляют органы специальной компетенции. Такими являются Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство лесного хозяйства и их органы на местах.