Управление природопользованием и охраной окружающей среды

Семинарское занятие

Количество часов: 2 часа.

Цель занятия: формирование представлений об управлении природопользованием и охраной окружающей среды.

Задачами занятия являются углубление знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы о

Темы для докладов:

План

1. Понятие, виды, функции и принципы управления природопользованием и охраной окружающей среды. Субъекты управления природопользованием и охраной окружающей среды.

2. Система органов государственного управления природопользования и охраны окружающей среды.

3. Компетенция органов местного самоуправления в экологической сфере.

Тема 6

Организационно-правовой механизм охраны окружающей среды

Семинарское занятие

Количество часов: 2 часа.

Цель занятия: формирование представлений об организационно-правовом механизме охраны окружающей среды.

Задачами занятия являются углубление знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы о понятии, принципах и порядке проведения экологической экспертизы, оценки воздействия на окружающую среду; о понятии и видах экологического мониторинга, природоохранного нормирования, экологической стандартизации, экологического лицензирования, экологического страхования и экологического контроля; понятии, целях и порядке осуществления экологического аудита.

Темы для докладов: «Экологический аудит», «Экологическая сертификация», «Экологическое лицензирование».

План

1. Оценка воздействия на окружающую среду: понятие, принципы, этапы проведения.

2. Экологическая экспертиза: понятие, принципы и виды. Порядок и условия проведения государственной экологической экспертизы.

3. Экологический мониторинг: понятие и виды.

4. Природоохранное нормирование и стандартизация.

Тема 6

Организационно-правовой механизм охраны окружающей среды

Практическое занятие

Количество часов: 2 часа

Задача № 1

ООО «Волга-Ойл» обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к Комитету природных ресурсов по Чувашской Республике Министерства природных ресурсов РФ об обжаловании отказа в проведении государственной экологической экспертизы проекта строительства стационарной автозаправочной станции и комплекса по сервисному обслуживанию автомобилей в придорожной полосе федеральной автодороги «Волга» км 655+700 и признании неправомерными действий должностных лиц Комитета.

По мнению заявителя, представленные ООО «Волга-Ойл» документы не были приняты на государственную экологическую экспертизу, так как представленные в проекте данные по оценке воздействия на окружающую природную среду хозяйственной деятельности по осуществлению строительства объекта относились не к намечаемому, а к реализуемому строительству.

Разберите доводы сторон с точки зрения экологического законодательства.

Могут ли доводы экспертной комиссии быть обжалованы в суд или арбитражный суд.

Задача № 2

По многолетним наблюдениям, урожайность сельскохозяйственных культур на земельных угодьях совхоза и крестьянских хозяйств, находящихся в зоне действия выбросов химического комбината, на 25% ниже по сравнению с другими равноценными угодьями соседних хозяйств.

Опираясь на эти данные, местная администрация вынесла решение об ограничении экологически вредной деятельности. Химкомбинат отказался выполнить это решение, разъяснив, что выброс вредных веществ в атмосферу он осуществляет в пределах, установленных ему органами охраны окружающей среды данного района.

Какие меры защиты интересов природопользователей предусмотрены экологическим законодательством?

Предложите пути защиты интересов сторон.

Задача № 3

Областной территориальный комитет по охране окружающей природной среды потребовал прекратить финансирование строительства местной ТЭЦ, так как проект строительства не проходил государственной экспертизы.

Заказчик возражал против назначения экспертизы проекта, сославшись на то, что под строительство уже выделен земельный участок и утверждена вся необходимая для сооружения объекта документация.

Областной комитет обратился в арбитражный суд с просьбой об отмене решения о предоставлении земельного участка для строительства ТЭЦ.

Какие экологические требования предъявляются на стадии проектирования хозяйственных объектов?

Допустимо ли предоставление земельного участка под строительство до прохождения государственной экологической экспертизы проекта.

Какое решение вынесет арбитражный суд.

Задача № 4

Законодательное собрание Ярославской области, учитывая среднюю техногенную нагрузку на территории области и предаварийную ситуацию 73% промышленных предприятий нефтеперерабатывающего комплекса, приняла Постановление «Об обязательном экологическом страховании нефтеперерабатывающих предприятий области».

Обоснуйте правомерность принятого решения.

Задача № 5

Группа граждан, проживающая в г. Томске (Лебедев М., Горячев П., Кузнецов И.), представляя интересы общественности, изъявила желание осуществить общественный экологический контроль за соблюдением экологических требований и нормативов качества Сибирским химическим комбинатом, в частности захоронения им радиоактивных отходов в подземные горизонты. На что руководство комбината отказало в ознакомлении с лицензией на захоронение отходов и местом захоронения, указав, что во-первых, это не безопасно для их жизни; а во-вторых, контроль в данной сфере могут осуществлять только специально уполномоченные органы. На что граждане обратились в суд с иском об ущемлении их прав.

Кто, каким образом, и на каких объекта может осуществлять общественный экологический контроль?

Какое будет решение суда.

Задача № 6

У руководителя хозяйственного общества возникло намерение осуществлять следующие виды деятельности в целях получения прибыли:

– деятельность по обращению с отходами, организация работ по экологической безопасности материалов, веществ, технологии обращению с отходами производства и потребления;

– услуги ликвидации экологических последствий вызванных чрезвычайными ситуациями техногенного и природного характера,

– деятельность по сбору, транспортировки, обезвреживанию и захоронению осадков очистных сооружений локальных водо- и природосточных сетей, очистных сооружений абонентов городской, водосточной сети и моек автотранспорта,

– производственных проведение работ по восстановлению плодородия рекультивируемых объектов земель, осуществлению противоэрозионных мероприятий;

– проведение работ по рекультивации свалок и полигонов;

– проведение работ по озеленению территорий;

– захоронения отходов производства и потребления;

– экологическая паспортизация производственных, хозяйственных и иных объектов

– экологическая сертификация производств, технологических процессов, оборудования, продукции, отходов производства;

– экологическое аудирование производственных, условий ведения деятельности, подлежащей лицензированию;

– экологическое обучение, повышение квалификации и профессиональная подготовка специалистов предприятий, организаций, предпринимателей и частных лиц в области экологических знаний;

– проведение оценки воздействия на окружающую среду при разработке проектной документации производственных, хозяйственных и иных объектов и комплексов;

– установка приборов, средств измерений, устройств природоохранного назначения;

– пусконаладочные работы и эксплуатация оборудования природоохранного назначения;

– экологический консалтинг.

При обсуждении этих видов деятельности на совещании возник вопрос, необходимо ли получение лицензии для осуществления этих видов деятельности. Юрисконсульт общества считал, что, поскольку эти виды деятельности не перечислены в ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», они не подлежат лицензированию. Вместе с тем было решено обратиться для разъяснения в Государственный комитет охраны окружающей среды г. Москвы (Москомприроду).

В Москомприроде был получен ответ, что, перечисленные виды деятельности входят в перечень видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, который содержится в Порядке лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды в г. Москве, утвержденном приказом Москомприроды от 27 января 2000 г. № 24, следовательно, они лицензируемые.

Является ли разъяснение Москомприроды законным и обоснованным?

Задача № 7

Городским комитетом по охране окружающей среды (ООС) была назначена экологическая экспертиза проекта строительства нефтеперерабатывающего комплекса. Участок, определенный под предполагаемое строительство, находился в 8 км от границ жилого массива. Инициатором строительства на экспертизу была представлена обосновывающая документация, разработанная с учетом требований (ОВОС), после чего экспертная комиссия приступила к рассмотрению данного проекта.

Одновременно одна из общественных экологических организаций города обратилась в городской комитет по (ООС) с протестом по поводу того, что население микрорайонов попадает под действие комбината, и никаким образом не информировано о строительстве и представите общественности города не привлекались к обсуждению проекта и предполагаемого воздействия на (ОС) в случае его осуществления.

Вопрос: Насколько обоснованными являются претензии данной общественной организации? Какие формы участия общественности предусмотрены действующим законодательством в процессе принятия решений о размещении предприятий и иных объектов?

Контрольные вопросы по теме

1. Дайте понятие оценки воздействия на окружающую среду.

2. В чем состоит цель оценки воздействия на окружающую среду?

3. Дайте понятие экологической экспертизы, назовите ее принципы.

4. Охарактеризуйте экологический мониторинг.

5. Охарактеризуйте природоохранное нормирование.

6. Охарактеризуйте экологическую стандартизацию.

7. Охарактеризуйте экологическое лицензирование.

8. Охарактеризуйте экологическую сертификацию.

9. Охарактеризуйте экологический аудит.

10. Охарактеризуйте экологическое страхование.

11. Охарактеризуйте экологический контроль.

Нормативно-правовые акты

1. Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ. С последующими изменениями // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556; 1998. № 16. Ст. 1800.

2. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ. С последующими изменениями // СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3422; 2001. № 51. Ст. 4829; 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 2.

3. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

4. О государственном земельном кадастре: Федеральный закон от 02.01.2000 № 28-ФЗ // СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 149.

5. О ведении государственного водного кадастра Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 23.11.1996 № 1403 // СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5566.

6. О ведении государственного учета лесного фонда: Постановление Правительства РФ от 20.05.1997 № 611 // СЗ РФ. 1997. № 21. Ст. 2489.

7. О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ: Постановление Правительства РФ от 12.11.1992 № 869. С последующими изменениями и дополнениями // САПП. 1992. № 20. Ст. 1669; СЗ РФ. 1999. № 15. Ст. 1824.

8. О Единой государственной автоматизированной системе контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 20.08.1992 № 600 // САПП. 1992. № 8. Ст. 546.

9. О Красной книге Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 19.02.1996 № 158 // ФЗ РФ. 1996. № 9. Ст. 808.

10. О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий: Постановление Правительства РФ от 19.10.199 № 1249 // СЗ РФ. 1996. № 44. Ст. 5014.

11.О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов: Постановление Правительства РФ от 26.10.2000 № 818 // СЗ РФ. 2000. № 45. Ст. 4476.

12. О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира: Постановление Правительства РФ от 10.11.1996 № 1342 // СЗ РФ. 1996. № 47.
Ст. 5335.

13.О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации: Постановление Правительства РФ от 27.12.2000 № 1008 // СЗ РФ. 2001. № 1 (часть II). Ст. 135.

14. О создании Единой государственной системы экологического мониторинга: Постановление Правительства РФ от 24.11.1993 № 1229 // САПП. 1993. № 48. Ст. 4661.

15.Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи: Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 № 916 // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. II). Ст. 39.

16.Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения: Постановление Правительства РФ от 22.11.2000 № 883 // СЗ РФ. 2000. № 48. Ст. 4701.

17. Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы: Постановление Правительства РФ от 11.06.1996 № 698 // СЗ РФ. 1996. № 40. Ст. 4648.

18.Об утверждении Правил предоставления сведений государственного земельного кадастра: Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 № 918 // СЗ РФ. 2000. № 50. Ст. 4899.

19. Положение о ведении государственного мониторинга водных объектов: Утв. постановлением Правительства РФ от 14.03.1997 № 307 // СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1443.

20. Положение о государственном земельном контроле: Утв. постановлением Правительства РФ от 19.11.2002 № 833 // Российская газета от 04.12.2002.

21. Инструкция о порядке государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ: Утв. приказами Минприроды РФ от 25.05.1993 № 37-2-7/435 и Госкомсанэпиднадзора России от 25.05.1993 № 01-19/22-22 // Российские вести, 1993, 1 июля (Зарегистрировано в Минюсте России 18 июня 1993 года за № 279).

22.О порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ: Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 № 182 // СЗ РФ. 2000. № 10. Ст. 1143.

23. Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр: Утв. постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 № 132 // СЗ РФ. 1998. № 6. Ст. 756.

24. Положение об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов: Утв. постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 № 716 // СЗ РФ. 1997. № 25. Ст. 2938.

25. Положение об осуществлении государственного контроля за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, расположенных на территориях режимных военных и оборонных объектов: Утв. постановлением Правительства РФ от 24.01.1998 № 77 // СЗ РФ. 1998. № 5. Ст. 617.

Дополнительная литература

Вершило Н.Д. Некоторые аспекты оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы как эколого-правовых мер обеспечения устойчивого развития // "Черные дыры" в Российском законодательстве. 2005. - № 1.

Голиченков А.К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования. М., 1992.

Горбачев А.Н. К вопросу о правовом обеспечении оценки воздействия на окружающую среду // Государство и право. 1998. № 7.

Гулак Н.В. Наблюдение (мониторинг) как мера правового обеспечения охраны природных объектов и окружающей среды от загрязнения
// Аграрное и земельное право. 2006. № 4.

Заславская Н.М. Государственный экологический контроль // Закон. 2010. № 4.

Киблицкая О.А. Актуальность изучения проблематики экологического контроля в современной России (историко-правовой аспект) //Философия права. 2010. № 2.

Лопатин В.Н. Менеджмент и маркетинг в экологии и природопользовании. М., 2001.

Основы экологического аудита. М., 2001.

Пирмагомедов А.А. Мониторинг регионального экологического и земельного законодательства в Южном федеральном округе: проблемы и перспективы развития // Правовое государство. 2009. № 3.

Реймерс Н.Ф. Методология научной (эколого-социально-экономической) экспертизы проектов и хозяйственных начинаний: общие принципы. М., 1990.

Серов Г.П. Основы экологического страхования: Учебное пособие. М.: Изд-во МНЭПУ, 1996.

Серов Г.П. Экологический аудит и экоаудиторская деятельность. М., 2008.

Серов Г.П. Экологический аудит. Концептуальные и организационно-правовые основы. М., 2000.

Слепенкова О.А. Государственная экологическая экспертиза как механизм обеспечения экологической безопасности // Закон и право. 2010. № 9.

Фомин Н.В., Чиннов И.Н. Сертификация продукции: принципы и их реализация. М., 1998.

Фомин С.А. Экологический учет, государственные природные кадастры // Экология, охрана природы, экологическая безопасность. М., 2000.

Формы статистического наблюдения, применяемые в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды: Каталог. М., 2000.

Чешаев А.С., Фесенко И.П. Земельный кадастр: Учебник для вузов. М., 2000.

Чикунова Е.П. Экологический аудит: проблемы и перспективы // http://www.hr-portal.ru/article/ekologicheskii-audit-problemy-i-perspektivy

Чхутиашвили Л.В. Актуальные вопросы правового регулирования экологического аудита // Российская академия юридических наук. Научные
труды. Выпуск 11. Том 2. М., 2011.

Чхутиашвили Л.В. Экологический аудит как оценка воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности организации и соответствия ее требованиям природоохранного законодательства // Lex Russica . 2011. № 4.

Экологический учет и аудит. Сб. статей / Под ред. Л.З. Шнейдмана. М., 1997.

Наши рекомендации