Государство: понятие и признаки
Государство — политико-территориальная организация суверенной публичной власти, обладающая монополией на сбор налогов, осуществляющая управление обществом на основе права с помощью специального механизма (государственного аппарата).
Государство отличается рядом признаков, свойственных ему как особой организации политической власти, к основным из которых относятся:
· территориальная организация населения;
· суверенитет;
· наличие публичной власти;
· система налогов;
· функционирование посредством права;
· наличие специального аппарата управления и принуждения.
Распространение власти государства на определенную территорию. Территория фиксирует принадлежность данному государству определенной части земли, поверхности планеты, воздушного и водного пространства, границы территории, их режим, внутригосударственную административно-территориальную организацию.
Территория государства — то пространство, на которое распространяется его власть, юрисдикция.
Территория государства характеризуется следующими формально-юридическими свойствами. Во-первых, она включает строго определенные компоненты (сухопутное и морское пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, 12-мильную морскую зону, исключительные экономические интересы на континентальном шельфе и др.); во-вторых, территориальная организация государства проявляется достаточно отчетливо в делении населения по административно-территориальным единицам (края, области, районы и т. д.), т. е. организованным местам жительства людей.
Государство обладает суверенитетом. Государственный суверенитет означает самостоятельность, независимость государства в осуществлении им своей политики, как в пределах собственной территории, так и в международных отношениях при условии ненарушения суверенитета других государств.
Суверенитет как юридическое понятие представляет собой основание правоспособности государства, означает возможность обладания высшей властью.
Это проявляется в самостоятельности принятия решений в области внутренней и внешней политики, распространении государственной власти на всю территорию страны, общеобязательности решений органов государства для всех, кого они касаются, возможности отмены решений иных властей, если они не соответствуют законам.
Суверенитету государства свойственны признаки верховенства и независимости государственной власти.
Верховенство государственной власти означает, что данная власть распространяется на все общество, на все государственные и общественные организации, должностные лица, юридические лица, на всех граждан. Любые решения, противоречащие законам государства, не подлежат исполнению и должны быть отменены.
Независимость государства проявляется: а) в признании данного государства международным сообществом в качестве субъекта межгосударственных отношений; б) в невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела суверенного государства.
Наличие публичной власти.
Государство представляет собой особую политическую публичную власть, не сливающуюся с обществом, отделенную от общества. Иными словами, государство как субъект, носитель власти функционально отделено от своего объекта (общества), отчуждено от него (власть организована по принципу «субъект—объект»).
Организация публичной власти представлена в виде особого профессионального государственного аппарата, представляющего все общество в целом, аппарата, имеющего свою материальную базу. Публичная власть — это чиновники, профессионалы-управленцы, армия, полиция, а также административные органы, суды, тюрьмы и другие учреждения.
Государственные налоги и сборы составляют один из ключевых признаков государства. Любое государство может успешно функционировать, используя необходимые финансовые ресурсы, пополняемые за счет налогов, сборов, займов и т. д.
Основными источниками пополнения государственной казны являются налогообложение населения, взимание сборов за совершение различных действий, требующих государственной регистрации, взимание таможенных пошлин за перемещение товаров через государственную границу, коммерческая деятельность государственных предприятий и др.
Различные законно установленные налоги и сборы необходимы также для того, чтобы реализовывать общенациональные социальные программы, охранять окружающую среду и др. Размер, сроки и порядок взимания налогов, акцизов определяются в нормативных правовых актах.
Монополия на принятие нормативных правовых актов (законов и подзаконных актов). Государство — единственная политическая организация, обладающая правом издавать правовые акты, содержащие обязательные для граждан, организаций веления (предписания), а также обеспечивать их соблюдение и исполнение.
Неразрывная связь государства и права. В этой связи предельно кратко можно сказать так: не существует государства без права, как не существует права без государства. Посредством права определяются структура механизма государства, статус государственных органов, должностных лиц, оформляется территориальная организация населения, осуществляются государственные функции. К тому же государство, используя право, устанавливает правовой порядок и обеспечивает его соблюдение.
В отдельных учебниках по теории государства и права в качестве признаков государства называется население, т. е. человеческое сообщество, проживающее на данной территории.
Вторичными (внешними) признаками государства признаются государственные символы: герб, флаг, гимн, столица. Обычно эти символы закрепляются в конституциях и иных законах.
15. Государство: сущность, содержание и социальное назначение.
Философская категория сущность означает совокупность наиболее важных, устойчивых свойств, определяющих самые глубинные связи и отношения предмета, явления, от которых зависят все их остальные свойства и признаки. Иными словами, вопрос о сущности государства, по сути, вопрос определения самой важной его характеристики. В данном контексте отметим: сущность государства — это главное, основное качество государства, определяющее его содержание, цели и функции.
В советской юридической науке сущность государства рассматривалась только с классовых позиций — как политическая организация экономически господствующего класса.
Соответственно государство трактовалось как машина, орудие для насилия одного класса над другим.
Несмотря на разную содержательную характеристику названных подходов, они не исключают друг друга. Можно сказать, что любое государство обладает двойственной сущностью. Здесь присутствуют и черты классовости, т. е. приоритетной реализации интересов управляющих групп федерального и регионального уровня, и черты общесоциальные, предопределяемые необходимостью организации общественной жизни, обеспечения интересов всех социальных групп, всего населения.
Наиболее важной, качественно постоянной сущностной чертой современного российского государства является то, что оно выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем обществом. Российское государство так или иначе регулирует отношения между всеми социальными группами, является выразителем общих интересов населения, выступает в качестве официального представителя общества. С этой точки зрения сущностные начала государства России наиболее отчетливо проявляются в том, что оно служит общему благу и выступает как орган консолидации различных слоев населения, обеспечения их интересов.
Содержание государства. В научной и учебной литературе проблеме содержания государства не уделено необходимого внимания. Прежде всего отметим, что «содержание» — понятие философское, означающее единство всех основных элементов целого, его свойств, связей, существующее и выражаемое в определенной форме.
Содержание характеризует не только глубинные принципиально значимые черты, но и другие стороны, грани предмета, явления. Сущность, в отличие от содержания, отражает явление, предмет, социальное образование глубже. В рамках единой сущности содержание может быть неодинаковым, например, разное сочетание классовых и общесоциальных начал в условиях авторитарных и демо- кратических политических режимов.
Содержание государства многогранно и проявляется не только в его разносторонней деятельности, но и в его механизме, т. е. системе государственных органов (органы законодательной, исполнительной, судебной власти и др.).
Вопрос о содержании государства можно рассматривать и с позиции воздействия различных социальных сил на государственную власть и ее ветви, принимаемые законодательные акты и другие государственные решения.
Социальное содержание российского государства зависит также от национальных отношений, состава национальных республик в современной России, взаимоотношений федеральных органов государственной власти и субъектов Федерации.
Социальное назначение государства. Слово «назначение», согласно справочным изданиям, — область, сфера применения кого (чего-нибудь, цель, предназначение. Относительно государства социальное назначение раскрывает, для чего оно предназначено, каким целям должно служить, в чем его ценность для общества.
В современной юридической литературе признается, что главное предназначение государства — служить обществу. В этих целях государство должно:
устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его;
обеспечивать стабильность в обществе, выступая необходимым арбитром в отношениях между различными социальными группами при столкновении их интересов;
гарантировать безопасность общества от преступных посягательств;
защищать личность от произвола властных структур, создавать нормальные условия для всех членов общества, заботиться об определенных социальных группах населения;
выступать интегрирующей общество силой, т. е. добиваться согласия в обществе;
заботиться о развитии экономики, культуры, образования, искусства, здравоохранения;
поддерживать оптимальное состояние финансовой системы в условиях существующих кризисных проявлений.
Следовательно, социальное назначение современного российского государства состоит в его разнообразной деятельности, направленной на решение задан и достижение целей, вытекающих из необходимости нормального существования и функционирования общества.