Специфика международного, политического и социального конфликтов на постсоветском пространстве

Политический конфликт — конфликт по поводу власти, доми­нирования, влияния, авторитета. Социальный конфликт — в узком смысле слова — конфликт по поводу средств жизнеобеспечения: уровня зарплаты, использования профессионального и интеллек­туального потенциала, уровня цен на различные блага, по поводу реального доступа к этим благам и другим ресурсам.

Предметом столкновений и конфликтов в третьей области явля­ются права и интересы этнических и национальных групп. Часто эти конфликты связаны со статусными и территориальными притязания­ми. Суверенитет народа или этнической группы оказывается в дан­ном случае доминирующей идеей в конфликте. Все названные выше формы являются взаимопроникающими конфликтами, каждый из них составляет питательную среду для другого. Например, упомянутые ранее шахтерские забастовки показывают, как именно социальный конфликт превратился в политический. Наблюдатели и исследовате­ли шахтерских забастовок отмечают, что во многих случаях ситуация искусственно обострялась в связи с политическими интересами.

В еще большей мере переплелись социально-политические пробле­мы в национально-этнических конфликтах. Несомненно, что динамика этноконфликтов во многом предопределялась тем, насколько сильны притязания на власть новых элит, выросших в рамках старых струк­тур и отторгнутых как от участия во власти, так и от культурного са­моопределения соответствующих национальных общностей. Местная этнократия, поддерживаемая центром, не подпускала к процессу при­нятия решений представителей новой элиты, благодаря чему они вы­нуждены были облекать свои притязания на власть в форму нацио­нально-этнических или националистических интересов.

Конфликты в социально-политической сфере — это конфликты по поводу перераспределения власти, доминирования, влияния, ав­торитета. Они могут носить как скрытый, так и открытый характер. Основными конфликтами в сфере власти можно назвать следующие:

1)конфликты между основными ветвями власти (законодатель­
ной, исполнительной и судебной) в стране и в отдельных республиках и областях;

2)внутрипарламентские конфликты между Государственной Думой и Советом Федерации и внутри них;

3)конфликты между политическими партиями с разной идеологической и политической ориентацией;

4) конфликты между разными звеньями управленческого аппарата.
Политические конфликты — вполне нормальное явление в жизни любого общества. Существующие в обществе партии, движения, их лидеры имеют свои представления о выходе из кризиса
и обновлении общества. Это находит отражение в их программах.
Но они не могут их реализовать до тех пор, пока находятся вне
сферы власти. Потребности, интересы, цели, притязания больших
групп и движений могут быть реализованы прежде всего через использование рычагов власти. Поэтому власть, политические институты России и СНГ стали ареной острой политической борьбы.

Заметное влияние на социальные конфликты в современной Рос­сии и СНГ оказывают противоречия в межнациональных и меж­этнических отношениях. В их основе лежит борьба за права и интересы этнических и национальных Групп. Анализ межнациональных конфликтов в пределах Российской Федерации позволяет сгруп­пировать их в три основных типа:

1) конституционные конфликты (разница между региональным
и федеральным законодательством);

2) территориальные конфликты. Спорных зон сейчас только в Рос­
сии 180. В некоторых из них время от времени идут локальные
военные действия;

3) межгрупповые конфликты. Социальная нестабильность, политические противоречия внутри республик, между республиками
и независимыми государствами стимулируют такие конфликты.

Наши рекомендации