Деятельность международных организаций по урегулированию конфликтов на постсоветском пространстве.

Международная организация — объединение межгосударственного или негосударственного характера, созданное на основе соглашений.

Постсоветское пространство продолжает оставаться конфликтогенной областью на политической карте мира.Во многих государствах региона сохраняется политическая нестабильность, имеются нерешенные споры, охватывая и территориальные, между политическими элитами.

Ещё в 1991 г. Было отмечено 76 этнотерриториальных споров внутри СССР, через год их количество повысилось до 180.На протяжении 1990-х гг вооруженным конфликтами была объята треть постсоветского пространства.К данному моменту сохраняют остроту около 140 этнотерриториальных претензий.

Конфликты на постсоветском пространствевызваны резкой активизацией национальных движений в последние годы существования СССР и стремлением малых народов к повышению своего статуса и образованию независимого государств

Конфликты и участие в них М.Организаций:

Карабахский конфликт — этнополитический конфликт в Закавказье между азербайджанцами и армянами. Межобщинный конфликт, имеющий давние исторические и культурные корни, приобрёл новую остроту в годы перестройки (1987—1988), на фоне резкого подъёма национальных движений в Армении и Азербайджане.

В 1991—1994 годах эта конфронтация привела к масштабным военным действиям за контроль над Нагорным Карабахом и некоторыми прилегающими территориями.С апреля по ноябрь 1993 года Советом Безопасности ООН были приняты четыре резолюции по нагорно-карабахскому конфликту:
По сути, все резолюции призывали к миру стороны, Азейрбаджан ссылается на них до сих пор)

1. 5-6 декабря 1994 — СБСЕ превращается в ОБСЕ во время Будапештского саммита. Карабахский миротворческий мандат подтвержден.

2. 6 января 1995 — Россия становится сопредседателем Минской группы ОБСЕ совместно с Швецией.

3. 4 февраля 1995 под эгидой ОБСЕ, по предложению сопредседателей между Азербайджаном, Арменией.

Нагорно-Карабахской Республикой был заключено соглашение для улаживания инцидентов

Грузино-абхазский конфликт — одно из проявлений межэтнических противоречий в Кавказском регионе, обострившихся в конце 1980-х годов. В начале августа 1992 года напряжённость между руководством Грузии, получившей независимость и руководством Абхазии (в советский период — автономная республика в составе Грузии), стремившимся к собственной независимости от Грузии, вылилась в открытый вооружённый конфликт, в результате которого абхазские силы в сентябре 1993 года установили контроль практически над всей территорией Абхазии.

Попытки политического урегулирования последствий конфликта предпринимались в 1993—2008 гг. под эгидой ООН и в рамках СНГ.Признание Россией самостоятельности Абхазии после вооружённого конфликта в августе 2008 года привело к фактическому разрушению переговорных процессов, действовавших с 1994 года, — были прекращены мандаты Миссии ООН по наблюдению в Грузии и Коллективных сил СНГ по поддержанию мира.

Российских миротворцев сменили российские пограничникии военные базы.

Договорённости о прекращении огня между Россией и Грузией в августе 2008 г. затрагивали и Абхазию. В документе, подписанном президентами России и Грузии при посредничестве Франции, предусматривалось начало международных переговоров о путях обеспечения безопасности и стабильности в Абхазии и Южной Осетии. Первый раунд переговоров прошёл в Женеве 15 октября 2008 г., после чего дискуссии продолжились с разной периодичностью. В них участвовали представители Грузии, США, России, а также Абхазии и Южной Осетии. Дискуссии проходили под эгидой ООН, Евросоюза и ОБСЕ в формате двух рабочих групп — одна из них занимается вопросами безопасности и стабильности, а вторая — гуманитарными аспектами.После прекращения мандата МООННГ в середине 2009 г. Женевские дискуссии остаются единственной площадкой, где происходят контакты между всеми сторонами конфликта.

Юго-осетинский конфликт — этнополитический конфликт в Грузии между центральным руководством Грузии и самопровозглашённой Республикой Южная Осетия.30 октября 1995 г.при посредничестве России и ОБСЕ между грузинской и осетинской сторонами начались переговоры о мирном урегулировании конфликта. 16 мая 1996 года в Москве был подписан «Меморандум о мерах по обеспечению безопасности и укреплению взаимного доверия». 2004 г. – обострение ситуации, после того как новое руководство Грузии объявило о курсе на восстановление территориальной целостности страны.

ООН:8 августа 2008 года, Россия потребовала немедленного созыва чрезвычайного заседания СБ ООН для выработки совместных действий по прекращению насилия «в связи с агрессивными действиями Грузии в отношении Южной Осетии — международно признанной стороны конфликта».[1] Члены СБ, однако, не смогли прийти к единому мнению и не приняли предложенный Россией текст резолюции, требующей немедленного прекращения насилия. В тот же день США, Великобритания, ЕС и НАТО обратились к Грузиии Южной Осетии с призывами остановить военные действия в зоне конфликта и вернуться за стол переговоров.Начиная с вечера 8 августа и на протяжении всего месяца СБ ООН ещё несколько раз собирался для обсуждения ситуации в Грузии.

НАТО: 8 августа генеральный секретарь призвал противоборствующие стороны в зоне грузино-осетинского конфликта немедленно прекратить боевые действия и вернуться к мирным переговорам.

В начале сентября в Тбилиси прибыла группа экспертов НАТО для оценки ущерба, причиненного грузинской военной инфраструктуре в ходе конфликта.

В дальнейшем руководство НАТО неизменно подчёркивало свою приверженность содействию евроатлантическим устремлениям Грузии и поддержке суверенитета и территориальной целостности Грузии

ЕС:В январе 2007 года в регион была направлена миссия ЕС, но большинство её предложений не были реализованы

ОБСЕ:После признания независимости Южной Осетии и Абхазии Россия заблокировала продление мандата миссии ОБСЕ в Грузии, истекавшего в декабре 2008 года, заявив, что ОБСЕ должна иметь две отдельные миссии в Южной Осетии и Грузии. ОБСЕ, однако, продолжает участвовать в женевских дискуссиях по безопасности и стабильности в Закавказье и в работе совместного механизма предотвращения и реагирования на инциденты в Абхазии.

ОДКБ: 4 сентября на встрече глав МИД стран ОДКБ было принято заявление, поддерживающее «активную роль РФ в содействии миру и сотрудничеству на Кавказе».

ПАСЕ:2009 г- резолюцию, в которой считает, что «Россия оккупировала грузинские территории и должна нести ответственность за все происходящие там процессы, включая этнические чистки грузин».

Молдавско-приднестровский конфликт— конфликт между Молдавией и Непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой.

В ходе многочисленных переговоров при посредничестве России, Украины и ОБСЕдостигнуть соглашения по поводу статуса Приднестровья не удалось.

В конце сентября 2014 года при выступлении на заседании Генассамблее ООН был поднят вопрос о выводе российских войск.

Наши рекомендации