Источники конституционного права. Источники конституционного права – это внешние формы выражения конституционно-правовых норм
Источники конституционного права – это внешние формы выражения конституционно-правовых норм.
Система источников конституционного права РФ представляет собой совокупность взаимосвязанных и иерархически построенных источников конституционного права.
Взаимосвязь источников конституционного права выражается в предусмотренности одних источников другими, в конкретизации положений, содержащихся в одних источниках, другими источниками права. Иерархическое строение источников конституционного права выражается в их дифференциации по степени юридической силы, непротиворечивости, преимущественном действии одних источников в случае их коллизии с другими источниками.
Система источников конституционного права РФ:
I. Нормативные правовые акты.
1. Федеральные нормативные правовые акты:
- Конституция РФ;
- Законы, принимаемые Федеральным Собранием РФ (законы Российской Федерации о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы);
- акты палат Федерального Собрания Российской Федерации;
- акты Президента Российской Федерации;
- Постановления Правительства Российской Федерации;
- Акты иных федеральных государственных органов (например, ЦИК).
2. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации:
- Конституции (Уставы) субъектов РФ;
- Законы субъектов РФ;
- акты законодательных органов субъектов РФ (например, постановления);
- акты высших должностных лиц субъектов РФ;
- акты иных государственных органов субъектов РФ.
3. Нормативные правовые акты муниципальных образований:
- Уставы муниципальных образований;
- нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
II. Нормативные договоры.
1. Международные договоры РФ.
2. Внутригосударственные договоры:
- Федеративные договоры от 31 марта 1992 г.;
- договоры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации о разграничении предметов ведения и делегировании полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;
- договоры между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти края (области);
- соглашения об изменении статуса субъектов РФ;
- договоры между органами государственной власти субъектов РФ;
- договоры (соглашения) между органами местного самоуправления.
III. Конституционные обычаи.
В заключительных и переходных положениях Конституции РФ установлено, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ. Поэтому в Российской Федерации действует ряд нормативных актов СССР и РСФСР, а также Российской Федерации, принятых до 25 декабря 1993 года. По мере принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации число такого рода актов постоянно сокращается.
8. Для образования:
История становления Конституционного строя, которая влючает развитие прав человека и формирование органов Государственной Власти.
Федеральное устройство-формирование, полномочи и предмет веденья.
Проядок изменение К. Изберательный, Законодательны.. . Процесс.. .
Местное самоуправление, гарантии, организация. Суды, Конституционный Суд Российской Федерации (Компитенция)
и иное.. .
Что важно для монимания Российского Государства, Соблюдение Прав Человека.. .
Для Практики:
Является важным механизмом, который регулирует работы ВСЕХ без исключения Органов Государственной Власти (а так же негосударственных). Регулирует Правовое Положение Человека и Грижданина и вообще регулируется
вообще, конституционное право-базовая отрасль для других отраслей права, поскольку другие нормативные акты не могут противоречить Конституции, и основываются на ней.
9. Конституция Российской Федерации принята на референдуме 12 декабря 1993 года и вступила в действие 25 декабря 1993 года, со дня официального опубликования результатов голосования.
Конституция Российской Федерации – это нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство государства, основы организации и функционирования системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Конституция – это правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, в котором:
учреждаются основные принципы устройства общества и государства;
устанавливаются принадлежность власти в государстве и механизм ее осуществления;
закрепляются признаваемые и охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
1.Как основной закон государства Конституция РФ в отличие от других законодательных актов имеет учредительный, основополагающий характер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из них, которые затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Конституция закрепляет основы конституционного строя государства, его территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы – основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам. Конституция учреждает государственный строй, правовую систему (при этом может сохраняться в той или иной степени преемственность конституционного развития).
2.Конституция РФ принята народом и от имени народа. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, конституция может быть принята:
непосредственно народом на референдуме;
парламентом;
конституционным (учредительным) собранием или иным специально формируемым для этой цели органом. Кроме того, конституции могут быть октроированные (т.е. дарованные сверху, например, монархом).
3.Конституцию РФ отличают особые юридические свойства. Они характеризуют правовую природу Конституции и ее особое место в правовой системе. К ним относятся: а) верховенство; б) высшая юридическая сила; в) ее качество как ядра правовой системы, юридической базы законодательства; г)ее особая правовая охрана; д) особый порядок ее принятия и пересмотра, внесения в нее поправок.
Рассмотрим эти качества подробнее.
Верховенство Конституции означает, что государство, государственная власть подчиняются Конституции, праву. Верховенство Конституции проявляется в том, что все государственные органы, общественные объединения, граждане должны в своей деятельности основываться на Конституции, ее положениях, принципах. Кроме того, Конституция имеет верховенство на всей территории государства и все иные правовые акты должны ей соответствовать.
Конституция обладает высшей юридической силой. Это проявляется в том, что все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с ней, не могут противоречить Конституции. Строгое и точное соблюдение Конституции – это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.
Конституция как ядро правовой системы своими положениями способствует согласованности всего правового развития и систематизации права. Она – основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права. Поэтому Конституция представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его развитие. В ряде случаев Конституция содержит прямые указания о необходимости принятия того или иного закона (например, ч. 2 ст. 70 Конституции РФ предусматривает, что статус столицы нашего государства устанавливается федеральным законом).
Особая правовая охрана Конституции РФ – важнейшее условие выполнения всех установленных ею положений и норм. Нормы Конституции РФ обладают высшей юридической силой и имеют прямое действие (ч. 1 ст.15). Поэтому все государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию. Действие Конституции РФ, кроме того, обеспечивается Президентом РФ, который как гарант Конституции (ч. 2 ст. 80) принимает все необходимые меры в пределах своих полномочий, чтобы обеспечить выполнение требований Конституции РФ, ее положений. Особую роль в правовой охране Конституции РФ играет Конституционный Суд РФ, который, в частности, в соответствии со ст. 125 Конституции РФ рассматривает и решает дела о соответствии Конституции РФ правовых актов, их отдельных положений. В случае признания их неконституционными они утрачивают силу. Определенную роль в правовой охране Конституции РФ играют также федеральный парламент, который, в частности, заслушивает послания Конституционного Суда РФ, обращается в Конституционный Суд РФ с запросами, а также Уполномоченный по правам человека. Его полномочия в сфере защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина определяет Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г.