Исследовательские модели коммуникации
История науч. исслед-ий в области эффектов СМК берет свое начало в изучении пропаганды в нач. XX в. Первые теории масс. ком-ций строились преим. по принципу «стимул - реакция» (бихевиористская модель) и основывались на положении о том, что сообщения СМК одинаково воспринимаются всеми членами аудитории и вызывают неизбежную, немедленную и непосредственную реакцию. Первые модели ком-ции, предложенные в рамках такого подхода, обозначаются как линейные.
1 модель:
Авторы: Ласуэлл, Лазарфельд.
Коммуникация предстает как некая схема. Большей частью все модели(схемы) исследовательские. Исследуются различные элементы коммуникации. Первыми появляются самые простые модели. Это «модели волшебной пули». Коммуникация рассматривается как непосредственный сиюминутный акт. Коммуникация рассматривается, как то, что происходит в определенный момент времени.
Источник -> Сообщение -> Получатель
Коммуникатор -> Сообщение -> Реципиент
Адресант -> Сообщение -> Адресат
Модель оказывается линейной и однонаправленной.
Первой и наиболее известной моделью коммуникационного процесса стала так называемая "формула ЛАССУЭЛЛА":
Кто | Что говорит | По какому каналу | Кому | С каким эффектом |
Коммуникатор | Сообщение | Средство | Реципиент | Эффект |
Каждый элемент формулы представляет собой самостоятельную область анализа коммуникационного процесса: "Кто говорит" - изучение коммуникатора; "Что говорит" - контент-анализ сообщений; "По какому каналу" – изучение СМК; "Кому" - исследования аудитории; "С каким результатом" - измерение эффективности коммуникации.
2 модель:
В 50е годы эта общая идея еще в большей степени подчеркивается классиком Ховландом, который не только делает самый мощный вывод по поводу коммуникации: коммуникация – по сути, это убеждение. Но он добавил 2 элемента.
Эффективность убеждения зависит от реципиента, реципиент должен доверять коммуникатору, и Ховланд сделал важный вывод – в основе этого доверия, прежде всего, профессионализм коммуникатора. И второй момент – убеждение происходит тем эффективнее, чем в большем страхенаходится реципиент.
3 модель:
Р.Брэддок добавил к ней еще два элемента коммуникативного акта: обстановка (цвет, свет, запах, дистанция), в которой протекает коммуникация, и цель, с которой говорит коммуникатор.
4 модель: