Альтернатива эмпиризма: новое звучание старых мифов
Тот факт, что мифы субъективизма и объективизма так долго остаются влиятельными в западной культуре, указывает на выполнение каждым из них некоторой важной функции. Каждый из этих мифов мотивирован реальным и разумным интересом и у каждого есть корни в нашем культурном опыте.
Что сохраняет эмпиризм от мотиваций объективизма
Фундаментальный интерес объективизма — это внешний мир, противопоставленный индивидууму. Миф объективизма совершенно справедливо подчеркивает то, что есть реальные объекты, существующие независимо от нас, которые определяют способы взаимодействия с ними и их понимание. Сосредоточенность объективизма на истинности и знании фактов связана с важностью такого знания для успешного функционирования человека в материальном и культурном окружении. Миф объективизма мотивируется также интересом к справедливости и беспристрастности в тех случаях, когда это важно и может быть достигнуто некоторым разумным способом.
Миф эмпиризма, как мы его описали, вполне согласуется со всеми перечисленными мотивациями объективизма. Эмпиризм расходится, однако, с объективизмом в двух фундаментальных положениях:
Существует ли абсолютная истина?
Необходима ли абсолютная истина для обеспечения перечисленных интересов — интереса к знанию, которое позволяет нам успешно функционировать, и интереса к справедливости и беспристрастности?
Эмпиризм отвечает «нет» на оба вопроса. Истинность всегда связана с пониманием, которое основано на неуниверсальной концептуальной системе. Но это не противоречит законному интересу к знанию и беспристрастности, который на протяжении долгих лет мотивирует миф объективизма. Объективность все же возможна, но она поднимается на новый уровень. Объективность все так же предполагает преодоление индивидуальных пристрастий, определяемых знаниями и ценностями. Но там, где объективность обоснована, она уже не требует абсолютной, универсально применимой точки зрения. Объективность всегда связана с понятийной системой и набором культурных ценностей. Разумная постановка вопроса об объективности невозможна, если конфликтуют концептуальные системы или культурные ценности. Важно признавать это и уметь распознавать такие ситуации.
Согласно мифу эмпиризма, научное знание все же возможно. Но отказ от представления об абсолютной истине сделает научную практику более ответственной благодаря общему пониманию того, что научная теория может скрывать столько же, сколько и высвечивать. Осознание того, что наука не создает абсолютной истины, без сомнения изменит влиятельность и престиж научного сообщества, а также практику государственного финансирования науки. Результатом может стать более разумная оценка того, что собой представляет научное знание и каковы его ограничения.
Что сохраняет эмпиризм от мотиваций субъективизма
Субъективизм по праву мотивируется осознанием того, что значение — это всегда значение для человека. То, что для меня значимо, всегда связано с тем, что для меня важно. А то, что для меня важно, зависит не только от моего рационального знания, но и от моего прошлого опыта, ценностей, чувств и интуитивных озарений. Значение не шлифуется и не высушивается; это феномен воображения и органичная часть процесса формирования внутренней согласованности между концептами. Упор объективизма на достижение универсально применимой точки зрения игнорирует то, что важно для конкретного индивидуума с его интуитивными озарениями и осознанием связности опыта.
Миф эмпиризма согласуется с представлением о том, что понимание действительно включает все перечисленные элементы. Упор эмпиризма на взаимодействие и интерактивные характеристики позволяет показать, каким образом значение становится значением для говорящего. А внимание эмпиризма к формированию внутренней согласованности на основе опытных гештальтов дает возможность объяснить, что значит важность чего-либо для индивидуума. Кроме того, эмпиризм объясняет, каким образом используются основные ресурсы воображения при функционировании метафоры в процессе понимания и как можно придать опыту новый смысл и создать новые реалии.
Чем эмпиризм действительно отличается от субъективизма, так это отрицанием идеи романтизма о том, что образное понимание не имеет пределов.
Суммируя, можно сказать, что мы рассматриваем миф эмпиризма как то, что способно обеспечить реальные и разумные условия мотивации мифов субъективизма и объективизма, но без объективистской одержимости абсолютной истиной и приверженности субъективизма идее абсолютной безграничности воображения.