Альтернатива эмпиризма: новое звучание старых мифов

Тот факт, что мифы субъективизма и объективизма так долго остаются влиятельными в западной культуре, указывает на выполнение каждым из них некоторой важной функции. Каждый из этих мифов мотивирован реальным и разумным интересом и у каждого есть корни в нашем культурном опыте.

Что сохраняет эмпиризм от мотиваций объективизма

Фундаментальный интерес объективизма — это внешний мир, противопо­ставленный индивидууму. Миф объективизма совершенно справедливо подчеркивает то, что есть реальные объекты, существующие независимо от нас, которые определяют способы взаимодействия с ними и их пони­мание. Сосредоточенность объективизма на истинности и знании фактов связана с важностью такого знания для успешного функционирования человека в материальном и культурном окружении. Миф объективизма мотивируется также интересом к справедливости и беспристрастности в тех случаях, когда это важно и может быть достигнуто некоторым разумным способом.

Миф эмпиризма, как мы его описали, вполне согласуется со все­ми перечисленными мотивациями объективизма. Эмпиризм расходится, однако, с объективизмом в двух фундаментальных положениях:

Существует ли абсолютная истина?

Необходима ли абсолютная истина для обеспечения перечисленных интере­сов — интереса к знанию, которое позволяет нам успешно функционировать, и интереса к справедливости и беспристрастности?

Эмпиризм отвечает «нет» на оба вопроса. Истинность всегда связана с пониманием, которое основано на неуниверсальной концептуальной системе. Но это не противоречит законному интересу к знанию и бес­пристрастности, который на протяжении долгих лет мотивирует миф объективизма. Объективность все же возможна, но она поднимается на новый уровень. Объективность все так же предполагает преодоление индивидуальных пристрастий, определяемых знаниями и ценностями. Но там, где объективность обоснована, она уже не требует абсолютной, универсально применимой точки зрения. Объективность всегда связа­на с понятийной системой и набором культурных ценностей. Разумная постановка вопроса об объективности невозможна, если конфликтуют концептуальные системы или культурные ценности. Важно признавать это и уметь распознавать такие ситуации.

Согласно мифу эмпиризма, научное знание все же возможно. Но от­каз от представления об абсолютной истине сделает научную практику более ответственной благодаря общему пониманию того, что научная теория может скрывать столько же, сколько и высвечивать. Осознание того, что наука не создает абсолютной истины, без сомнения изменит влиятельность и престиж научного сообщества, а также практику го­сударственного финансирования науки. Результатом может стать более разумная оценка того, что собой представляет научное знание и каковы его ограничения.

Что сохраняет эмпиризм от мотиваций субъективизма

Субъективизм по праву мотивируется осознанием того, что значение — это всегда значение для человека. То, что для меня значимо, всегда связано с тем, что для меня важно. А то, что для меня важно, зави­сит не только от моего рационального знания, но и от моего прошлого опыта, ценностей, чувств и интуитивных озарений. Значение не шлифу­ется и не высушивается; это феномен воображения и органичная часть процесса формирования внутренней согласованности между концепта­ми. Упор объективизма на достижение универсально применимой точки зрения игнорирует то, что важно для конкретного индивидуума с его интуитивными озарениями и осознанием связности опыта.

Миф эмпиризма согласуется с представлением о том, что понимание действительно включает все перечисленные элементы. Упор эмпиризма на взаимодействие и интерактивные характеристики позволяет показать, каким образом значение становится значением для говорящего. А внима­ние эмпиризма к формированию внутренней согласованности на основе опытных гештальтов дает возможность объяснить, что значит важность чего-либо для индивидуума. Кроме того, эмпиризм объясняет, каким образом используются основные ресурсы воображения при функциони­ровании метафоры в процессе понимания и как можно придать опыту новый смысл и создать новые реалии.

Чем эмпиризм действительно отличается от субъективизма, так это отрицанием идеи романтизма о том, что образное понимание не имеет пределов.

Суммируя, можно сказать, что мы рассматриваем миф эмпиризма как то, что способно обеспечить реальные и разумные условия мотивации мифов субъективизма и объективизма, но без объективистской одер­жимости абсолютной истиной и приверженности субъективизма идее абсолютной безграничности воображения.

Наши рекомендации