Состав правонарушения - научная абстракция, отражающая систему наиболее общих, типичных и существенных признаков отдельных разновидностей правонарушения.
Эта система признаков необходима и достаточна для привлечения правонарушителя к юридической ответственности. Без наличия хотя бы одного из них лицо не может быть привлечено к ответственности.
Состав преступления может быть материальным, при котором обязательно наступление общественно опасных последствий, и формальным, когда для признания деяния в качестве правонарушения достаточно факта совершения данного деяния.
К числу обязательных элементов любого состава правонарушения относятся: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения.
Объект правонарушения - это то, на что посягает правонарушитель в процессе осуществления противоправного деяния. Безобъектных правонарушений не существует. Правонарушитель своим действием или бездействием разрушает сложившийся и обеспечиваемый правовыми нормами правопорядок.
По поводу того, что выступает объектом правонарушения, есть несколько точек зрения:
1) объектом является то право, на которое посягает правонарушение, например, объект статьи 105 «убийство» - право человека на жизнь;
2) объектом являются охраняемые и регулируемые правом общественные отношения, на которые посягает правонарушения;
Для лучшего уяснения сути объекта правонарушения необходимо использовать обе эти теории.
Объект правонарушения - сложное, многозначное понятие. Так, выделяют общий, родовой, видовой, непосредственный объект; основной и дополнительный объект.
Объективная сторона правонарушения показывает его выражение вовне. Обязательными элементами объективной стороны выступают:
1) противоправное деяние, осуществляемое в форме волевого поступка - действия (механического телодвижения, жеста, слова) или бездействия (воздержание от совершения необходимых, юридически значимых действий);
2) общественно опасные последствия (для материальных составов), т.е. вред личным, коллективным, государственным или общественным интересам. Этот вред может иметь как имущественный характер (хищение, уничтожение имущества, упущенная выгода), так и неимущественный (причинение телесных повреждений, клевета, утрата возможности осуществить право);
3) причинная связь между деянием правонарушителя и общественно вредными последствиями, наступившими в результате совершения этого деяния.
Связи между различными явлениями социальной действительности могут быть как необходимыми, так и случайными. Правонарушитель, совершая противоправное деяние, должен осознавать его общественно опасный характер и предполагать возможность наступления вредных последствий.
Следовательно, связь между поведением правонарушителя и наступившими последствиями должна быть не случайной, а необходимой, закономерно вытекающей из противоправного поведения.
К факультативным элементам объективной стороны относятся место, время, способ, обстановка совершения правонарушения.
Субъектом правонарушения признается достигшее определенного возраста деликтоспособное, вменяемое лицо, а также социальная организация.
Законодатель с учетом психологических возможностей человека, уровня его сознания, воли, принимая во внимание степень общественной Опасности правонарушения и правонарушителя устанавливает определенные рубежи социальной зрелости индивида.
Индивид, совершающий противоправное деяние, становится субъектом правонарушения, а затем и ответственности при условии его способности правильно понимать социальный смысл своего поступка.
Устанавливаемые российским законодательством рубежи социальной зрелости правонарушителя достаточно условны и отличаются весьма широким диапазоном. Принято считать, что социальная значимость объектов, охраняемых уголовным законом, адекватно осознается индивидами с 16 лет, а некоторых случаях в связи с их особой ценностью и очевидностью, с 14 лет.
Гражданское законодательство устанавливает ответственность в полном объеме с 18 лет, частично - с 14 лет. В административном, трудовом и других отраслях права субъектами правонарушений, как правило, считаются лица, достигшие 16 лет.
Гражданское, административное законодательство признает как индивидуальных (физические лица), так и коллективных (юридические лица) правонарушителей. Уголовное право, в связи необходимостью индивидуализации ответственности и наказания, признает только индивидуального правонарушителя.
Субъективная сторона правонарушения - совокупность признаков, характеризующих субъективное отношение лица к своему деянию и его последствиям.
Здесь главной категорией выступает вина, под которой понимают психическое отношение лица к совершенному им противоправному деянию. Выделяют две формы вины - умысел и неосторожность.
Умысел, в свою очередь, может быть прямым, когда лицо сознает общественно опасный характер своих деяний, предвидит возможность и неизбежность наступления вредных последствий, желает их наступления; и косвенным, когда лицо сознает общественно опасный характер своих деяний, предвидит возможность наступления вредных последствий, не желает, но сознательно допускает наступление указанных в законе последствий либо относится к ним безразлично. Умысел может быть также заранее обдуманным и внезапно возникшим (эвентуальным).
Неосторожность тоже имеет две формы - легкомыслие, когда лицо предвидит общественно вредные последствия своего поведения, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на возможность их предотвращения; и небрежность, когда лицо не предвидит общественно вредные последствия своего поведения, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.
Некоторые правонарушения могут одновременно быть с двумя формами вины: умыслом и неосторожностью.
Факультативными элементами субъективной стороны выступают мотивы, цели, установки.
Мотив - сознательно-оценочное отношение субъекта к социальной действительности, к потребностям и интересам.
Цель — идеальное представление о последствиях возможных и желаемых действий, условиях, способах и результатах удовлетворения потребностей.
Установка - готовность действовать определенным образом в конкретной ситуации на основе определенных потребностей.