Возникновение и развитие теории правового государства

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Аристотель, Платон, Цицерон и т.д.) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Они считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им по мнению античных мыслителей считается справедливой государственностью. Рост производственных сил, изменения социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождает новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исклю­чающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности с позиций историзма изложили прогрессивные мысли­тели того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Н. Макиавелли на основе многовекового опыта существования государства прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принципы политики. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных фор­мах предпочтение отдавалось республике, поскольку именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы. Ж. Боден опре­деляет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период ранних буржуазных революций в разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г.Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т.Джефферсон и другие.

Г. Гроций был первым выдающимся теоретиком школы есте­ственного права. Согласно его теории существует право естественное и право волеустановленное. Источником естественного права является природа человека, человеческий разум. К предписаниям естественного права он относит воздержание от чужого имущества, обязанности со­блюдения обещаний, возмещение виновного ущерба, а также "воздаяние" людям заслуженного наказания. Волеустановительное пра­во, исходящее от государства, должно всецело соответствовать принци­пам естественного права. Правовые институты феодализма объявлялись Г. Гроцием противоречащими природе человека, поэтому выдвигалось требование нового права, "отвечающего законам разума". Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку сво­бодное пользование своим достоянием с согласия всех[488].

Б. Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование де­мократического государства, которое, будучи связано законами, обес­печивает действительные права и свободы человека. Он утверждал, что государство могущественно только тогда, когда оно гарантирует каж­дому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал правителей от посягательств на собствен­ность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных[489].

Т. Гоббс разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни, которые впоследствии были развиты революционными буржуазными мыслителями. К их числу относятся обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров. Т. Гоббс отстаивал понимание свободы человека как права делать все то, что не запрещено законом, и тем самым заложил теоретические основы наибо­лее эффективного принципа правового регулирования общественных отношений.

Д. Локк был классическим выразителем право­вых представлений буржуазного общества в противоположность фео­дальному. Государство, которое создается для охраны естественных прав человека, подчеркивал Д. Локк, устанавливает законы для устройства и учреждения собственности, а также использует общественные силы для исполнения этих законов и для защиты от внешних нападений. В таком государстве господствует закон, обеспечивающий естественные неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и ра­венства. Свобода людей в условиях правового государства состоит "в незыблемом для всех правиле, установленном законодатель­ной властью, суть которого выражается в свободе следовать собствен­ному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека"[490].

Т. Джефферсон, автор Декларации независимости Соединен­ных Штатов Америки, практически воплощает идеи правового госу­дарства на американском континенте. С позиции теории общественного договора и естественных неотчуждаемых прав человека он подвергает критике монархическую форму правления и отстаивает принцип народного суверенитета. Декларация Т. Джефферсона торжественно провозглашает, что существуют неотчуждаемые права человека, для обеспечения которых создается государство. Путем включения в Декларацию есте­ственные права человека превратились в субъективные права отдельных индивидов по отношению к государству как к целому. Для официальной государственной доктрины это было совершенно новое положение, так как прежде считалось, что правами людей наделяет государство.

Значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой государственности в этот период внесли также М.Ф. Вольтер, К.А. Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо, Т. Пейн и другие видные мыслители.

Э. Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в которой занимает человек, личность. Важнейшим принципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обусловливает свободу, равенство и независи­мость всех граждан в государстве, которое выступает как "объединение множества, людей, подчиненных правовым законам"[491]. Там, где государство действует на основе конституционного права, отвечает общей воле народа, там государство правовое, там не может быть ограничения прав граждан в области личной свободы, совести, мысли, хозяйственной дея­тельности. В правовом государстве гражданин должен обладать той же воз­можностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к гражданину.

Философская концепция правового государства по Э. Канту оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мыс­ли и практику государственно-правового строительства цивилизован­ного общества.

Прогрессивная политико-правовая мысль Западной Европы в ли­це Р.Иеринга, Г. Еллинека, Л. Дюги, М. Ориу, Р. Паунда, Г. Спенсера и других оттачивала элементы теории правового государства с позиций своего времени и опыта прошлого. Если отвлечься от субъективных оценок, то боль­шинство авторов сходилось во мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так же подзаконен, как и гражданин. Р. Иеринг, например, считает, что правовая государственность имеет мес­то лишь там, где государственная власть сама подчиняется предписан­ному ею порядку, где она приобретает окончательную правовую проч­ность. Лишь при господстве права процветает национальное благосо­стояние, торговля и промыслы, развертываются присущие народу "умственные и нравственные силы"[492].

Идеи правового государства нашли широкое отражение и в рус­ской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д.И. Писарева, А.И.Герцена, Н.Г. Чернышевского, А. И. Радищева, П.И. Пестеля, Н.М.Муравьева и других мыслителей, подвергавших обоснованной критике беззакония феодализма.

Теоретическую завершенность русская концепция правового государства получила в произведениях видных правоведов и философов предоктябрьского периода: Н.М. Коркунова, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева, С.А.Муромцева, В.М. Гессена, Г.Ф. Шершеневича, Б. Н. Чичерина, Н. А. Бердяева и других. Так, Г.Ф. Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства:

1) для устранения произ­вола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и отграничивают одни интереса от других, в том числе и государственной организации, - отсюда идея господства права в управлении;

2) если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраною субъективных прав;

3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятель­ность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве вы­борные общественные элементы[493].

В.М. Гессен определяет правовое государство, опираясь на фундаментальные воззрения западной политико-правовой мысли. "Правовым называется государство, которое признает обяза­тельным для себя, как правительства, создаваемые им же, как законодателем, юридические нормы. Правовое государство в своей деятельности, в осуществлении своих правительственных и судебных функций связано, ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним"[494]. В то же время В. М. Гессен вносит определенные коррективы в содержательную сторону правового государства. Он отстаивает свободу законодательной деятельности в том смысле, что государство не связано обычным и законо­дательным правом, так как нет "вечных" обычаев и законов. По самому существу своему законодательная власть не может быть ограничена законом. В этой идее заложено принципиальное практическое по­ложение: законы должны соответствовать уровню зрелости общества, отражать изменяющиеся экономические, социальные, культурные и другие условия общественной жизни, отвечать объективным потребностям ее развития.

С.А. Котляревский придерживается кантовской теории взаимо­связанности и обоюдной ответственности государства и личности друг перед другом, гарантией которых является разделение властей. Практи­ческую значимость для современной государственно-правовой жизни имеет его вывод о роли суда как основного органа, обеспечивающего реаль­ную обоюдную ответственность государства и личности. Такой суд должен быть конституционным, абсолютно независимым от кого бы то ни было и пользоваться непререкаемым доверием народа. Утрата этого доверия колеблет начала правосудия, а вместе с тем и начала правового государства[495].

В послеоктябрьский период в России в силу ряда объек­тивных и субъективных факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а за­тем полностью исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм, сосредоточение реальной власти в руках партийно-государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на началах справедливости и, в конечном счете, к установлению тоталитарной, не связанной законом государственности.

Советская государственно-правовая наука в период тоталитариз­ма не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства. Инерция властного отрицания и научного непризнания многовекового опыта теории и практики правовой государственности породила се­рьезные социально-экономические культурно-духовные и национальные конфликты в жизни общества.

В последние годы в русле реформаторских процессов, проходящих в стране, произошли серьезные изменения в научных взглядах на госу­дарство и право, четко обозначились новые подходы к оценке их роли в политической системе общества. Используя научный арсенал прошлого и настоящего, практический опыт построения и функционирования правовой государственности в современных цивилизованных странах, отечественное правоведение, философская, экономическая и политиче­ская мысль наметили реальные контуры будущего правового госу­дарства в нашем обществе. Концептуальные положения и пути форми­рования правового государства с учетом конкретных условий развития страны излагаются в трудах С.С. Алексеева, А.В. Венгерова, В.Е.Гулиева, Н.Н. Деева, В.Д. Зорькина, В.Н. Кудрявцева, Б. М. Ла­зарева, Р.3.Лившица, В.С. Нерсесянца, М.И. Пискотина, Ю.А. Ти­хомирова, Б.И.Топорнина, Р.А. Халфиной, В.Н. Хропанюка, 3.М. Черниловского, В.А.Четвернина и других.

Контрольные вопросы

1. Что такое правовое государство?

2. Назовите основные признаки правового государства.

3. Какова роль Конституции РФ?

4. В чем заключается принцип суверенности государственной власти?

5. Что Конституция РФ провозглашает высшей ценностью?

6. Назовите известных мыслителей, излагавших свои идеи правовой государственности.

7. Назовите представителей русской политико-правовой мысли, внесших значительный вклад в развитие теории правового государства.

Наши рекомендации