Государственные и муниципальные сми

Понятие государственного, муниципального и негосударственного СМИ четко определено избирательным законодательством (см. раздел «Инструменты административных избирательных технологий», подраздел «Средства массовой информации»). Государственные и муниципальные СМИ обязаны соблюдать равные условия предоставления эфирного времени и печатной площади, а также обязаны предоставлять бесплатные и платные эфирное время и печатные площади в определенных объемах всем кандидатам и избирательным объединениям.

Закон требует, чтобы список государственных и муниципальных СМИ был представлен в организующую выборы избирательную комиссию (для региональных и местных СМИ на федеральных выборах – в избирательную комиссию соответствующего субъекта Федерации) не позднее чем через пять дней после начала избирательной кампании. Но обязанность по составлению и предоставлению в комиссию такого списка возложена на администрацию. Таким образом, эта важнейшая информация представляется администрацией, а избирательные комиссии не имеют никакого желания ее проверять. Между тем, как мы уже отмечали выше, список зачастую оказывается неполным.

Список не только представляется в избирательную комиссию, но и должен быть ею опубликован почти сразу после получения. Этот список следует тщательно проверить, и если есть сомнения по поводу каких-либо СМИ, не вошедших в список, избирательная комиссия может сделать запрос в это СМИ или в орган исполнительной власти, осуществляющий регистрацию СМИ[61].

Список государственных и муниципальных СМИ можно использовать для контроля за равным доступом претендентов к государственным и муниципальным СМИ. Бывали случаи, когда государственные СМИ отказывались предоставлять бесплатную печатную площадь или эфирное время[62].

Для контроля равного доступа претендентов к государственным и муниципальным СМИ, надо иметь возможность наблюдать за этими СМИ в период избирательной кампании. С этой целью следует предложить избирательной комиссии в какой-либо форме обеспечить доступ членов комиссии к государственным и муниципальным СМИ, издаваемым на подведомственной комиссии территории. Например, от администрации можно потребовать, чтобы она своевременно доставляла в комиссию все выпуски муниципальных газет и государственных газет, распространяемых на подведомственной комиссии территории. Или обеспечила доступ в свою библиотеку, куда всегда регулярно доставляются такие газеты. Мы вернемся к вопросу мониторинга СМИ в разделе «Агитационный период».

Наши рекомендации